Мария Монтессори (Maria Montessori) – 31.08.1870 — 6.05.1952 — итальянский педагог, врач, учёный, философ, гуманистка, защитница прав женщин.
Одним из свидетельств международного признания Марии Монтессори стало известное решение ЮНЕСКО (1988), касающееся всего четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке. Это американец Джон Дьюи, немец Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори и русский педагог Антон Макаренко.
Мария Монтессори совершила революцию в методике обучения детей. Она навсегда изменила классные комнаты во всех школах мира и внесла неоценимый вклад в теорию обучения детей. Но мало кто знает, что знаменитый педагог была одной из первых женщин врачей Европы, профессором университета и активным защитником прав женщин.
К успеху ее привел путь борьбы, ей пришлось бороться за свое право учиться. Ведь в то время некоторые профессора заявляли, что женский мозг меньше мужского и к учебе не пригоден. Марию вынудили бросить сына, потому что она отказалась выходить замуж. Ей был омерзителен Муссолини, ее свершения уничтожил Гитлер, ей пришлось спасаться от фашизма. Мария Монтессори покинула родные места, чтобы стать гражданином мира и прожить жизнь под знаком борьбы за мир. Революция в образовании, связанная с ее именем, распространилась во все уголки земного шара. Она понимала, что если воспитывать в детях уверенность в себе, независимость, свободомыслие и созидательность, то получатся свободомыслящие, независимые и творчески настроенные взрослые, которые смогут изменить общество. Многие успешные современники обучались по системе Монтесоори. Это и основатель Википедии Джимми Уэйлс, и актер Джордж Клуни, и Джефф Безос – основатель интернет-портала Amazon.com, а также писатель Габриэль Гарсия Маркес. Учениками школ Монтессори были Ларри Пейдж и Сергей Брин – основатели поисковика Google. Их лозунг вполне в духе Монтессори гласит – к работе надо относиться, как к принятию вызова, а к принятию вызова, как к развлечению.
Детство. Первая в учебе
Женщина, которой предстояло изменить образовательный процесс для миллионов людей, родилась в Анконе на восточном побережье Италии в 1870-м году. Ее мать Винильда – интеллигентная женщина либеральных взглядов происходила из семьи ученых. Она воспитала в дочери веру в то, что женщина может сама выбирать свой жизненный путь. Отец Марии – Алессандро был более консервативен в социальном плане. Он служил офицером, участвовал в сражении за независимость своей страны, а затем стал министром в правительстве объединившейся Италии. В 1875 году Алессандро перевез свою семью в столицу новой объединенной Италии, где Мария пошла учиться в школу.
Многие школы Рима в то время не отличались чистотой и обучали детей по негибкой и скучной методике. Учителя стояли в середине класса и читали детям лекции. Итальянских девочек обучали навыкам домоводства. От них требовалось, чтобы они стали добросовестными женами и матерями, но Мария, будучи целеустремленной и уверенной в себе отдавала предпочтение математике и естественным наукам, представляя свое будущее совсем иным.
Прекрасно окончив школу, 20-летняя Мария поступила в Римский университет, чтобы изучать медицину, что стало весьма смелым шагом для итальянской девушки того времени. В 1890-ом году всего 132 женщины во всей Италии получали высшее образование. Подавляющее большинство из них изучали гуманитарные дисциплины, чтобы впоследствии стать педагогами. Медицинские факультеты были исключительно мужской прерогативой. Желание женщины стать врачом было общественным вызовом и воспринималось, почти, как извращение. Вокруг Марии Монтессори сгущались тучи, а в учебной аудитории стояла атмосфера враждебности. По законам того времени Мария была обязана являться на занятия в сопровождении отца, поскольку была особой женского пола. Марии не позволялось входить в лекционный зал, пока все мужчины не займут свои места. По мнению студентов мужчин, и речи быть не могло о том, чтобы девушка присутствовала на занятиях в анатомическом театре, где демонстрировались голые трупы. Ей приходилось заниматься вскрытием трупов после лекций самостоятельно в морге. Едва выдерживая давление, Мария чуть было не бросила обучение.
Но однажды, когда она шла мимо толпы нищих, ее неожиданно посетили провидческие мысли. Мария заметила маленького ребенка, который играл с кусочком красной бумаги. Он был бос, оборван, но абсолютно увлечен своей бумажкой. Эта сцена поразила Марию. Мальчик, несмотря на свое ужасное положение, был поглощен игрой. Мария интуитивно почувствовала, что глубокая страсть к обучению таится в каждом ребенке. Это необычайное открытие возродило в ней желание и дальше постигать тайны человеческого организма. С тех пор она еще с большим рвением принялась за учебу.
В 1896 году она окончила университет, став первой женщиной-врачом, вышедших из его стен и одной из первых женщин-врачей в Италии. Мария приступила к работе врача, а также стала активно бороться за права женщин. Ведь в то время по всей Европе женщинам запрещалось голосовать, выставлять свои кандидатуры на выборах и даже иметь свою собственность. Женщина считались гражданами второго сорта. В Италии, как и во всей Европе, зарождалось движение против абсолютной власти мужчин. Мария стала феминисткой и лектором в Римском университете. Она боролась с предрассудками, читая женщинам лекции о здоровой половой жизни. Мария стала вице-секретарем организации, боровшейся за право женщин голосовать. Также одним из ее требований было равная оплата труда мужчин и женщин, выполняющих одну и ту же работу.
Вскоре Мария Монтессори решила устроиться на работу в Римскую психиатрическую клинику, где в ее обязанности входило посещение приютов для умалишенных. Там она увидела детей с задержкой психического развития. В этих приютах детьми никто не занимался, никто не пытался развить их интеллект. Мария чувствовала потребность изменить такое положение вещей. «Эти несчастные должны быть приняты обществом, занять свое место в мире, стать независимыми, вернуть себе человеческое достоинство», — писала она. Монтессори считала, что даже в этих детях есть потенциал, способный раскрыться.
Она заняла должность со-директора в новой школе, основанной специально для обучения детей с ограниченными возможностями. Должность директора делил с ней молодой доктор Джузеппе Монтессано. С утра до ночи Мария и Джузеппе не отходили от детей, наблюдая за ними, общаясь с ними, предлагая им простые игрушки. Мария попросила столяров изготовить игрушки, которые стали бы воздействовать на чувства детей, развивать их мышление, которое, возможно, однажды сможет заработать продуктивнее. Ее новый подход дал значительные результаты. Оказалось, что не все эти дети потеряны для общества. Мария решилась на смелый эксперимент. Некоторых из своих подопечных она отправляла на государственные экзамены, не оповещая никого о том, что они признаны инвалидами. Часть детей сдали экзамен, а часть даже получили отметки выше средних по стране. Народ Италии боготворил врачей Монтессано и Монтессори, которые оказались способны обучать детей, которые были признаны необучаемыми.
В 1901 году 30-летняя Мария Монтессори сделала решительный шаг. Она оставила школу, где работала, задавшись целью изменить систему обучения всех итальянских детей.
Тем временем в ее личной жизни также произошел драматический поворот. Это являлось тайной для всех, кроме ближайших друзей. Связь между Марией и Джузеппе была не только профессиональной, но и личной, и от этой связи у Марии родился сын. Однако амбициозная женщина-ученый не спешила с замужеством, поскольку по законам того времени замужняя женщина не имела права работать и должна была бы бросить свою карьеру. Незамужняя мать в Италии того времени становилась объектом публичного скандала, поэтому Мария приняла болезненное решение не оставлять у себя ребенка. Она отдала его в деревню, где он и рос в семье фермеров. По иронии судьбы, женщина, которая посвятила себя улучшению жизни детей, оказалась вдали от собственного сына. Известно, что Мария регулярно навещала подросшего мальчика, не сообщая ему, что она его мать. Монтессано и Монтессори заключили соглашение о том, что они не только никогда не поженятся, но и не вступят в брак ни с кем другим. Но в 1901-ом году Монтессано женился на другой женщине, причинив Марии невероятную боль. Это стало одной из причин ее ухода из их школы и прекращения занятием психиатрией.
Женщина снова стала учиться. Теперь, когда ей уже за 30, она вновь стала студенткой, чтобы изучить психологию и антропологию. Всего за три года Мария Монтессори стала профессором антропологии. Она также развивала методы обучения, направленные на избавление детей от бремени социального неравенства, используя совершенно новый подход к преподаванию. Наконец в 1906-ом году у нее появилась возможность опробовать свои теории на практике.
Casa Dei Bambini
В районе Римских трущоб Сан-Лоренцо начал действовать социальный проект улучшения жилищных условий бедняков. Мария взялась курировать проект дошкольного воспитания детей – Casa Dei Bambini – Дом ребенка, в котором продолжала свои исследования.
До того времени люди полагали, что ребенок – это чистый лист бумаги, который следует заполнить знаниями, что детям надо только сидеть и слушать. Мария Монтессори заметила, что процесс получения знаний у детей происходит спонтанно в процессе их творческой или исследовательской деятельности. Знания усваиваются лучше, когда ребенок активно участвует в обучении. Существовавший на тот момент порядок получения знаний только препятствовал этому процессу.