1976-й год, Монреаль, Олимпийские игры, соревнования по спортивной гимнастике. Безоговорочной фавориткой считалась советская спортсменка Ольга Корбут, «Чудо с косичками», которая произвела фурор на прошлой Олимпиаде в Мюнхене, покорив зрителей и судей задним сальто, исполненным с верхней жерди брусьев. (Позже этот элемент был запрещён в целях безопасности спортсменок.) Но вот появляется никому не известная чернявая девчушка 14 лет от роду, смешно растопыривает пальчики, одаривает зал озорной, даже лукавой улыбкой, подходит к снаряду и…
Полёт из упора спереди – отмах и сальто вперёд, ноги врозь в вис. Соскок с поворотом на 180° и сальто назад. Брусья – самая сложная, важная и самая зрелищная дисциплина гимнастического многоборья. Такого классного исполнения программы спортивный мир ещё не видел! Впервые в истории гимнастики судьи ставят спортсменке «великолепную десятку» – наивысший балл. Чемпионку зовут Надя Елена Команечи, она представляет Румынию, родилась 12 ноября 1961 года в небольшом городке Георге Георгиу-Деж (ныне Онешти), а гимнастикой занимается с 6 лет.
Ольга Корбут ревёт в голос, ругает Команечи и судей на все корки, Надя тоже не лезет за словом в карман… Так со скандала началось историческое противостояние Нади Команечи с советскими гимнастками, которое достигло апогея на Олимпийских играх в Москве в 1980 году. Зрители встречали Надю свистом и недовольными выкриками, судьи не устояли под давлением организаторов игр, да и наши девушки мобилизовались, чтобы дать отпор румынской выскочке. В итоге Надя уступила Елене Давыдовой. Тогда уже Надин тренер Бела Кароли разразился отменной бранью, что едва не привело к дипломатическому конфликту между двумя дружественными странами. Впрочем, без «золота» Надя не уехала, завоевав его в состязаниях на бревне и в вольных упражнениях.
1981 году Надя покинула большой спорт.
Вот её главные титулы: пятикратная олимпийская чемпионка, двукратная чемпионка мира, девятикратная чемпионка Европы, в том числе трёхкратная абсолютная чемпионка Европы.
Также Команечи – единственная обладательница двух Олимпийских орденов МОК.
Уже как профессионала Надю пригласили в США – в 11 городах были запланированы её показательные выступления. За каждое такое выступление румынский спорткомитет получал по 250 000 долларов, при этом самой Команечи доставались сущие гроши – социализм не позволял рядовым гражданам обогащаться. Во время турне Надя как-то постучалась в номер к своему тренеру Беле Кароли, распахнула дверь и обнаружила, что номер пуст. Кароли попросил убежище в Америке. Тут же подоспели «сопровождающие в штатском» и быстро увезли спортсменку на родину. Теперь за Команечи в оба глаза следили сотрудники всесильной Секуритате, румынской службы госбезопасности.
Западная пресса приписывала самой знаменитой румынке многомиллионные счета в банке, виллу на Чёрном море, роман с сыном лидера страны Николае Нику – позже Надя от души посмеётся над этими сплетнями и домыслами. Завершив выступления, она перешла на тренерскую работу, жила в обычной городской квартире, получала весьма скромную даже по румынским меркам зарплату. Раз в три месяца была обязана проходить унизительный тест на беременность – с бездетных женщин государство взимало налог. С сыном Чаушеску встречалась на официальных мероприятиях, но ни о каком романе не могло быть и речи. Потому что Надя была влюблена в другого! И это отдельная, самая романтичная, но и самая драматичная глава её биографии.
С американским атлетом Бартом Коннером Надя познакомилась в 1976 году на Кубке Америки по спортивной гимнастике. Ей четырнадцать, ему шестнадцать…Ромео мирового спорта, их первая любовь, взаимно вспыхнувшая страсть оказалась роковой – влюблённых разделял океан, «холодная война», две полярные системы общественного уклада. Они изредка встречались на международных соревнованиях и вновь расставались, обещая друг другу когда-нибудь сломать все преграды и соединиться навечно.
К концу 80-х Румыния превратилась в нищую страну, из которой правящий клан Чаушеску выжал все соки. Курс на обновление и перемены, провозглашённый в СССР Михаилом Горбачёвым, румынский диктатор отверг на корню. Секуритате зверствовала, тюрьмы были переполнены политзаключёнными, за любые попытки организовать бунт или забастовку людей расстреливали без суда и следствия… Затяжные разлуки с любимым становились совсем невыносимыми. Так ещё спецслужбы перехватывали её письма, прослушивали телефонные звонки. В 1989 году Надя, наконец, решилась. Вместе с группой других смельчаков она под покровом ночи пересекла румыно-венгерскую границу. Всё как в шпионском триллере – пришлось проползать под колючей проволокой, а румынские пограничники открыли огонь на поражение. К счастью, никто не пострадал. Из Венгрии Команечи отправилась в США. Через месяц режим Чаушеску пал.
Слава одной из самых титулованных спортсменок планеты не помогла Наде избежать утомительных бюрократических процедур – лишь семь лет спустя она получила американское гражданство. В 1996 году они с Бартом поженились, увенчав браком столь непростой роман, который длился целых двадцать лет. По настоянию Нади свадьба состоялась в Румынии, платье невесты украшали десять тысяч жемчужин и семиметровый шлейф. А ещё через десять лет, как шутит сама Надя, она установила самый главный личный рекорд – родила сына, которого назвали Диланом Полом. Выносить и родить здорового первенца в сорок пять – действительно великое достижение.
Сейчас Надя Команечи – преуспевающая бизнес-леди. Они с мужем основали Академию гимнастики, выпускают спортивный журнал, спонсируют юных спортсменов, занимаются благотворительностью – помогают детям с мышечной дистрофией. Надя курирует ряд больниц в Румынии, вместе с Мартиной Навратиловой борется за права женщин в странах Восточной Европы. Охотно снимается в рекламе – будь то нижнее бельё, спортивная одежда или ортопедические матрасы. А ещё у неё есть работа для души – она читает лекции по ораторскому искусству.
Команечи прекрасно помнит и восторженный Монреаль, и неприветливую Москву, хотя в целом к России и к русским спортсменам относится с большим уважением. Всегда тепло отзывается о своей заочной наставнице Людмиле Турищевой. Сожалеет о трагедии, постигшей Елену Мухину, которая перед Московской Олимпиадой разбилась на тренировке и до конца жизни оставалась прикованной к инвалидному креслу. Поддерживает приятельские отношения с бывшими соперницами из СССР, которые в годы Перестройки также эмигрировали на Запад – Марией Филатовой, Еленой Давыдовой, Нелли Ким, Натальей Шапошниковой. Лишь об Ольге Корбут Надя предпочитает не говорить – та давнишняя девчоночья ссора до сих пор не даёт ей покоя. Ну, а самой выдающейся гимнасткой всех времён и народов (после себя, конечно) считает опять-таки нашу Светлану Хоркину.
Надя Команечи, легенда 70-х, «золотого десятилетия» спортивной гимнастики, и сегодня внимательно следит за всем, что происходит на мировых аренах.
Она активно способствует популяризации этого вида спорта, в котором атлетизм сочетается с изяществом, сложнейшие технические элементы, от которых захватывает дух, – с кажущейся лёгкостью и артистизмом, а боль и слёзы на тренировках – с ослепительной улыбкой на пьедестале почёта.
Роман Широков
Источник: www.superstyle.ru