Гала, настоящее имя Елена Ивановна (Димитриевна) Дьяконова — 26 августа 1894 — 10 июня 1982 — жена, муза и модель великого испанского сюрреалиста Сальвадора Дали.
«Я люблю Галу больше, чем отца, больше, чем мать, больше, чем Пикассо. И даже больше, чем деньги», — писал Дали.
На протяжении более пятидесяти лет в жизни великого сюрреалиста Сальвадора Дали властвовала женщина, которая была его вдохновительницей, женой и музой. Невозможно представить себе, какова была бы жизнь художника без этой непредсказуемой, загадочной, фееричной, капризной, властной, но в то же время преданной ему женщины…
Он называл ее Галариной (от испанского golondrina — ласточка).
Гала родилась в Казани, на Волге, примерно в 1890 году (ах, женщины, вечно скрывающие свой возраст!). Настоящее ее имя Елена Дмитриевна Дьяконова. Из Казани родители отправили Елену учиться в Санкт-Петербург, в пансион благородных девиц. С ее появлением в пансионе жизнь девушек изменилась: Елена была несомненным лидером, умела заразить всех своими идеями, устроить праздник на пустом месте. За это подруги прозвали ее Галой, и это имя прикипело к девушке на всю жизнь.
Несмотря на свою неуемную энергию, Гала с детства была болезненным ребенком, а в 17 лет врачи поставили ей диагноз «туберкулез» и отправили на лечение в Швейцарию. Там в санатории она познакомилась со своим будущим мужем — французом Полем Элюаром. На ее фотографиях этого периода можно увидеть сильное, решительное лицо с дьявольски горящими глубоко посаженными темными глазами, маленьким ртом и высокими скулами. Ее глаза выражают решимость, уверенность и неповиновение. Несмотря на свою безмерную самоуверенность, Гала была самокритичной и отдавала себе отчет в том, что не обладает никакими талантами, увы! Пожалуй, кроме одного: она умела разглядеть и «вытащить на свет Божий» таланты других людей. Уже тогда Гала знала, чего хочет от жизни: благополучной обеспеченной жизни в Европе и мужа-гения.
Поэтому знакомство с подающим надежды французским поэтом Полем Элюаром пришлось как нельзя более кстати, и, несомненно, Гала любила его!
Когда в 1914 году здоровье Галы пошло на поправку и ей пришлось расстаться с Элюаром и уехать домой в Россию, это стало настоящим ударом. Разлука продлилась два года, и наконец летом 1916 года она решила не ждать более милостей от судьбы, а взять их самой. Гала поехала в Париж и уже в феврале 1917 года стояла перед алтарем в белом свадебном платье. Свершилось! План приведен в исполнение, но в этом же году она забеременела, и вот это совсем не входило в планы Галы: она мечтала о светском обществе и поэтому, родив, не захотела всецело отдаться воспитанию своей дочери Сесиль.
Девочка была отдана на попечение нянек, а вот отец, кстати, души не чаял в маленькой Сесиль, и так продолжалось всю жизнь.
Гала стала обращать на себя внимание в обществе. С молчаливого согласия мужа она закрутила роман с немецким художником и скульптором Максом Эрнстом. Какое-то время Элюар, Эрнст и Гала делили постель на троих. Несмотря на такое либеральное отношение к сексу и любви к мистификации, Гала была одной из немногих женщин, которую сюрреалисты принимали всерьез и прислушивались к ее мнению. Позже про нее скажут: «Гала знала, чего хочет: наслаждений для сердца и всех пяти чувств, а также денег и компанейских отношений с гениями. Ее не интересовала политика или философия. Она оценивала людей по их эффективности в реальном мире и устраняла от себя тех, кто был посредственным, — и при всем этом была в состоянии вдохновлять страсти и разжигать творческие силы столь разных мужчин, как Эрнст, Элюар, Дали».
Следующие перемены в жизни Галы произошли во время поездки группы сюрреалистов в Кадакес. Там она познакомилась с Сальвадором Дали. В это время семейная жизнь ее и Поля Элюара совсем разладилась. Гала понимала, что Элюар талантлив, но все же для исполнения ее жизненного плана были необходимы три составляющих: Европа, гений, деньги. А тех денег, каких стоит она, Элюару никогда не заработать. Что именно привлекло ее в Дали?
Было ли это романтическое чувство или расчет на богатство и роскошь? Остается только догадываться. В многочисленных интервью, которые Гала дала за полвека, о своих отношениях с Дали она упорно не рассказывала. Все ее письма к Элюару бывший муж уничтожил, попросив ее сделать то же самое со своими, чтобы «лишить любопытных потомков возможности заглянуть в их интимную жизнь».
Итак, в сентябре 1929 года в поселок Кадакес, в нескольких километрах от Порт-Льигата, где тогда жил Дали, приехал французский поэт Поль Элюар со своей русской женой. Первая же встреча 25-летнего Сальвадора с 36-летней Галой была как удар молнии! Дали мгновенно и страстно влюбился в нее. И Гала, пораженная молодым художником, не раздумывая осталась в Кадакесе.
Разразился скандал. Отец Сальвадора в гневе отказал ему во всякой поддержке. Друзья Дали, а среди них были Пабло Пикассо и кинорежиссер Луис Бунюэль, пытались вразумить его, но все напрасно. Против «русской» ополчились чуть ли не все жители Кадакеса, и тогда Дали и Гала решили уединиться в Порт-Льигате.
В то время это была заброшенная бухточка, одно из самых пустынных мест на каталонском побережье Коста Брава. Вдова рыбака уступила им свою хибарку с удобствами во дворе. Именно из этой запущенной дощатой лачуги, едва защищавшей ее обитателей от сильных ветров, и вырос дом, который со временем станет музеем.
Сначала хибарка, как и все дома, которые впоследствии приобретал Дали, была капитально отремонтирована, потом в течение многих лет перестраивалась по собственному проекту художника, который каким-то немыслимым образом объединял всё новые строения. «Наш дом рос, как некая биологическая структура, размножаясь клеточным почкованием», — скажет позже Дали.
Сальвадор и Гала любили этот дом. Даже в замок Пуболь они перенесли его частичку. Как всегда — весьма оригинально. Небо и море Порт-Льигаты, убегающие за горизонт, Дали только ему известным объемным способом воссоздал на спинке позолоченного трона Галы.
Принимая гостей, она всегда восседала на этом троне. Будто нежилась в водах Порт-Льигаты. В последний раз она приехала сюда из барселонской клиники, больная и разбитая после операций. И здесь скончалась. Высказав, правда, последнюю волю: похоронить ее в Пуболе.
И ради Галы Дали совершил подвиг. Он нарушил закон, изданный в 1940-х годах во время эпидемии чумы и запрещавший перевозить тела умерших без разрешения местных властей. Покойную завернули в одеяло и посадили, как живую, на заднее сиденье кадиллака, рядом с сестрой милосердия. За рулем автомобиля был верный помощник-шофер Артуро. Договорились: если машину остановит полиция, они скажут, что Гала умерла по дороге в клинику. Через час с небольшим добрались до замка Пуболь, там уже все было готово к погребению: в торце склепа маячили в неверном свете гипсовые фигуры шахматных коней и скульптура жирафа. Могил две: вторая предназначалась для самого художника. Забальзамированное тело Галы положили в гроб с прозрачной крышкой и 11 июня 1982 года в шесть часов вечера похоронили. На погребении 78-летний Дали присутствовать отказался.
С момента первой встречи Дали и Галы прошло почти 53 года…
В Порт-Льигат он больше никогда не возвращался и поселился в Пуболе, в замке Галы. 20 июля, спустя месяц с небольшим после ее смерти, король Испании Хуан Карлос I наградил Дали большим крестом Карлоса III и пожаловал ему титул маркиза де Пуболь. В Пуболе Дали написал и свои последние картины — «Котлета и спичка», «Китайский краб», «Ласточкин хвост». Он работал в столовой замка при электрическом свете, сидя на табурете. Одна из сестер милосердия, мадам Фабрега, читала ему, как это всегда делала Гала. В один из мартовских вечеров 1983 года в приступе буйства Дали бросился уничтожать полотна, кричал, что не узнает в них себя! А просто муза умерла. Больше он не брал в руки кисть…
30 августа 1984 года неожиданно загорелась кровать Дали: произошло короткое замыкание электропровода у звонка, прикрепленного булавками к рукаву. Этим звонком он вызывал сиделку. Дали едва не погиб. Его отправили в клинику в Барселону. Выйдя из нее, он вернулся в город, в котором родился, — в Фигерас. 23 января 1989 года художник умер. Круг замкнулся.