Ярославна (Ефросинья Ярославна) — 1170-е годы жизни, героиня памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» (XII в.) —реальное историческое лицо, жена князя Игоря Святославича Новгород-Северского, дочь могущественного галицкого князя Ярослава Владимировича «Осмомысла».
На Дунае Ярославнин голос слышится,
кукушкою безвестною рано кукует:
«Полечу, — говорит, —
кукушкою по Дунаю,
омочу бобровый рукав в Каяле-реке,
утру князю кровавые его раны
на могучем его теле».
Стоя на крепостной стене Путивля, оплакивает княгиня погибших, корит ветер, воду и солнце за то, что они не помогли войску мужа и надеется на возвращение пленных. Образ тоскующей по мужу Ярославны — одно из величайших поэтических достижений безымянного создателя «Слова о полку Игореве». Им открывается череда многочисленных русских женщин в отечественной литературе и искусстве. В Ярославне воплотился идеал женщины Древней Руси не зависимо от того, к какому сословию она принадлежала. В отличии от княгини Ольги — мудрой, преданной памяти мужа мстительнице, Ярославна носительница лирического женского начала. С ней связаны мир, семейные узы и любовь.
Ярославна едва ли не самая известная из женщин домонгольского периода Древней Руси. Ярославна — жена Игоря Святославовича Новгород-Северского дочь Ярослава Осмомысла, князя Галицкого и жены его Ольги, дочери Юрия Долгорукого. Ярославна имет рюриковские, а значит варяжские, корни.
К моменту похода Игорю около 40 лет. Имя и происхождение его первой жены неизвестно. Ярославна вторая жена Игоря. Все дети его — пятеро сыновей и дочь ее пасынки. Это был брак по страстной любви. Отец Ярославны — князь Галицкий был богатым и сильным и не имел необходимости родниться с Игорем. Ярославна — дочь Ярослава Владимировича. А что до имени… известно только то, что перед смертью она, по обычаю того времени, приняла постриг под именем Ефросинья. В памяти же людей она осталась просто Ярославной.
В Слове о полку Игореве Ярославна появляется в самый трагический момент повествования. Полки Игоря разгромлены, он сам в плену. Половцы, воодушевленные успехом, готовы кинуться на русскую землю. Призывы к князьям вступиться за Русь, спасти Игоря кажутся безнадежными, ибо нет среди них согласия.
Плачь Ярославны — плачь сетование и плач заклинания о помощи. Он проникнут языческим восприятием мира и верованием в отзывчивость сил природы на страдания людей. Ярославна обращается к могучим силам природы, умоляя помочь князю вернуться на родную землю. Плачь — заговор оказался наполнен такой силой любви и верой в благополучный исход, что князю Игорю сам Бог указывает путь из земли половецкой в землю русскую.
Будто услышав мольбы жены своей Игорь бежит из плена. Концовка поэмы выражает желание автора увидеть русских князей объединившимися для отпора общему врагу. Плачь Ярославны это не только тоска жены по мужу, это и выражение горя тысяч русских женщин, чьи сыновья, братья, мужья участвуют в войнах и не возвращаются домой. Естественное желание славянок забыть о несчастьях. А это возможно только, если Русь станет единым сильным государством. Фигура Ярославны стала символом всех русских жен, ждущих своих близких с войн. Она символ верной и преданной жены, которая своей любовью хранит мужа на поле битвы.
Жена князя Игоря — самый загадочный образ в истории
До сих пор образ Ярославны остается самой большой загадкой истории. Не ясны годы жизни, нет ее изображений, с трудом верится, что во время похода князя Игоря на половцев ей исполнилось всего 14 лет, ведь драматизм ее переживаний свойственен умудренным жизненным опытом женщинам. В сокровищницу мировой культуры она вошла, как символ красоты и нежности, женского героизма и верности. Всего 40 строк понадобилось автору для создания одного из самых глубоких образов в мировой литературе. Если Игорь все-таки принадлежит русской истории, то Ярославна вне времени и пространства, ее имя стало нарицательным. Княгиня XII века становится героиней современных произведений. Она вызывала гораздо больший интерес, чем сам центральный герой — князь Игорь. Ярославна равноценный образ, наряду с другими героями Слова о полку Игореве. Много позже появится Домострой, который очертит круг интересов женщины семейными проблемами, сделает ее в средневековье бессловесной рабыней мужа. Много веков спустя женщинам заново придется завоевывать то особое положение подруги, хранительницы очага, которое она по-праву занимала в древности.