История церкви Покрова на Нерли
Полтора километра до ближайшего города-крепости Боголюбова. Идут паломники пешком через заливные луга и по бездорожью, чтобы увидеть стены, которые еще помнят татаро-монгольское иго. По преданию, церковь Богородицы была построена в честь победы князя Андрея Боголюбского над болгарами в середине XII века. «Княжеское житие» также сообщает, что этот храм — дань памяти Изяславу Андреевичу, сыну великого князя. Изяслав скончался от ран, полученных в военном походе.
Место для храма князь выбрал в пойме, на слиянии двух рек — Нерли и Клязьмы. Перед строительством нужно было насыпать горку из камней, скрепленных глиной, для защиты от родниковой воды. Имена зодчих история не сохранила, но мастера были искусны: стены начали возводить на пятиметровой глубине, а храм отделывали каменными плитами. Так что даже при самом полноводном сливе подвалы не затапливаются. Это позволило церкви простоять восемь столетий.
«Совершенная связь между общим и частным, целым и мельчайшими деталями создает тонкую и просветленную гармонию, которая уподобляет архитектуру одухотворенной и парящей музыке или песне», — пишет Николай Воронин, один из крупнейших знатоков древнерусского искусства архитектура. «Образ знаменитого творения владимирских мастеров настолько совершенен, что никогда не оставалось сомнений в том, что оно было таким изначально, что оно таким было задумано зодчими».
Храм на Нерли – первый в России, освященный в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Незадолго до постройки храма священники и сам князь приняли этот духовный праздник в знак особого милосердия Пресвятой Богородицы к земле Владимирской. Главный храм Владимира тоже посвящен Богородице — в отличие от Киева, Новгорода, Пскова, Полоцка и других княжеских столиц.
Фрески, украшавшие стены церкви Покрова на Нерли, изображали царя Давида на троне. У его ног львы и грифоны, а вокруг него парят голуби. Три женских лика на фресках, как и во всех владимирских храмах, символизируют Богородицу.
В 18 веке церковь едва выдержала натиск времени. Крыша почти обвалилась, купол почти рухнул, а также были повреждены резные барельефы. В 1784 году церковь находилась в таком плачевном состоянии, что настоятель Боголюбова монастыря испросил у епархии разрешения разобрать церковь и положить камень на новую колокольню. Белокаменное чудо уцелело по приземленным причинам: рабочие потребовали такую высокую цену, что решили оставить храм и даже восстановили его.
В середине 20 века вокруг церкви проводились археологические раскопки. Ученые обнаружили остатки древнего фундамента. По предположениям, это часть галереи, некогда окружавшей храм с трех сторон. Сохранились также фрагменты фигурок зверей и птиц, вырезанных из белого камня.
Секрет зодчих
Церковь Покрова на Нерли по праву считается памятником архитектуры не только национального, но и мирового масштаба. При всей лаконичности форм он является ярчайшим образцом русского архитектурного стиля и послужил каноническим образцом в оформлении других храмов.
Место для строительства было выбрано не случайно – в старину это был перекресток оживленных речных и сухопутных торговых путей, а довольно необычно, ведь храм построен на водоеме в месте впадения Нерли в Клязьму.
Уникальное расположение также потребовало нестандартного подхода к строительству. Чтобы здание простояло века, при строительстве архитекторы применили нестандартный прием: сначала заложили ленточный фундамент (1,5–1,6 м), который продолжили засыпанные землей стены высотой почти 4 м, получившийся грунт основание для строительства церкви. Благодаря этим ухищрениям церковь веками успешно противостояла ежегодным извержениям воды.
Интересен тот факт, что, судя по некоторым фото из летописи монастыря, первоначальный образ сооружения значительно отличался от современного. Это подтверждают раскопки, проведенные в 1858 г епархиальным архитектором Н. А. Артлебеном и в 1950-х гг крупным специалистом по традиционной древнерусской архитектуре Н. Н. Ворониным. Согласно их находкам, церковь была окружена сводчатыми галереями, что придавало ее убранству сходство с торжественностью и пышностью русских башен.
К сожалению, до нашего времени не сохранились имена тех, кто построил шедевр русского зодчества. Историки лишь установили, что вместе с русскими мастерами и зодчими работали и специалисты из Венгрии и Малопольши — об этом говорят характерные романские черты интерьера, искусно положенные на традиционную византийскую основу.
Внутреннее убранство поражает своей изысканностью. Оригинальные росписи не сохранились, большая их часть была утрачена во время «варварского» ремонта 1877 года, который без согласования с епархиальным архитектором затеяли монастырские власти. Отреставрированные и новые элементы дизайна настолько органично сочетаются друг с другом, что создают впечатление единого целого.
Есть у храма и свои архитектурные особенности: несмотря на то, что стены возведены строго вертикально, они как бы слегка наклонены внутрь. Особенно это заметно на фотографиях, сделанных внутри церкви. Такая иллюзия создается благодаря особым пропорциям и сужающимся к верху колоннам.
Еще одна нетипичная особенность интерьера церкви – резные рельефы с изображением царя Давида. Его фигура занимает центральное место на всех трех фасадах. Помимо Давида, изображенного с псалтырем, на рельефах изображены парные фигуры львов и голубей.
Строительство Церкви Покрова на Нерли
Начало постройки
Строительство нового храма было обусловлено историческим событием – победой над врагом. Храм задумывался как торжественный памятник сложной архитектуры. Свидетельством того, что храм построен на Владимирской земле, является резьба по белому камню.
Как сделаны рельефы на стенах:
- Для барельефа библейского Давида использовались крупные камни, с особой тщательностью вырезались мельчайшие детали, такие как складки на царском подоле, повязка на груди. Царь Давид, играющий на арфе, изображен рядом с различными животными. Сразу заметны скульптурные группировки.
- 19 скульптурных рельефов женщин (считается, что изначально их было гораздо больше), и каждый волос заплетен. Историки считают, что это сама Богородица.
- На каждом фасаде львы с кудрявыми гривами, грифоны, сжимающие в когтях оленей. Каждое изображение имеет символ. Лев — знак Андрея Боголюбского, изображение льва украшает герб Владимира. Грифон свидетельствует о том, что Христос близко. Голуби связывают нас со святыми духами.
Современные ученые подсчитали, что для того, чтобы просто отшлифовать каменную глыбу, мастер должен ударить инструментом тысячу раз, чтобы произвести фигурную облицовку каменной глыбы, требуется 3500 дней. Русским мастерам XII века понадобился всего один год, чтобы построить сооружение, которое и сегодня продолжает удивлять своей пропорциональностью и красотой.
Возведение. Архитектура Церкви
Строительство шло поэтапно:
- Под церковью был вырыт ленточный фундамент глубиной 1,5 м и засыпан валунами.
- Был заложен фундамент храма высотой более 3 м.
- Основание с обеих сторон покрыто глиной, которая тщательно утрамбована. Так образовался холм, высота которого превышала 5 метров. Для отвода воды во время весеннего половодья прокладывают желоба.
- Здание облицовано белой плиткой
- Здание венчала высокая башня, напоминающая шлем.
В здании была прочерчена невидимая вертикаль, которая поднимала постройку вверх. Чтобы добиться такого эффекта, неизвестный зодчий пошел наперекор всем тенденциям, существовавшим в русской архитектуре того времени.
Что он сделал:
- начертил план здания сбоку с запада на восток;
- стены разделены пилястрами с колоннами, образующими вертикальные балки, устремляющие взгляд вверх; части, отличающиеся шириной, кажутся легкими и высокими;
- барельефы также имеют вытянутую форму, длинные на широких частях стен и короткие на узких.
- усиливают эффект высоты узкие вытянутые окна, полукруглые сверху;
- внутри здания спины, стоящие у алтаря, более узкие, чем в западной части — человек, входящий в храм, закрывает его полностью, а не каждую стену в отдельности
- все внешние детали подчинены идее вертикального устремления вверх: вертикальных деталей больше, чем горизонтальных.
С 3-х сторон стены были окружены открытыми галереями — «гульбища», украшенными витым орнаментом. В юго-западной части аркада была заменена стеной, где находилась внутренняя лестница, по которой можно было пройти к клиросам. На фасаде играют свет и тень, кажется, что церковь, излучающая свет и тепло, наполнена радостной жизнеутверждающей силой.
В эпоху княжеских междоусобиц здание пострадало. Реставрационные работы, проведенные не сразу, изменили внешний вид здания. Ремонтировать обветшавшие галереи, как считали строители, не было никакого смысла: они были разрушены до основания.
Вместо шести башен на крыше осталась одна. Его венчал полусвод в форме луковицы.
Внутреннее оформление
Интерьер небольшой, но для ощущения свободы архитекторы опустили хоры и освободили пространство наверху. Арки между колоннами узкие — создается иллюзия высоты. Декор предельно прост: на стенах нет богатой росписи, нет покрытых позолотой золоченых иконостасов.
Когда-то купол блистал росписью. Иисус Христос наблюдал за посетителями с высоты небес. Вокруг него летали архангелы и серафимы. Верующие замерли перед фресками на стенах. Пол был украшен разноцветной плиткой. Первая непрофессиональная реставрация храма уничтожила основные произведения, в том числе белокаменные рельефы.
Почему-то не сбили двух львов у основания арок. Трон одиноко стоит в алтаре, и теперь уже неважно, сколько белокаменных блоков было вложено в него.
Наречение
Церковь Покрова на Нерли, посвященная Богородице, находится на святом месте – там, где явился Богородице князь Андрей. Он назвал храм в ее честь и установил праздник в защиту Богородицы. Праздник, установленный князем, не был согласован с киевским митрополитом, но его быстро уважали на Руси.
Каждому русскому смысл понятен: Богородица тогда пришла, чтобы защитить русскую землю от всех бед. В подтверждение этому на 3-х стенах выполнен композиционный орнамент, который прославляет Божию Матерь в вечер устроенного в Ее честь праздника.
Реликвии церкви Покрова на Нерли
По преданию, строительство Покровской церкви на Нерли в глухом месте связано с явлением Богородицы Андрею Боголюбскому. В начале своего княжения князь вернулся из Вышгорода во Владимиро-Суздальский край, взяв с собой чудотворную икону Божией Матери. Во время путешествия она защищала своих спутников от врагов. А когда князь остановился отдохнуть, ему приснилась Богородица, повелевшая основать на месте остановки храм.
Андрей Боголюбский приказал построить здесь церковь и поставить в ней свою икону. Позже по специальному заказу была написана Боголюбская икона Божией Матери, которая некоторое время находилась при храме, а затем была передана во Владимиро-Суздальский музей. Сейчас прихожан в храме встречают еще несколько икон. От древних святилищ практически ничего не осталось, кроме отреставрированных резных фресок.
Величием и наследием церкви является ее внешний вид. На барельефах можно увидеть орлов, которые символизируют высоту учения Евангелия. Львы, следующие за евангелистами, означают божественную силу. По некоторым преданиям, лев на стенах церкви символизирует самого Христа, охраняющего свое стадо. Изображения женского лица остаются загадкой, но есть намеки на то, что это лики Богоматери.
Особенности архитектуры и интерьера
Церковь Покрова на Нерли — памятник древнерусского и мирового искусства. Лаконичность его форм, характерная для русского стиля, стала каноном для создания других храмов и культовых сооружений. В то же время расположение играет немалую роль в привлекательности. Церковь гармонично вписывается в ландшафт: летом она словно плывет по волнам реки, а зимой вырастает в величественный монумент.
Такая необычная стройка требовала тщательного подхода к защите храма от грунтовых вод и весенних паводков. Для этого архитекторы сначала заложили ленточный фундамент на глубину около полутора метров, а на нем возвели стены высотой 4 метра. Вокруг стен была создана искусственная земляная насыпь, образующая холм, на котором возвели непроницаемую для воды заступническую церковь на Нерли.
На протяжении 10 веков церковь Покрова на Нерли сохранила свой общий вид. Это четырехгранное сооружение со сторонами 10 метров. С восточной стороны расположены три апсиды. Стены украшены живописной резьбой, а умелое сочетание пропорций создает иллюзию их наклона, хотя они строго вертикальны. Это зрительно увеличивает высоту здания, делая его более величественным.
Фасад церкви украшен поясом сужающихся арок, что характерно для архитектуры культовых сооружений Владимиро-Суздальского княжества. Стены окружают до 20 резных барельефов из белого камня. Центральной фигурой в архитектурном решении является образ царя Давида, который можно встретить сразу на трех фасадах. В декоре также присутствуют львы, грифоны, птицы и другие скульптурные изображения.
Интерьер Покровской церкви на Нерли не отличается особой роскошью. Считается, что в первые годы внутреннее убранство впечатляло своими масштабами. Стены в нем были украшены фресками и резным орнаментом, а под куполом находилось изображение Христа с архангелами. К сожалению, оригинал росписи был утерян в результате реконструкции 1877 года, проведенной духовенством монастыря.
Из-за высоких арок с узкими проемами интерьер храма кажется выше, чем он есть на самом деле. Колонны, плывущие к куполам, слегка сужаются вверху и причудливо изгибаются, что также создает иллюзию высоты. Алтарная часть с невысокой перегородкой открыта взорам прихожан и украшена апсидой. Во внутреннем убранстве храма нет сложных скульптурных композиций – только у основания арок можно увидеть львов.
Белокаменная резьба
Фасад здания украшен изысканной резьбой. Сюжет посвящен библейскому царю Давиду, сидящему на троне с псалтирью в руках (его образ повторяется трижды), которого окружают фантастические животные: орлы, голуби, грифоны и львы. Три фасада также окружены суровыми девичьими лицами.
Символика резьбы до сих пор не расшифрована. Исследователи предполагают, что львы — символы власти и силы, а вздыбленного хищника — скорее всего, пантеры — изображение до сих пор сохранилось на гербе города Владимира. Что касается женских лиц. Предположительно это образ Софии — символ мудрости и самоотречения.
Такая резка камня является трудоемкой и сложной работой. Ученые подсчитали, что, учитывая технологии того времени, если бы человек работал над созданием каменных украшений для храма, это заняло бы у него три тысячи дней.
Как доехать
Церковь Покрова на Нерли находится в селе Боголюбово под Владимиром. Добраться до храма можно несколькими способами:
- выбрать одну из многочисленных экскурсий, которые в изобилии предлагают туристические агентства Владимира, Москвы и других крупных городов;
- использовать общественный транспорт. Из Владимира в Боголюбов ходят автобусы №18 или №152.
- на машине, координаты GPS до церкви: 56.19625.40.56135. Из Владимира ехать в сторону Нижнего Новгорода (трасса М7). Проехав Боголюбский монастырь, повернуть налево к ж/д вокзалу, где можно оставить машину.
Вне зависимости от того, какой вариант вы выберете, будьте готовы, что вам все равно придется пройти около 1,5 км. Входа в храм нет. Во время весеннего паводка вода поднимается на несколько метров и добраться до нее можно только на лодке; местные предприимчивые лодочники предлагают аналогичную услугу за небольшую плату.
Сколько бы сил вы ни потратили на поездку, один лишь взгляд на нарядный белоснежный храм, который буквально парит над гладью реки, наполнит вашу душу умиротворением и восполнит силы. С более подробным описанием маршрута и расписанием богослужений можно ознакомиться на сайте Владимиро-Суздальской епархии, которой в настоящее время принадлежит храм.
Теперь это не только место паломничества верующих, живописный край очень любят художники и фотографы. Во время паводков церковь со всех сторон окружает вода, из-за чего кажется, что она построена буквально посреди реки. Особенно эффектно выглядят фотографии, сделанные на рассвете, когда туман над рекой создает дополнительный ореол таинственности.
Режим работы церкви Покрова на Нерли
Сегодня двери храма Покрова на Нерли открыты для прихожан ежедневно с 8.00 до 18.00. Чтобы добраться до него, нужно доехать до Владимира, а оттуда доехать до села Боголюбово на местном автобусе или электричке. От вокзала и от автобусной остановки дорога до храма занимает не более 20 минут. Путь проходит через Боголюбовский луг, который также имеет статус памятника природы и охраняется законом.
Добраться до церкви Покрова на Нерли можно на автомобиле. Для этого нужно выехать из Владимира по трассе М-7 на восток и ехать прямо к Свято-Боголюбскому монастырю. Рядом с ним есть бесплатная парковка, откуда можно пройти по железнодорожным путям до входа в церковь. Чуть ближе — рядом со станцией Боголюбово — есть платная стоянка. Также есть такси из Владимира до храма.
Весной маршрут становится сложным из-за наводнения. Когда Боголюбовский луг залит речной водой, добраться до входа в храм можно только на лодке. Обычно переправу организуют местные жители за небольшую плату. Для посещения храма действуют общепринятые правила: мужчины должны снять головные уборы, а женщины – с покрытой головой и быть скромно одетыми. В храме можно поставить свечу и помолиться.
Церковь Покрова на Нерли входит в туристический маршрут, поэтому в свободное от работы время организует тематические экскурсии. Во время экскурсии вы сможете увидеть бескрайние луга и то, как живописно возвышается над ними этот уникальный памятник русской архитектуры. Посетить экскурсию можно индивидуально или в составе группы в любое время года и будние дни.