Жанна Эбютерн и Модильяни. Шаг в бездну распахнутого окна.

Любовь и смерть Жанны Эбютерн

Они были вместе в жизни и соединились в смерти

Жанна Эбютерн (6 апреля 1898 — 25 января 1920) — французская художница, знаменитая модель и неофициальная жена художника Амедео Модильяни.

Автор: Геннадий Евграфов

Случай и судьба

Встреча с Модильяни, как и все в ее коротком и не успевшем созреть существовании, была нечаянной и случайной. По Парижу плыл карнавал, незабываемый карнавал 1917 года, переломивший ее судьбу. Всё кругом пело и плясало, только он пребывал в неизбывной печали – чужой на этом празднике жизни. В несущейся по течению толпе их прижало друг к другу, завертело, закружило и понесло дальше. Почва ушла из-под ног, ноги подкосились, тело обмякло, она повисла на нем и увидела тонкую пульсирующую жилку на обнаженном горле. Любовь обожгла ее, и тайным женским знанием она ощутила – до самой смерти. Его или ее. И поняла – мгновенно и бесповоротно: если он уйдет первым – не жить ей на этом свете…

Шумел, свистел и веселился карнавал, а они, оглохшие и пьяные от внезапно вспыхнувшего чувства, ничего не замечали вокруг – мир вдруг исчез, растворился и растаял как мираж в пустыне.

В этом обезумевшем ликующем Париже они остались одни.

Наедине с собой.

Наедине с судьбой.

Наедине друг с другом…

Дант и Беатриче

А потом была ночь, их первая ночь посреди разбросанных повсюду вещей, консервных банок и пустых бутылок, подрамников и мольбертов, законченных и незаконченных портретов. Со всех сторон на нее укоризненно смотрели удлиненные лица обнаженных женщин с вытянутыми шеями и узкими раскосыми глазами. Уставшая и опустошенная, она лежала на его руке и мучительно боролась с подступающим приступом ревности. А он осторожно и нежно гладил ее по волосам, и как ребенок тыкался в ее лицо, грудь, живот своими теплыми губами…

Они оба были одиноки в этом жестоком и яростном мире. Случай бросил два одиночества в объятья друг другу — Дант нашел свою Беатриче. Но судьбе было угодно, чтобы ее Дант оказался художником, греховодником и иностранцем. Да к тому же еще и евреем. Для набожных провинциалов, католиков и мещан, родителей Жанны это было больше, чем ударом. И они отказали ей в доме. И тогда Моди стал для нее всем – отцом, братом, любовником и мужем. Роком, жребием, фортуной. С которыми нельзя было бороться. Да она и не хотела.

Когда они встретились, ему было 33, а ей 19. Он приехал в Париж из итальянской провинции, она — из небольшого французского провинциального городка. Он был непризнанный гений, пил, гулял, курил гашиш и спал со многими женщинами. Она училась живописи в академии Колоросси, жила тихой, молчаливой и размеренной жизнью. Модильяни взорвал ее беспечное существование – вырвал из размеренного образа жизни и вверг в бездну своего отчаяния и тоски. Три года она утешала его душевную боль, скрашивала неприкаянный быт, была ему нянькой, сиделкой, возлюбленной и женой.

Искусство и жизнь

После встречи с Жанной Модильяни работал как сумасшедший. Серия «ню», дети в Ницце, сто картин за два года – это было бы не под силу и здоровому человеку. А он был болен. Душевно и телесно. Душевные муки заглушали наркотики, алкоголь и Жанна. На физические он не обращал внимания.

Вырваться из бедности не удавалось. Денег постоянно не хватало, картины не продавались. Выставка в галерее Берты Вейль не имела успеха, публика сочла неприличными изображения обнаженной натуры, полиция потребовала убрать картины. Разразившийся скандал не сделал его известным.

Добавить комментарий

Наверх
Рекомендуем
«Жизнь коротка, искусство вечно», − решила Дейзи Феллоуз и постаралась…