Екатерина Сиенская — святая, советница пап и наставница монархов

Екатерина Сиенская была причислена католической церковью к лику святых, а в 1939 году провозглашена небесной покровительницей Италии. Екатерина добилась невиданного почитания, стала одним из самых влиятельных религиозных и политических деятелей своего времени — советницей пап и наставницей монархов.

Значенье цифр и дат

25 марта 1347 года, на праздник Благовещения, мона Лапа, жена Джиокомо ди Бенинкаса, зажиточного красильщика из Сиены, разрешилась от бремени девочками-близнецами — Катериной и Джованной. Джованна очень скоро покинула наш грешный мир, а Катерина выжила.

Она была 25 ребенком в семье. Надо сказать, что год рождения Екатерины — 1347-й — особо отмечен в истории: именно в тот год началась страшная эпидемия чумы: «Черной смерти». За два десятилетия эпидемия унесла более 60 миллионов человек. Эта трагедия оставила колоссальный след в истории Европы, наложив отпечаток на экономику, психологию, культуру. Так, демографическая ситуация окончательно стабилизировалась лишь к началу XIX века. Из-за резкого уменьшения численности населения (примерно на треть) зашатались традиции, казавшиеся незыблемыми: в сферу производства втянулись женщины, хранительницы очага! Рушались, рушались устои…

Поколебалась власть церкви над умами: священников обвиняли в алчности (церковь действительно сказочно обогатилась за годы эпидемии), блуде, заговорах.

Уровень медицинских знаний был низок, о гигиене мало заботились: города утопали в грязи, мытье считалось грехом. С чумой пытались бороться с молебнами, крестными ходами. Как всегда, искали «козлов отпущения», вызвавших Божий гнев: ими попеременно становились женщины, носившие слишком узкие платья и длинные шлейфы, щеголи в башмаках со слишком длинными носами, евреи, прокаженные… Но потом и до церковников дело дошло. В народе усиливался ропот, миряне, разочаровавшиеся в возможностях официальной церкви защитить своих чад от чумы, стали задаваться вопросом — а не грехи ли церковников вызвали Божий гнев? Эти настроения вылились в мощные еретические движения, ожили старинные суеверия, вера в заговоры, в ведьмины чары, вмешательство дьявола в повседневную жизнь… Вот на такое время пришлись детство и юность Екатерины.

Христова невеста

По некоторым указаниям, Екатерина потеряла нескольких братьев и сестер во время эпидемии, и это произвело на нее очень сильное впечатление. И конечно, Екатерина была религиозна — причем, как-то особенно, она всегда жила Верой…

Девочке было около семи лет, когда ее впервые посетило видение: над местной церковью она увидела Христа, сидящего на троне, в окружении святых. Именно тогда она решила посвятить свое девство Христу. С тех пор видения Христа, Богородицы и святых регулярно посещали Екатерину, нередко она впадала в транс и становилась нечувствительна к внешним раздражителям и боли. Экзальтированная религиозность дочки всерьез заботила мать и родню: по обычаю того времени уже в двенадцатилетнем возрасте Екатерина считалась девушкой на выданье, ей стали активно подыскивать мужа. Девочка же, вместо того, чтобы заботится о нарядах и прическе, с утра до вечера молилась, постилась, бичевала себя веревкой — словом, всячески умерщвляла плоть, а замуж ни в какую идти не хотела, упорно повторяя, что она — Христова невеста.

Чтобы показать семье, как серьезно ее намерение уйти в монастырь, Екатерина остригла себе волосы: символически постриглась в монахини. Разразился скандал: в наказание ее заставили вместо прислуги делать всю работу по дому. В конце концов, родные сдались и разрешили Екатерине вступить в женский доминиканский монашеский орден мантеллатов.

В общину, однако, девушка не переехала — три года уединено жила дома, в маленькой комнатке, приняв обет молчания (все три года она разговаривала только со священником на исповеди). Орден мантеллатов состоял, в основном, из почтенных вдов, и к новой сестре они поначалу отнеслись плохо, даже считали ее обманщицей, не верили в ее видения, а во время одного из трансов в качестве проверки кололи ноги бесчувственной Екатерины иглой. Но постепенно кротость и аскетизм снискал ей уважение окружающих.

Бренная плоть и сильный дух

Екатерина явила пример огромного смирения: она много трудилась, ухаживая за больными, прокаженными, а спала и ела совсем мало, мечтая свести эти плотские желания к минимуму, достигнуть высшего аскетизма. К 20 годам ее рацион состоял из сырых овощей и салатных листьев, а концу жизни она стала все больше вообще воздерживаться от пищи, поддерживая силы лишь гостией – облаткой для причащения. Если ей доводилось принимать участие в общей трапезе, она ела немного, дабы не обижать окружающих, а уединившись, очищала желудок, вызвав рвоту. Спала она также чрезвычайно мало, позволяя себе краткий отдых на голых досках. Со временем Екатерина так отвыкла от сна, что в двое суток спала не более получаса.

В двадцатилетнем возрасте Екатерину посетило одно из самых известных ее видений — обручение с Христом: По ее словам, кольцо, данное ей Иисусом, она носила всю жизнь, но видимо оно было лишь ей.

Через год после мистического обручения умер Джиакомо, семья Бенинкаса разорилась — и Екатерина устроила свою особую общину, куда переехала из отчего дома. Вокруг нее сложился кружок катеринати — учеников, записывавших ее слова: Екатерина долгое время была неграмотной, все свои сочинения она надиктовывала.

В 1370 году Екатерина пережила мистическую смерть: впала в транс на несколько дней, и окружающие сочли ее мертвой. Во время транса ей в видении явился Христос, призвавший ее вернуться и послужить ему особо: «Я приведу тебя к князьям и властителям Церкви и христианского народа». После этого Екатерина стала рассылать письма к сильным мира сего: правителям Италии и Европы, к папе римскому. Она также много ездила по городам Италии, принимала активное участие в политической жизни — ее миссией стало примирение свободных городов с Церковью, а непременным условием этого было возвращение папы в Рим.

Дело в том, что в 1294 году король Франции Филипп IV объявил войну Англии. Для покрытия расходов он обложил налогом даже духовенство, не согласовав это с папой Бонифацием VIII. Между королем и папой возник конфликт. После скоропостижных (и подозрительных) кончин Бонифация и его приемника Бенедикта XI, кардиналы избрали папой французского прелата под именем Климент V. Папский престол перенесся из Рима во французский город Авиньон.

Великая женщина

Прибыв в Авиньон, Екатерина убедила седьмого по счету авиньонского папу Григория XI перенести Святой Престол обратно в Рим. С тех пор она пользовалась его особым расположением. Понтифик часто прибегал к ее помощи и советам в урегулировании конфликтов. Когда Григорий умер, новым папой был избран Урбан VI, отвративший всех от себя своим поведением и деспотичным характером. В разразившейся после этого Великой схизме (в Авиньоне был избран антипапа) Екатерина, конечно, приняла сторону римского папы. Урбан в великой тревоге призвал Екатерину из Сиены в Рим.

Треволнения подорвали ее слабое здоровье. Екатерина слегла. Агония длилась несколько недель. Она скончалась 29 апреля 1380 года в возрасте 33 лет — возрасте Христа.

Народное почитание Екатерины началось сразу после смерти. Официально же канонизирована она была в 1461 году, а в 1970 году папа Павел VI приобщил ее (совместно с Терезой Авильской) к числу Учителей Церкви, каковая честь никогда до этого не даровалась женщинам.

Именно Екатерина Сиенская первая преступила завет апостола Павла, который запрещал женщинам проповедовать и обращаться к собраниям. Симона де Бовуар написала: «Сравнимые с мужскими деяния совершили лишь те женщины, которые силою социальных установлений были вознесены превыше всех половых различий. Екатерина Сиенская и святая Тереза — это святые души, без учета каких-либо физиологических условий; их мирская и мистическая жизнь, их деятельность и литературные труды достигают мало кому из мужчин доступных высот».

Елена Лазарева

Оракул №4 (апрель)/2014

Источник: www.oracle-today.ru

shewin

Добавить комментарий

Вернуться наверх
Рекомендуем
Бьянка Джаггер (урожденная Бьянка Перес-Мора Масиас) появилась на свет 2-го…