Берта родилась в семье плотника Карла Фридриха Рингера. 20 июля 1872 года, в возрасте 23 лет она вышла замуж за Карла Бенца. Она внесла существенный вклад в успех её мужа в моральном и финансовом плане. Ещё до свадьбы фирма Карла попала в финансовые трудности. Берта использовала приданое для спасения фирмы.
Когда машина Бенца не стала пользоваться успехом у клиентов, она 5 августа 1888 году взяла без ведома мужа автомобиль и совершила на нём поездку с двумя старшими сыновьями из Мангейма в Пфорцгейм. За день автомобилисты преодолели в общей сложности 106 км. По пути они несколько раз покупали бензин в аптеках (он продавался там как чистящее средство) и чинили кожанные тормозные колодки у шорника, а цепь, игравшую роль приводного ремня — у кузнеца. Кроме того, её заколка для волос помогла прочистить засоривщийся бензиновый трубопровод, а чулочная подвязка исполнила роль изоляции в системе зажигания. Несколько раз пришлось преодолевать подъёмы, толкая автомобиль в гору, и Берта посоветовала мужу установить на автомобиле коробку передач.
По-началу люди очень скептически отнеслись к «повозке без лошадей», называли её дешёвкой и пророчили ей самое не светлое будущее. Они не видели никакого практического применения этому изобретению.
Берта Бенц героически поддерживала в муже веру в успех, когда Карл, которого называли сумасшедшим, готов был бросить свои разработки, именно Берта уговорила его продолжать проект самодвижущегося экипажа. И это несмотря на то, что Бенцам приходилось едва сводили концы с концами, после того как кончились вложенные Бертой деньги в в металлургическую и машиностроительную фабрику своего мужа и Августа Риттера, спасшие её от разорения. Однако поворотным событием в судьбе автомобиля стала поездка Берты Бенц из Манхайма в Пфорцхайм.
Одним августовским утром 1888 года фрау Бенц, не спросив мужа, взяла его «самобеглую коляску» (которая к тому времени успела получить медаль на Мюнхенской выставке, но оставалась пока для народа неким курьезом без практического применения) и отправилась в гости к своей маме. Мама жила в городе Пфорцхайм, что в 106 километрах от дома Бенца в Манхайме. С собой Берта прихватила двух своих сыновей.
Никто и никогда не совершал подобных поездок на самодвижущихся экипажах. Коляска под названием Benz Patent Motorwagen №3 (дословно — моторная тележка) до тех пор передвигалась лишь по территории мастерской, по ближайшим улочкам, да в выставочном зале. Берта же не побоялась всех возможных трудностей и успешно их преодолела.
Когда в пути у автомобиля кончилось топливо Берта купила в аптеке чистящее средство Лигроин (предшественник бензина). Эта аптека в городе Вислох, считается первой в мире автозаправочной станцией.
У коляски стерлись кожаные тормозные накладки – и фрау Бенц заехала к сапожнику. Растянулась приводная цепь – первая в мире автомобилистка нашла в попутной деревне кузнеца.
Пока кузнец возился с цепью, Берта объясняла зевакам, как удобен автомобиль, и насколько это здорово – передвигаться без лошадей. Кстати, самое яркое впечатление Motorwagen произвел на женщин – именно они первые оценили преимущества автономного моторизированного перемещения из точки А в точку Б.
Фрау Бенц обладала невероятной по тем временам технической смекалкой. Когда забилась топливная трубка, Берта, не долго думая, извлекла из прически шпильку и с ее помощью прочистила засор. А когда, сидя в коляске, она почувствовала легкий удар током, то догадалась найти место, где перетерлась обмотка на проводе и смастерила новую «изоленту» из резиновой подвязки своего чулка.
Супруге Карла Бенца мир обязан еще и тем, что на автомобили стали ставить коробки передач. Маломощная коляска не могла самостоятельно преодолевать крутые подъемы. Приходилось время от времени спешиваться и толкать Motorwagen в гору. После этой поездки Берта посоветовала мужу сделать коляске вторую передачу.
Путешествие Берты Бенц из Манхайма в Пфорцхайм окончилось успешно. Она добиралась до родственников целый день – ведь Motorwagen не мог ехать быстрее 16 км/ч, а первопроходцы, конечно, ехали еще медленнее. За этот день самодвижущаяся коляска произвела фурор во всех попутных городах и деревнях – об изобретении Бенца заговорили и вскоре ему стали поступать заказы на изготовление новых и новых автомобилей.
Если даже женщина с детьми справилась со своим автомобилем в дальнем путешествии, тогда еще очень тяжелым в управлении, осторожные немцы решили, что это достаточно безопасно и постепенно стали избавляться от своего первоначального скептицизма. Сам Бенц признался, что никогда бы не решился совершить такое путешествие на ещё недостаточно испытанном автомобиле и сказал, что его жена всегда была смелее его .
К 1893 году было продано около 25 машин типа Motorwagen, затем появилась модель Velo… В общем, дела Карла Бенца пошли в гору.
Строго говоря ещё до Даймлера и Бенца в 1769 году французский изобретатель Кюньо представил свою «самодвижущуюся повозку» с паровым двигателем при максимальной скорости 5 км/ч. Но очевидно ему не повезло так как Бенцу, на его стороне не оказалось сильной и настойчивой женщины, чтобы донести его изобретение до массового потребителя ;).
Это путешествие существенно помогло в популяризации автомобиля и способствовало успеху фирмы мужа.
Женщины играли решающую роль в успехе автомобиля, который был изобретен практически одновременно Готлибом Даймлером (Gottlieb Daimler) и Карлом Бенцом (Carl Benz) в 1886 году. Первую дальнюю поездку, на патентованном Benz автомобиле, которая была еще и первым тестом на выносливость в автомобильной истории, была совершена женщиной. Прорыв немецкого изобретения во Францию, был совершен благодаря предприимчивому духу женщины. Первой сдала на права тоже женщина, которая также впервые была оштрафована за превышение скорости. 😉 И первым человеком, который проехал на автомобиле вокруг света — да вы угадали, также была женщина. Наконец, даже дворники придумала женщина!
Автор Владимир Орлов