Де́бора (Дебби) Энн Ха́рри (англ. Deborah Ann Harry; род. 1 июля 1945) — американская певица и актриса, автор песен, лидер new-wave группы «Blondie». Сыграла в более 30 фильмах, включая «Видеодром» Д. Кроненберга, «Лак для волос» Д. Уотерса, «Чемоданы Тульса Люпера» П. Гринуэя. В 1990-е годы гастролировала и записала альбомы с американской джазовой группой Jazz Passengers.
На рубеже 1970-80-х гг. в музыкальном мире, наверное, не было блондинки популярнее, чем Дебби Харри. Многие до сих пор сомневаются – снискала бы группа BLONDIE такую популярность, не будь у неё столь яркой и обаятельной «фронтвумэн».
Однако красота Дебби отнюдь не сразу распахнула перед ней двери шоу-бизнеса. Не каждый догадывался, что белокурой красавице, украсившей обложки музыкальных журналов, к моменту триумфа было уже, как говорится, «за тридцать».
Дебора Энн Харри (Deborah Ann Harry) родилась аж 1 июля 1945 года в Майами. Кто её биологические родители, неизвестно и по сей день, так как малышку бросили еще в роддоме. Правда, «сиротство» длилось всего три месяца, пока девочку не удочерила семья Харри из Нью-Джерси. Белой шевелюры у маленькой Дебби еще не было, в школьных конкурсах красоты она участвовать категорически не хотела, зато неплохо пела. Поэтому по исполнении 18 лет девушка, не задумываясь, отправилась в Нью-Йорк покорять музыкальные подмостки.
Шли годы. Дебби успела поработать секретаршей в филиале BBC, официанткой и даже соблазнительным «кроликом» в клубе PLAYBOY BUNNY, успела увлечься наркотиками и даже завязать с ними, а музыкальная слава так и не приходила.
И вот в начале 1970-х происходят два знаменательных события. Во-первых, Дебби берут как одну из вокалисток в девчачью группу STILETTOES, а во-вторых, она знакомится с Крисом Стейном, который в этой группе подрабатывал гитаристом. Знакомство оказалось судьбоносным во всех отношениях. Крис и Дебби (оба завязавшие наркоманы и люди с композиторской жилкой) образовали не только любовный, но и творческий союз. Говорят, связь была настолько крепкой, что девушка даже отказывалась давать интервью, если рядом не было бойфрэнда.
Плодом этого союза стало образование в 1974 г. группы, где Харри наконец-то могла стать единственной и неповторимой. Она же в итоге и определила название коллектива, вспомнив, как водители грузовиков окликали её на улице («Hey, blondie!» – «Эй, блондиночка!»), за чем следовали всякие непристойные предложения.
Была середина 1970-х, а значит, в музыкальной стилистике одновременно набирали силу такие разные направления как диско, панк и регги. И надо сказать, что BLONDIE умудрились испытать на себе все эти новомодные веяния сразу, тем самым став у истока того эклектического стиля, что позже назовут «новой волной». Эта стилистическая всеядность была одновременно и сильной, и слабой стороной группы, которая стала, что говорится, «слишком хороша для попсы и слишком попсова для рока».
Первые два альбома BLONDIE публика приняла неплохо, но шума они не наделали. Всё изменилось с выходом в 1978 г. третьего альбома – «Parallel Lines», который и поныне считается самым сильным в творчестве коллектива.
Надо сказать, что на заре карьеры (да и потом) группу больше привечали в Старом Свете, чем в Новом. Поэтому продюсером «Параллельных линий» стал англичанин Марк Чэпмен, уже «сделавший» таких исполнителей, как Сюзи Кватро, SMOKIE и SWEET.
Именно он настоял, чтобы для рекламного сингла была выбрана песня «Heart Of Glass» («Сердце из стекла»). Это сейчас она – классика диско-жанра, а тогда Харри и Стейн написали её как прикол, который решили включить в альбом для пущего разнообразия. Авторы даже не помнят точно года ее создания (то ли 1973-й, то ли 1974-й). Сначала она называлась «Once I Had A Love (aka Disco Song)» и игралась в клубе CBGB с одной целью – позлить приходивших туда панков.
Кстати, в 1978 г. BLONDIE перезаписали эту песню в стиле регги, но Чэпмен сказал, что регги в США не популярно, настоял на диско-аранжировке и попросил отредактировать для сингла текст, убрав оттуда нехорошее выражение «pain in the ass» («боль в заднице»).
Сингл «Heart Of Glass» взлетел на вершины хит-парадов по обе стороны Атлантики. До сих пор эту песню знают даже те, кто больше ничего слыхом не слышал о BLONDIE. «Heart Of Glass» звучала в рекламе Gucci, а российский слушатель может услышать её в новой заставке к передаче «Comedy Woman».
Не меньший успех ждал и весь альбом. «Parallel Lines» разошелся тиражом 20 млн. экз., и впоследствии был включен журналом ROLLING STONE в список «500 величайших альбомов».
Был на этом альбоме и второй долгоживущий хит, который частенько звучит в фильмах. Речь идёт об отличной – задорной и дерзкой – песенке «One Way Or Another» («Так или иначе»), которую Харри написала вместе с басистом Найджелом Харрисоном. Говорят, что текст песни вдохновил какой-то экс-бойфрэнд Дебби. В нём описывается, как девчонка дразнит и преследует пацана, а затем его динамит. Недаром в одном из концертных видеороликов песню сопровождает парочка танцоров, активно «выясняющих отношения».
По итогам 1978 г. «Heart Of Glass» и «One Way Or Another» были признаны в США лучшими песнями, и для BLONDIE наступил «звёздный час». Им таки удалось в 1980 г. впервые провести на вершину американского хит-парада песни, написанные в еще непривычных для США стилях регги («The Tide Is High») и рэп («Raptire»).
Самой же популярной песней года (и третьим всемирным хитом BLONDIE) стала «Call Me». Мелодию к ней написал известный итальянский продюсер и композитор Джорджио Мородер (автор таких вещей, как «I Feel Love» Донны Саммер и «Take My Breath Away» группы BERLIN). Везде пишут, что мелодия была танцевальной, но, как по мне, BLONDIE сделали из нее настоящий рок-боевик, под который шибко не потанцуешь. Текст по просьбе продюсера написала сама Дебби Харри, и речь в нём шла о работе проститутки (именно в этом контексте надо понимать заложенный призыв «Позвони мне, позвони»). Недаром песня вошла в к/ф «Американский жиголо» с Ричардом Гиром в главной роли. Правда, сперва Мородер хотел, чтобы песню исполняла Стиви Никс из FLEETWOOD MAC, но та отказалась, и петь пришлось Харри.
В результате «Call Me» заняла 1-е место в США, стала самым продаваемым американским синглом и получила «Золотой глобус» как «лучшая песня к фильму». Попала она и на вершину Британского топа, установив своеобразный рекорд – Дебби стала первой женщиной, трижды возглавившей хит-парад.
Но, как это часто бывает на пике славы, в группе начались трения. Музыкантам не нравилось, что пресса выделяет Харри, все начали писать сольники, а тут ещё слёг на больничную койку Крис Стейн (у него обнаружили опасное наследственное заболевание – пузырчатый лишай). Когда болезнь обострилась, Дебби прямо с гастролей сорвалась и поехала ухаживать за Крисом. В 1982 г. BLONDIE распались, а певица посвятила три года заботам о больном бойфрэнде. Болезнь отступила, но после этого прежде неразлучная пара рассталась (впрочем, безо всякой ссоры). И хотя сольные работы Харри не имели успеха, она нашла себя в кинематографе.
BLONDIE собрались лишь во время празднования 20-летия, и тут обнаружили, что поклонники их помнят, да и у самих есть порох в пороховницах. Группа начала записывать новые альбомы и даже снова взобралась на вершину британского топа с отличной песней «Maria» (1999). На этот раз хит написал клавишник группы Джим Дестри, и речь в нём шла о латиноамериканке с весьма многозначительным для католиков именем, которая вызывает у мужчин почти священное восхищение.
Кроме всего прочего Дебби Харри активно занимается общественной деятельностью – она давно известна как борец со СПИДом и защитница прав секс-меньшинств. А в 2011 г. в музее современного искусства Лос-Анджелеса вместе с художницей Мариной Абрамович певица устроила шокирующий перфомэнс. Сначала её вынесли на носилках, исполняющую «Heart Of Glass», а затем она подошла к торту, сделанному в виде её трупа и вырезала сердце. Акция была проведена с целью привлечь внимание к проблеме насилия над женщинами.
В том же году вместе со вдовой Леннона – Йоко Оно – она организовала выпуск сборника «Occupy This Album» («Захвати этот альбом»), все сборы от которого пошли в фонд поддержки акций протеста «Захвати Уолл-стрит».