Ригоберта Менчу — правозащитница, самый молодой Нобелевский лауреат

Ригоберта Менчу Тум (исп. Rigoberta Menchú Tum, род. 9 января 1959, Чимель, Киче, Гватемала) — представительница коренного населения Гватемалы из народа киче группы майя. Правозащитник, борец за права коренного населения Гватемалы, лауреат Нобелевской премии мира в 1992 г. и Премии принца Астурийского в 1998 г. Посол доброй воли ЮНЕСКО. Автор автобиографических произведений «Я, Ригоберта Менчу» (1983) и «Пересекая границы».

Ригоберта Менчу Тум родилась 9-го января 1959-го года в индейском поселении Успантан, которое находится в гватемальском департаменте Эль-Киче. Несмотря на то, что ее родители были простыми фермерами, их очень уважали в общине. Отец Ригоберты, Висенте Менчу владел обширным участком земли на котором трудился с утра до вечера. Кроме того, он имел относительно неплохое образование и тягу к знаниям, не пропадающую на протяжении всей жизни. Висенте всегда интересовался правами человека, очень радел за отношения коренных народов Гватемалы с властями. Мать Ригоберты, Хуана Менчу с виду была обычной крестьянкой, отдающей свою жизнь хозяйству, детям и мужу. На самом деле и она являлась личностью незаурядной. Хуана была потомственной целительницей и обладала обширными знаниями в традиционной медицине.

Нетрудно догадаться, что именно от родителей Ригоберта почерпнула уважение и гордость к своим корням и обостренное чувство справедливости. По ее словам, она очень рано осознала что такое дискриминация и нищета. Когда девочке было всего пять лет она с утра до ночи работала на кофейной плантации, чтобы как-то помочь отцу прокормить семью. Условия труда были не из легких, к тому же часто оказывалось так, что за весь день у нее не было и крошки во рту. Кроме того, крестьяне постоянно унижались и преследовались военными. В результате тяжелой работы и угнетений погибло много друзей Ригоберты, они так и не успели дожить до совершеннолетия. Надо отметить, что данные о жизни защитницы прав человека расходятся (кстати говоря, из-за неточностей в биографии Ригоберты Менчу возникал не один скандал, об этом будет написано позже). В своей автобиографической книге «Я, Ригоберта Менчу» она рассказывает, что практически все детство и юношество провела, горбатясь на фермах и пытаясь заработать гроши. Однако существуют документальные доказательства того, что Ригоберта посещала католическую школу-интернат, притом не одну.

В то время как раз, после окончания «десятилетней весны» и «бананового путча» Гватемала пребывала в состоянии гражданской войны, сопровождавшейся репрессиями и массовыми казнями. С партизанами расправлялись без суда и следствия. Полностью сжигались индейские деревни. Причем страдали все поселения, независимо от того помогали их жители повстанцам или нет. Кроме того, в стране царила полная политическая неразбериха. Один вооруженный переворот сменялся другим. В результате у власти оказывались абсолютно разные люди. Однако роднило их то, что все они были военными. Поэтому люди в форме чувствовали себя в Гватемале в шестидесятые года практически безнаказанными. Они могли спокойно избить или даже убить любого. Особенно если это был индеец — как они считали, человек второго сорта и сподвижник партизан. В этой обстановке и выросла Регоберта Менчу.

Окончив школу, девушка вступила в организацию, занимающуюся защитой прав человека. В столь юном возрасте она стала известной фигурой среди коренных народов Гватемалы. Она не боялась заикнуться о том, что пора закончить репрессии и массовые казни индейцев. Когда Ригоберте едва исполнилось двадцать лет она вместе с отцом основала и возглавила Комитет крестьянского единства. А также вступила в оппозиционную организацию. Висенте Менчу также выступал на митингах и акциях стоя плечом к плечу рядом со своей знаменитой дочерью. Конечно же, правительству не могла нравится деятельность Ригоберты. Но покончить с ней, как и с другими безымянными повстанцами они не могли. Это бы привлекло нежелательное внимание мировой общественности. Однако что-то с этой индейской выскочкой нужно было делать. Тогда на Ригоберту решили повлиять через родственников, угрожая непосредственно им.

Устав от репрессий и постоянных угроз, Менчу покинула Гватемалу и в 1981-м году поселилась в Мексике. За год до этого, произошло печальное событие. Во время осады испанского посольства погиб ее отец. Висенте вместе с другими крестьянами в знак протеста против похищения и убийства индейцев, осадили здание посольства. В итоге произошло столкновение с гватемальской полицией, что привело к возникновению большого пожара. Огонь не только уничтожил посольство, но и убил тридцать шесть человек, в том числе и Висенте Менчу. Инцидент был назван «определяющим событием» в ходе гватемальской гражданской войны. Несмотря на смерть самого близкого и дорогого человека, Ригоберта не собиралась сдаваться. Она хотела рассказать всему миру о том, что происходит с ее родной Гватемалой.

В 1982-м году она познакомилась с антропологом и писателем венесуэльского происхождения, Элизабет Бургос. Вместе они издали книгу «Меня зовут Ригоберта Менчу, или как рождалась моя совесть». Работа была переведен на пять языков, включая английский и французский. Эта книга сделала ее международным символом борьбы за права коренных народов Гватемалы. В своем произведении защитница прав человека описала родную страну, как «землю ужаса». «Безжалостные и тщеславные генералы и полковники то и дело сменяют друг друга у власти. Продолжается все это с 1954-го года, когда Центральное Разведывательное Управление США решило организовать свержение президента Хакобо Арбенса (времена его правления и правления его предшественника Хуана Аревало, и были названы «десятилетней весной»), избранного законным демократическим путем. Американцы посчитали его чрезмерно прогрессивным. С тех пор, на протяжении двадцати восьми лет военные, во главе с генералами и полковниками, беспрестанно воюют с гватемальским народом. Они не щадят никого, истребляя мужчин, женщин, и даже маленьких детей». Конечно же, эта книга возымела эффект разорвавшейся бомбы. Теперь стало понятно, что в сложившейся обстановке виновато и американское правительство. Однако, мировое сообщество, конечно же осудило диктатуру, но повлиять на гватемальские власти не смогло. Более того, репрессии все более ужесточались и многие жители были вынуждены сбежать в соседние страны.

В 1991-м году Ригоберта Менчу выступила с докладом, посвященным правам коренных народов Америки, в Организации Объединенных Наций. А уже в следующем году она была представлена к получению Нобелевской премии мира. Этой высокой награды она была удостоена в знак признания ее работы во имя социальной справедливости и этно-культурного примирения, основанного на уважении прав коренных народов. Интересно, что дата присуждения Нобелевской премии мира Ригоберте совпала с пятисотлетним юбилеем прибытия в Америку Колумба. В своей речи Менчу отметила, что права коренных народов Америки нарушаются вплоть с пятнадцатого века, когда в Новый Свет пришли испанцы. Прошло пять веков, а ситуация по сути и не изменилась. Ригоберта потребовала мира и демилитаризации, а также соблюдения социальной справедливости, прав женщин и сохранения природных ресурсов.

Однако Нобелевская премия мира, за которую она, кстати, была внесена в книгу Гиннеса, как «самый молодой Нобелевский лауреат» и «первый индейский Нобелевский лауреат», далеко не единственная награда Менчу. В 1998-м году она была удостоена премии принца Астурийского. Вместе с гватемальской правозащитницей награду получили Фатиха Будиаф, Фатана Исхак Гилани, Сомали Мам, Эмма Бонино, Граса Машел и Оляинка Косо-Томас. Все они многое сделали для соблюдения прав женщин на нашей планете. В 1996-м году Ригоберта выступала в качестве посла доброй воли ООН. А в 2003-м она наладила сотрудничество с главами фармацевтических компаний «Salud para Todos» и «Farmacias Similares» с целью предоставления населению недорогих дженериков. Кроме того, с 2004-го года Ригоберта Менчу входит в «Фонд обмена». Задачей этой благотворительной организации является обеспечение питанием и облегчение доступа к школам и другой образовательной инфраструктуры, детям из бедных семей Гондураса, Эквадора, Чили, Аргентины и Никарагуа. Также на протяжении вот уже двадцати лет, Ригоберта Менчу борется за права ребенка в Латинской Америке.

Гватемальская гражданская война закончилась более пятнадцати лет назад, но Ригоберта Менчу не собирается просто так забывать все зло, которое причинили ее народу. Еще в 1999-м году она подала иск в суд Испании против бывшего гватемальского правительства. Сделать это в родной стране, несмотря на окончание войны, было просто невозможно. Однако и в Европе иск был отклонен. В официальных причинах значилось: «истец не исчерпал всех возможностей добиться справедливости через суд Гватемалы». Но Ригоберта Менчу не отступила. В итоге 23-го декабря 2006-го года, Испания призвала к экстрадиции из Гватемалы семи бывших членов правительства, которые обвинялись в геноциде и пытках. К ним относятся военные Эфраин Риос Монтт и Оскар Мехиа. Высший суд Испании постановил, что случаи геноцида, совершенные за границей, можно осудить и за пределами страны, даже если они не были направлены против испанских граждан. В 2007-м году Ригоберта основала политическую партию коренных народов Гватемалы, которая называется «Encuentro por Guatemala», что с испанского языка можно перевести, как «Вместе за Гватемалу». Вскоре она заявила о том, что собирается участвовать в президентских выборах. Несмотря на то, что за ее кандидатуру проголосовало всего три процента избирателей, Ригоберта Менчу не собираетсяуходить из политики. Она снова приняла участие в президентских выборах 2011-го года, но опять проиграла, набрав все те же три процента голосов. Но у этой женщины все еще впереди, ведь она поставила борьбу за права человека на политические рельсы.

Чем известнее широкой общественности становилась фигура Ригоберты Менчу, тем больше у нее появлялось поклонников, но и противников было хоть отбавляй. Спустя десять лет после выхода книги «Я, Ригоберты Менчу», американский антрополог Девид Столп провел собственное расследование в ходе которого обнаружилось, что некоторые факты, описываемые на страницах автобиографии, были искажены. Столп поднял земельные документы, провел опросы бывших соседей семьи Менчу, а также посетил родную деревню правозащитницы. В итоге оказалось, что Ригоберта действительно выросла в поселении майя, сотрудничавшим с индейскими партизанами. Однако ее отец, Висенте Менчу, описанный, как ярый борец за права коренного населения Гватемалы и выступавший против военной хунты, был на самом деле довольно зажиточным фермером, более того, правительство выделило ему земельный грант в размере двадцати семи с половиной квадратных километров. Помимо этого, когда по утверждениям дочери, он выступал в многочисленных оппозиционных митингах, он мирно и тихо жил у себя в деревне, правда сотрудничал с Корпусом мира. Также не подтвердилось и описание тяжелого детства Ригоберты. По ее словам она не покладая рук трудилась на кофейных плантациях восемь месяцев в году. Но ведь семья Менчу была очень обеспеченной по сравнению с другими крестьянами, кроме того девочка училась в школе-интернате, чему есть документальные подтверждения, поэтому она просто физически не могла ежедневно работать на полях. Несколько искажен был и факт смерти родного брата Ригоберты, Петросиньо. Как сказано в «Я, Ригоберта Менчу» его сожгли прямо на глазах сестры, отца и матери. Но оказывается, юноша был застрелен военными.

Сначала Менчу отрицала все обвинения в свой адрес, но потом призналась, что, действительно, несколько приукрасила свою автобиографию. Особо ярые противники тут же попросили отменить Нобелевскую премию. Однако, Гейр Лундестад, являвшийся секретарем Комитета, сказал, что ее награда была присуждена опираясь не только на книгу. Да и если говорить справедливо, изменения, внесенные Ригобертой Менчу в историю собственной жизни, не такие уж существенные. А ее дела говорят сами за себя.

Автор: Cветлана Баранова

 Источник: latindex.ru

Добавить комментарий

Наверх
Рекомендуем
Ева Лонгория, Ева Жаклин Лонгория — 15.03.1975 г.р. (Eva Longoria)…