Мадам Тюссо — биография «Королевы воска»

Мадам Тюссо, Анна Мария Тюссо (Anna Maria Tussaud), урожденная Гросхольц – 12.12.1761 – 18.04.1850 — скульптор, основатель музея восковых фигур Мадам Тюссо в Лондоне.

 

Мари родилась в 1761 году в Страсбурге в семье плача. Своего отца она не знала, поскольку тот погиб на войне за два месяца до ее рождения. Злые языки утверждали, что отец жив, просто он решил бросить свою семью, а на самом деле отец Мари вовсе не он, а доктор и скульптор Филлип Куртиус. Истинная история навсегда останется загадкой. Как бы то ни было, мать Марии, лишившись мужа, поступила в услужение к Куртиусу и жила с ним под одной крышей до самой его смерти.

 

Известно, что Филлип действительно любил Мари, как родную дочь. Врачебная практика не давала ему серьезного дохода. Основным заработком Филиппа стало изготовление небольших восковых бюстов. Фотографии в то время не существовало. Художники требовали за портреты большие гонорары, а иметь свое изображение хотелось каждому.

 

В 1771 году, когда Франция готовилась к свадьбе Людовика XVI с Марией-Антуанеттой, предприимчивый скульптор слепил жениха и невесту и выставил в своей витрине. Это стало популярной новинкой и натолкнуло Куртиуса на мысль об открытии небольшого выставочного зала, где бы зрители могли увидеть его восковые фигуры, вылепленные с известных сограждан – «Восковой театр доктора Куртиуса». Юная Мари и тут помогала Филиппу. Она сидела в кассе и, приветливо улыбаясь каждому посетителю, продавала билеты.

 

Вечерами доктор обучал свою воспитанницу искусству лепки. Вскоре ученица превзошла учителя. Ее труды были замечены самим королем Людовиком XVI, который пригласил девушку в Версаль, преподавать искусство ваяния своей сестре. Так Мария окуналась в блистательную светскую жизнь двора. При дворе она познакомилась с графом ля Рокком, который стал ее женихом.

 

В 1793 году их бурный роман прервала революция. Казнили не только короля и королеву, но и практически всех, кто как-то соприкасался с монархией, в том числе и роялиста возлюбленного Мари, что стало для нее страшной душевной травмой. Палач Шарль-Анри Сансон лично доставил в дом Куртиуса головы только что казненных им роялистов, среди них – голова герцога Орлеанского и графа ля Рокка. Голову герцога взялся лепить сам Куртиус, голову графа ля Рокка палач отнес Мари, которая, обливаясь слезами, всю ночь лепила возлюбленного. С тех пор Мари начали мучать ночные кошмары. Каждый раз девушка просыпалась с мыслью отомстить людям, которые устроили в Париже весь этот кошмар. Отомстить так, чтобы самим плебеям стало страшно, чтобы ужас притягивал их и не отпускал. Она решила, что будет делать восковые фигуры. Мари знала психологию толпы и была уверена, что люди пойдут в ее галерею, а явившись, будут дрожать от страха, увидев все ужасы ими содеянные.

 

Мари приступила к исполнению своего плана. Для начала она решила пополнить коллекцию представителями новой власти, которые также хотели увековечить себя. Теперь, когда им с Куриусом поступал новый заказ, одна фигура отправлялась к заказчику, а другой экземпляр обязательно оставался в их восковом театре. Единичный бюст не вызывал отрицательных эмоций, но большое скопление восковых фигур было способно привести в ужас любого.

 

Девушка заявила своему наставнику, что отныне всю работу она будет делать одна. Тот удивился, но спорить не стал, тем более, что здоровье старого скульптора было уже не то. Между тем, его ученица проявила невиданное рвение в своем деле. Она уговорила палача Сасона, который разрешил ей после казни осматривать жуткую корзину, в которую складывали отрезанные гильотиной головы. Романтичная, сентиментальная барышня в те суровые революционные времена стала деятельной, самоуверенной и жесткой женщиной. Мари работала не покладая рук и не испытывала к своим ужасающим натурщикам никаких чувств, в том числе и страха. Она была на пути к созданию коллекции, которая вскоре потрясет Францию, а затем и весь мир.

 

Между тем, несчастья преследовали Мари попятам. Сначала умер старый Куртиус, а затем сама девушка, вместе с матерью попала в тюрьму, заподозренная в монархических взглядах. Им чудом удалось избежать казни. Есть было практически нечего. Все деньги уходят на покупку воска и палачу, который по-прежнему разрешал Мари осматривать трупы.

В 1794 году диктатура во Франции упразднена. Конвент дал всем свободу, Робеспьер был казнен и, конечно, сразу пополнил собрание Мари. С наступлением этих перемен Мари вновь стала общительной, улыбчивой, обаятельной. Больше не было необходимости бояться и вздрагивать от любого стука в дверь. Завершилась бесконечная череда казней. Во Франции вновь заиграла веселая музыка и … сразу же закрутились тысячи романов.

 

Мари приняла ухаживания, а затем и предложение Франсуа Тюссо и вышла за него замуж. Галерея восковых фигур теперь интересует ее только, как семейный бизнес. Выставка приносит неплохой доход, а популярность самой мадам Тюссо вырастает настолько, что ее приглашают лепить из воска самого Наполеона.

 

Но то ли размеренная жизнь замужней дамы оказалась слишком скучна, то ли мадам вновь вспомнила о своем давнем плане – она решает оборудовать в восковой галерее комнату, где будут выставлены головы жертв, казненных во времена диктатуры, такими, какими она увидела их в корзине палача. Эта комната стала изюминкой коллекции. Туда допускались посетители, готовые платить за ужасы большие деньги. Некоторые из смельчаков падали в обморок, ведь среди экспонатов они находили друзей, а то и родственников.  Успех вывел Тюссо на новую ступень – она начала лепить целые исторические сцены. Одной из первых стала сцена с Шарлоттой Корде, убивающей Марата кинжалом.

 

Бизнес мадам Тюссо набирал обороты, а вот семейная жизнь начала разлаживаться. Ее супруг оказался добродушным простаком, жизнелюбом, ценителем вин и карт. Его привычки стали раздражать трудолюбивую Мари. Женщина приняла непростое решение. Она вместе с двумя маленькими детьми и своей восковой коллекцией переезжает в Лондон без мужа. Господин Тюссо получил от жены записку: «Отправилась в Лондон по делам. Не жди. Вернусь не скоро». Больше супруги никогда не виделись.

 

Так в 1802 году Мари Тюссо начала новую жизнь в Лондоне. Переезжая в Лондон, она планировала расширить географию своей коллекции, пополнив ее экспонатами с Туманного Альбиона. Ведь эта страна тоже имела свою историю, не менее кровавую, чем французская. Здесь Тюссо начинала дело с нуля. Нужно было подумать о помещении, где разместить разросшуюся к тому времени коллекцию, а также заводить новые знакомства, чтобы пополнять ее. Теперь ее персонажами были не только покойники, но и живые знаменитости. Чтобы уговорить очередного «персонажа» позировать, женщина применяла весь свой шарм и искусство кокетства и даже припомнила, казалось, давно забытые придворные манеры.

 

Ее подросшие сыновья, потихоньку занялись семейным бизнесом. Они подготавливали воск, подбирали ткани новым героям, решали организационные вопросы. Со временем старший сын – Жозеф сконцентрировался на костюмах, в чем очень преуспел, а младший — Франсуа стал гениальным финансистом. Только одно мадам Тюссо по-прежнему делала сама – лепила свои восковые фигуры. За десятилетия она достигла в этом настоящего совершенства.

 

Но и в Англии мадам Тюссо налаживает связи не только со знаменитостями, но и с тюремщиками, что позволяет ей регулярно лепить перед казнью государственных преступников. Новые зловещие персонажи сразу же выставляются на обозрение возбужденной газетной шумихой публике. Новый зал музея размещает всевозможные орудия убийств, яды, кинжалы и прочие страшные вещи, несмотря на упреки властей. В ответ мадам делает очередной, не мыслимый по тому времени шаг – в одном из залов устанавливается действующая модель гильотины. Мари Тюссо сама показывает гильотину в действии. Посетители платят бешенные деньги и просто дрожат от страха. Не известно, что впечатляет больше – само орудие пыток или «костлявая мадам» — хозяйка выставки.

 

Мадам Тюссо много путешествует по Англии вместе с коллекцией. Случалось всякое, однажды корабль, который вез ее с экспонатами в Ирландию чуть не пошел ко дну, в другой раз коллекцию чуть не уничтожил пожар, но ее чудом удалось спасти. В 1835 году, в свои 74 года, мадам Тюссо решила остепениться. Слава ее коллекции стала мировой, и теперь посетители сами были готовы ехать к ней с любого конца света. К тому же страшных преступлений, революций и переворотов теперь в доброй старой Англии не было. Коллекция в основном пополнялась фигурами монарших особ и знаменитостей. Теперь ее галерея располагалась в доме на Бейкер-стрит.

В 81 год, знаменитая Тюссо решила отойти от дел. Последним ее экспонатом стала она сама. Уже ее внуки обучались в королевской Академии искусств, а молодой Чарльз Диккенс воспевал ее в многочисленных статьях для прессы. Теперь и сама Мари Тюссо стала знаменитостью первой величины. Она скончалась в 1850 году в возрасте 89 лет. А дело ее жизни продолжает существовать.

 

Сегодня музей мадам Тюссо по-прежнему находится на Бейкер-стрит в Лондоне. Его филиалы открылись в Нью-Йорке, Лас-Вегасе, Голландии и Гонгконге. Однако Палата ужасов есть только в Лондонском музее. Смотрители музея с удивлением отмечают, что более всего эта комната пользуется популярностью у женщин.

 

Экспозиция музея на Бейкер-стрит сегодня насчитывает более 400 восковых фигур самых знаменитых людей мира. Ежегодно этот музей посещает 2,5 миллиона человек. За всю 200-летнюю историю он принял около 500 миллионов человек. Его коллекция регулярно пополняется, неизменно только одно — всех посетителей встречает восковая фигура самой мадам Тюссо.

 

Здесь можно не только сфотографироваться с любимой знаменитостью, но и … похлопать ее по плечу, к примеру не фигуре Бреда Питта постоянно остается большое количество губной помады. Он один из самых популярных и любимых женщинами персонажей американской коллекции музея. С раненного утра работники поправляют все то, что было повреждено посетителями. Специальный человек ежедневно следит за прическами экспонатов, другой проверяет на наличие царапин и выемок, еще есть команда, которая следит за костюмами и аксессуарами. Это плата за то, что посетители имеют уникальную возможность близко подойти к своим кумирам. В больших музейных гардеробных хранятся дубликаты всей одежды, аксессуаров, а также некоторые запасные части экспонатов, так что в случае чего восковой портрет можно быстро привести в порядок.

 

Сегодня процесс создания восковых копий знаменитостей практически совершенен и позволяет воссоздать звезду с убедительной достоверностью. Чтобы достичь такого качества работы, в нем задействовано множество людей. Требуется сделать большое количество фотографий – 80 туловища и 100 –лица, снять около 150 мерок, подобрать точный цвет глаз, волос, кожи и зубов из множества образцов. Весь этот процесс занимает несколько часов, но даже самые популярные личности находят время, чтобы увековечить себя и стать частью знаменитой коллекции. Команда лондонского музея мадам Тюссо имеет эксклюзивный доступ к Британской королевской семье, чтобы запечатлеть их в воске. Этой традиции почти два века. Сотрудники музея снимали мерки со всех британских монархов, начиная с Георга III. Портрет королевы Елизаветы II делали больше 20 раз, впервые, когда ей было четыре года. По словам сотрудников музея, именно портрет принцессы Дианы вызывает у посетителей наиболее сильную эмоциональную реакцию. Народная принцесса позировала скульптору буквально за несколько месяцев до своей смерти в 1997 году. Мерки самых знаменитых людей от королевы Елизаветы II до Софи Лорен хранятся под грифом строгой секретности.

 

Решение о том, кто именно будет увековечен в воске принимается руководителями компании на специальном Комитете по портретам, который собирается раз в месяц. Каждый портрет стоит 50 тысяч долларов, а на выполнение одной фигуры уходит полгода. Таким образом, в год создается всего 20 новых фигур. Музей мадам Тюссо использует специальный воск, который производится по особому рецепту, являющемуся большим секретом, хотя известно, что основу, как и несколько веков назад составляет пчелиный воск.

shewin

Добавить комментарий

Вернуться наверх
Рекомендуем
Антонина Болеславовна Лесневская (1863-1937) - провизор, учредитель первой в Петербурге…