Мадам Чан Кайши: первая леди Китая поразила мир, самая влиятельная

Сун Мэйлин, мадам Чан Кайши — 1897 г.р. — китайский политический деятель, жена Чан Кайши, сыгравшая значительную роль в истории Китая XX века. В 1937 году Журнал Time назвал её вместе с мужем человеком года.

Чан Кайши — лидер Гоминьдана (Китайской Национальной Народной партии), Председатель Исполнительного Юаня Китайской Республики и президент Китайской Республики.

Почти полвека мадам Чан Кайши оставалась одной из самых влиятельных женщин мира. Она не была ни президентом, ни правителем Китая, но сыграла в политике уникальную роль для женщины своего времени. Будучи замужем за лидером и генералом, она, благодаря своей упорной политике, провела страну через военный конфликт, голод и угрозу кровавого переворота. Амбиции и жажда власти чуть не сгубили ее. Поговаривали, что у нее был роман с человеком, претендовавшим на пост президента США, который едва не разрушил ее брак и пошатнул позиции в стране. Но в конце-концов она восторжествовала над своими противниками и добилась того, что Китай занял место в самом центре мировой политики.

К моменту рождения мадам Чан Кайши в марте 1897 года, ее страной вот уже 2000 лет правили императоры. Китай был страной традиций с устоявшимся порядком. Девочка родилась в семье Чарли Суна, китайско-американского бизнесмена и методистского проповедника. У Мэйлин в семье было две старших сестры: Айлин и Цинлин, и три младших брата. Названная Мэйлин, что означает «чудесное настроение», девочка росла в одной из богатейших семей того времени. Но семья Мэйлин была необычной. Она имела политический вес и прочные связи с западной культурой.

Несмотря на привелигированное положение, будучи представительницей слабого пола, к конце ХIХ века, во многом Мейлин оставалась человеком второго сорта. Особенно, когда дело касалось образования. Мальчики из обеспеченных семей могли учиться, а для девочек старше 15 лет, школ не было.

Если родители Мейлин хотели для нее большего, они должны были решиться отправить дочку за границу. В 1907 году в возрасте всего 10 лет Мейлин вместе со старшими сестрами приехала в Америку. Трудно было представить страну большего контраста по отношению с императорским Китаем. Мейлин ждало полное погружение в западную культуру на все время ее обучения. Сначала она посещала школу для девушек в Джорджии, затем в возрасте 15 лет перевелась в престижный колледж в Веллесле Wellesley College (штат Массачусетс). Здесь она принимала активное участие в деятельности художественно-музыкального общества и извлекла максимальную пользу из всех аспектов сбалансированного западного образования. На выпускном курсе она стала одной из лучших студенток и была отмечена за успехи в учебе. К 20 года, окончив колледж, уверенная в себе Мейлин имела степень по английской литературе и философии, безукоризненно говорила по-английски и настолько плохо по-китайски, что ей пришлось брать частные уроки. Любовь к родине осталась крепка.

В 1917 году Мейлин приехала в многонациональный Шанхай. Сначала она вернулась к беспечной размеренной жизни своего привилегированного круга, но быстро соскучилась. Чувствуя, что ее образование и ум пропадают зря, девушка бросилась в местную политику. Она стала изучать условия труда в Шанхае. Ее — женщину из привелигированных слоев общества ужаснуло то, что она увидела. Люди жили в страшнейшей нищете, голод и бедность царили повсюду. «Санитарные условия были чудовищными, а вокруг много страданий», — писала она американской подруге. Мэйлин работала в ассоциации молодых христианских женщин. Была членом шанхайской комиссии по детскому труду.

Вскоре девушка обрела популярность в широких кругах и к 26-летнему возрасту попала в поле зрения одного из перспективных молодых политиков. Чан Кайши был армейским офицером, мечтавшим учредить в Китае демократию. Имея прогрессивные политические взгляды и амбиции, он быстро обретал власть и влияние.

Падение монархии в Китае в 1912 году образовало в Китае политический вакуум, что не облегчало бедственного положения страны и не гасило распространявшиеся гражданские волнения. Недавно сформированная националистическая партия во главе с Сунь Ятсеном добивалась объединения Китая. Но в 1925 году после его смерти внутренний передел власти пошатнул партию. Если Чан Кайши верно разыграет карты, то сможет стать новым лидером партии. Средняя из сестер Мейлин — Сун Цинлин была замужем за умершим лидером партии Сунь Ятсеном, место которого надеялся занять Чан Кайши. Политические выгоды брачного союза с Мейлин были очевидны.

Впервые пара встретилась в 1923 году. Встреча была не случайной. Ее устроила старшая сестра девушки — Сун Айлин, которая была женой состоятельного бизнесмена, а в последующем и премьер-министра Китая в 1938—1939.

Но знакомство оказалось большим, чем связь из политических соображений. Между парой вспыхнуло сильное чувство. Настолько сильное, что обоим стало безразлично, что у Чан Кайши уже есть жена и сын. Через несколько недель он просто отправил жену в Америку. Вскоре Чан Кайши сделал предложение Мейлин. Они поженились 1 декабря 1927 года. Свадьба стала политическим событием и счастливая чета постаралась, чтобы все видные люди страны присутствовали на этом событии. В это время Чан Кайши превратился в крупную политическую фигуру, поэтому на бракосочетании присутствовали иностранные дипломаты и даже командующий американским тихоокеанским флотом. Всего в списке гостей значилось более тысячи имен. Высокопоставленная чета заняла прочное место на политической карте мира. Через два дня супруг Мейлин был назначен главнокомандующим вооруженными силами Китая, что фактически делало его президентом.

В самом начале 1928 года Чан Кайши отправился в новую столицу Нанкин в надежде навсегда объединить, охваченную беспорядками страну под флагами национализма. По традиции мадам Чан Кайши должна была оставаться в тени супруга и вести размеренную и скучную жизнь замужней дамы. Но это было не в ее стиле.

Мадам Чан Кайши совершила нечто неслыханное. Она пошла наперекор традиции и перебралась к мужу в Нанкин, где располагалось правительство. Она оказалась единственной из жен государственных деятелей, решившихся на такой шаг.

Это было только начало. Она решила стать такой супругой политического лидера, каких еще не было на свете. Но Китай, которым правил ее муж, находился на грани гражданской войны. Националистическая партия Чан Кайши составляла не единственную политическую силу. Оппозиционная коммунистическая партия под руководством Мао Цзэдуна с ее армией рабочих и крестьян и поддержкой СССР пользовалась внутренней нестабильностью в стране, чтобы проложить путь революции. В довершения всех бед в 1931 году старинный соперник Китая — Япония вторглась и захватила провинцию Маньчжурию. По Китаю прокатилась волна возмущений. Но Чан Кайши бездействовал. Он верил, что не может вступать в борьбу с японцами пока не объединит собственный народ.

До этого момента мадам Чан Кайши играла роль заботливой супруги. Она была рядом, но не участвовала в политике. Вскоре ситуация изменилась. Когда большая часть западных представительств переехала в Нанкин, Чан Кайши растерялся. Он не говорил по-английски и плохо знал западную культуру. Супруга не осталась в стороне и стала его секретарем и переводчиком. Куда бы не отправлялся Чан Кайши жена следовала за ним. В их личных взаимоотношениях того периода царила гармония.

В 1934 году мадам Чан Кайши получила первую должность в правительстве — должность генерального секретаря китайских военно-воздушных сил, отвечавшего за модернизацию военно-воздушного флота страны. Однако вскоре произошло неожиданное — генерал Чан Кайши попал в руки мятежных генералов-повстанцев, недовольных его неудачей в противостоянии Японии при захвате Маньчжурии. Мадам Чан Кайши не осталась в стороне. Она провела серию переговоров с повстанцами, которые удерживали ее мужа. Через две недели супруга освободили. Мадам Чан обрела вес в политике как раз в то время, когда репутация ее мужа начала рушиться. Слабость Чан Кайши не осталась незамеченной за рубежом.

7 июля 1937 года японцы развернули полномасштабную военную кампанию против ослабленного безвластием Китая. Они намеревались захватить всю страну. Китай не был готов к войне. Всего за пять месяцев японские силы продвинулись еще глубже на север Китая, а оттуда направились к столице — Нанкину.

Только во время взятия Нанкина были жестоко уничтожены более 300 тысяч гражданских лиц и безоружных солдат. Эти события вошли в историю города, как «Нанкинская резня». Волна жестокостей, изнасилований, убийств, поджогов, грабежей потрясла мир. Миллионы людей лишились крова. Голодные сироты наводнили улицы. До сих пор мировое сообщество помнит эти преступления и последние материалы были публично обнародованы в 2007 году. Существует множество фотографий этих ужасных событий, привезенных из Нанкина самими преступниками «на память».

Чан Кайши оказался в кризисном положении. Его обессиленным войной войскам не хватало современных военных технологий. Китай просто не имел сил для самостоятельной борьбы. Генерал видел лишь один выход — отдать утраченные территории Японии и выиграть время, в которое Китай выпросил бы у Америки оружие для борьбы с японцами. Это была рискованная стратегия. Но генерал обладал главным оружием. Его супруга была искусным дипломатом со связями в высших слоях американского общества. Она стала единственной надеждой Китая.

Мадам Чан полностью погрузилась в свою новую ответственную роль. Весной 1937 года в качестве неофициального посланника, она произнесла проникновенную речь для американской прессы. Ей удалось произвести глубокое впечатление на западную прессу. В 1937-1938 годах в США было опубликовано более сотни ее речей, заявлений для прессы и интервью.Она работала не покладая рук, создавая благоприятную для Китая ситуацию. Первая леди Китая старалась, как можно больше позировать для фоторепортеров, посещая больницы, госпитали, детские дома, чтобы привлечь внимание к Китаю. Мадам Чан Кайши хотела, чтобы США признали бедственное положение Китая и выделили ему огромную финансовую помощь. Но несмотря на все старания, США не проявляли большого желания оказывать поддержку.

А затем невероятная череда событий повернула ситуацию в ее пользу. В 1939 году в Европе тоже началась кровопролитная война с союзниками японцев- нацистами. США пришли в ужас от агрессии. Но поскольку эти действия напрямую не затрагивали страну, вмешиваться в конфликт она не спешила. Мадам Чан обратилась непосредственно к правительству США с требованием прекратить поставки ресурсов и топлива в Японию. В 1940-ом году президент Рузвельт все-таки заморозил японские активы, находящиеся в США и наложил эмбарго на экспорт в эту страну. Он также направил сотню американских пилотов в помощь ВВС Китая. Отчаянные мольбы мадам Чан о помощи возымели действие. Но Рузвельт внес лишь крошечный вклад в решение огромной проблемы. Чтобы Америка откликнулась потребовалось нечто более существенное.

7 декабря 1941 года Япония атаковала Перл-Харбор. Пёрл-Харбор («Жемчужная гавань») — гавань на острове Оаху (Гавайи). Большая часть гавани и прилегающих территорий заняты центральной базой тихоокеанского флота военно-морских сил США. Через сутки после атаки гавани Японией, США объявили ей войну. Теперь у Великобритании, США и Китая был общий враг. Мадам Чан находилась в центре этого могущественного союза, что давало ей возможность оказать еще большее давление на союзников.

Но правление в Китае начинало трещать по швам. Война с Японией показала удручающее состояние армии Чан Кайши и чудовищные условия жизни солдат. Коррупция процветала. В войсках распространялись болезни. Тиф и оспа уносили тысячи жизней. Боевой дух был невероятно низок. Союзники начинали видеть в генерале некомпетентного военноначальника во главе плохо организованной разоренной армии. Особенно хорошо это видела Америка. Острые углы во взаимоотношениях могла сгладить только мадам Чан. Но возникли трудности личного свойства. У супругов назревал конфликт.

Незыблемые узы любви и преданности рушились. Мадам Чан начинала осознавать, что у человека, за которого она так боролась есть немало недостатков. Ее мечта беззаветно служить мужу померкла. Она по-прежнему ставила Китай превыше всего, но теперь также искала и собственной славы.

В 1940-ом году представитель республиканской партии в США Вендел Уилки проиграл на президентских выборах. Он планировал снова баллотироваться на выборах в 1944-ом, а в промежутке колесил по миру, встречаясь с главами разных стран. Уилки был приглашен в столицу Китая военного времени. Шел 1942 год и это была возможность произвести впечатление на человека, который в скором будущем мог занять пост президента США. К моменту их встречи мадам Чан была замужем уже 15 лет. Журналисты заметили длительную отлучку мадам Чан и Уилки. Отсюда появились слухи об их романе.

Чуть позже мадам снова посетила США в рамках большого турне по городам США. За восемь месяцев она пересекла всю Америку от Лос-Анджелеса до Нью-Йорка, агитируя за политическую и финансовую поддержку Китая. На своем пути она не однократно сталкивалась с Венделом Уилки.

Тем временем японские войска все глубже продвигались на север и восток страны, что грозило Китаю скорым поражением. В ходе военных действий применялось химическое и биологическое оружие, собравшее свой страшный урожай смертей. Первоочередной задачей мадам Чан было получение финансовой поддержки в миллиарды долларов, в которой так отчаянно нуждался Китай. В 1943 году, ей представилась идеальная возможность обратиться к тем, от кого зависело решение. Ее приглашают в Белый дом. В Вашингтоне она пробудет неделю в качестве почетной гостьи семьи Рузвельт. Мадам Чан не умерила собственные величественные манеры и прибыла с помпой, привезя с собой даже собственное шелковое постельное белье. Несмотря на все усилия, ей не удалось убедить Рузвельта направить крупные суммы денег в помощь Китаю. Но это не остановило мадам Чан. Она намеревалась обратиться к обеим палатам Конгресса и стать первой женщиной, сделавшей это. 18 февраля 1943 года в здании Капитолия мадам Чан вышла на трибуну и произнесла проникновенную речь. Ее слова у многих вызвали слезы. Конгресс до сих пор не видел ничего подобного. Мадам Чан покорила обе палаты парламента. И Конгресс и Сенат были единодушны — они должны послать как можно большую помощь Китаю. Рузвельт был вынужден согласиться. Мадам Чан обеспечила Китаю американскую помощь в миллиарды долларов и щедрые кредиты на военную технику и оружие. Она стала самой влиятельной женщиной в мире.

Но дома снова назревали проблемы. Ходили слухи, что Чан Кайши завел любовницу. Эта связь привлекла всеобщее внимание. Западные газеты одна за другой предрекали развод пары.

12 апреля 1945 года президент Франклин Рузвельт умер. Ему на смену пришел президент Гарри Трумэн, с которым мадам Чан не была знакома. Вендел Уилки так и не стал президентом. Он вышел из президентской гонки и вскоре умер от инфаркта. Лишившись влиятельных друзей на мировой арене, мадам Чан не могла себе позволь разрыв с мужем. Она должна была оставаться первой леди Китая.

Тем временем, пока остальной мир праздновал окончание войны, в Китае наступил гуманитарный кризис. Несмотря на прекращение зверств условия жизни улучшились не намного. Военные просчеты Чан Кайши и коррумпированность его администрации привели к неоднократным попыткам сместить его с поста. Положение Чан Кайши становилось все более шатким. Его страна была на грани революции.

Коммунистов уже не удавалось держать в узде. Сталин обещал своему китайскому товарищу Мао Цзэдуну помощь в вооружении. В июне 1946 года разразилась гражданская война. Коммунисты превратились в силу, с которой приходилось считаться. Мадам Чан предпринимает новую попытку доказать свою незаменимость для нации и супруга. Она организует поездку в США для получения помощи, на этот раз на борьбу с коммунистами. Это была последняя отчаянная попытка спасти националистическое правительство, которому они с мужем посвятили жизнь. На этот раз Америка приняла ее совершенно иначе. Президент Трумэн заставил ее ждать девять дней прежде, чем краткую аудиенцию. В этот раз ее не пригласили пожить в Белом доме. Президент США считал, что Чан Кайши не хватает народной поддержки. Вскоре после того, как Трумэн прекратил программу помощи Китаю, войска Чан Кайши капитулировали перед коммунистами.

21 января 1949 года Чан Кайши подал в отставку. Через шесть дней его партия начала мирные переговоры с Мао. Коммунисты вышли из них победителями. Правлению националистов пришел конец. Чан Кайши вместе со своей разгромленной армией и двумя миллионами китайских националистов бежали через узкий пролив на остров Тайвань. В это время мадам Чан находилась в США, но в 50-ом году она приготовилась вернуться к мужу на Тайвань.

Их брак был далеко не безоблачным, но теперь они простили друг друга. Чан Кайши учредил националистическое правительство в изгнании. Прибыв на Тайвань мадам Чан снова стала центральной фигурой в администрации мужа. Она снова стояла за идею объединенного под флагами националистов Китая. Чан Кайши провозгласил свое правительство единственно легитимным в Китае. Его противники заявляли тоже самое. И талан убеждения мадам Чан снова вышел на передний край. Путем неимоверных усилий мадам Чан убедила ООН признать за правительством крошечного островного государства статус легитимного правительства всей страны. Члены националистической партии Чан Кайши представляли Китай в Совете Безопасности ООН более 20 лет. Это было одно из ее крупнейших достижений. В правлении Чан Кайши Тайвань был однопартийным государством на военном положении и несмотря на это стал превращаться в одну из самых процветающих стран мира с устойчивой и динамичной экономикой.

Со временем Чан Кайши и его супруга оставили попытки объединить Китай и смирились с жизнью в изгнании. 5 апреля 1975 года генерал Чан Кайши умер.Мадам Чан лишилась супруга и политического партнера, с которым прожила почти полвека. Вскоре мадам Чан навсегда уедет в США. Отныне она не занимается политикой, а увлекается исключительно живописью. В почтенном возрасте ста трех лет мадам Чан устроила выставку своих работ в Нью-Йорке. Она умерла двумя годами позже в сто пять лет 23 октября 2003 года.

Эта женщина была на передовой китайской политики в переломные моменты истории ее страны. Пусть им с супругом не удалось объединить Китай, но благодаря ей страна получила огромную мировую поддержку и оказалась в самом центре мировой политики. За свою удивительную жизнь мадам Чан, несомненно, некоторое время была самой влиятельной женщиной в мире и истинным политиком.

shewin

Добавить комментарий

Вернуться наверх
Рекомендуем
Зинаида Виссарионовна Ермольева (15 (27).10.1898 - 2.12.1974 — советский ученый-микробиолог и…