МААТАИ, ВАНГАРИ (Maathai, Wangari) (1940–2011) кенийский эколог, профессор, лауреат Нобелевской премии мира 2004 за ее «вклад в борьбу за развитие, демократию и мир» в Кении и Африке в целом. Первая женщина с африканского континента, удостоенная этой награды.
Вангари Маатаи родилась 1 апреля 1940 года. Образование она получила в США (степени бакалавра и магистра), затем вернулась в Кению и получила степень доктора философии (в области ветеринарии) в университете Найроби. Она стала первой женщиной в Восточной Африке, которой удалось достичь таких успехов. Она также стала первой женщиной в Кении, которая возглавила факультет университета.
В 1977 году она основала и возглавила общественное «Движение зеленого пояса». Эта организация уже много лет организует общественное древонасаждение. В Кении это особенно важно не только для охраны водного режима рек и предотвращения эрозии почв, но и для обеспечения дровами сельского населения, 90 процентов которого до сих пор использует древесное топливо для приготовления пищи. В 1986 году движение вышло за пределы Кении и превратилось во всеафриканскую сеть по посадке деревьев.
Движение организует питомники для выращивания саженцев, которые потом бесплатно передает всем желающим. За все годы своей деятельности активистам движения удалось высадить в Африке более 20 миллионов деревьев.
В 1997 году Маатаи пыталась принять участие в президентских выборах в Кении, но партия, выдвинувшая ее, вскоре отозвала ее кандидатуру. В период правления президента Даниэля Арап Мои Маатаи несколько раз попадала под арест за свою критику режима. Несколько раз африканка подвергалась избиениям. Такое случилось, например, в 1999 году, когда вместе с соратниками она сажала деревья на территории, расчищенной под застройку.
Как-то президент Мои в сердцах публично назвал ее «чокнутой бабой», создающей «угрозу безопасности и общественному порядку». А один из министров его правительства охарактеризовал ее как «марионетку в руках иностранных кукловодов». В чем-то он был прав, поскольку стараниями прежнего кенийского правительства ее движение отрезали от государственного финансирования, и поддержка шла из частных фондов в США, а также от правительств Австралии и Нидерландов.
Столь нервная реакция кенийских правительственных чиновников на деятельность Маатаи была вызвана тем, что она не стеснялась открыто называть своими именами все происходящее в лесном секторе Кении. Маатаи публиковала многочисленные доклады, из которых следовало, что основной причиной уничтожения и деградации лесов страны является запредельная коррупция правительственных чиновников. Леса сводят на нет для того, чтобы на их месте выращивать на экспорт марихуану. Получаемая при истреблении лесов ценная древесина также не проходила мимо рук государственных чиновников.
В 2002 году Маатаи была избрана в кенийский парламент. После победы на президентских выборах в 2003 году Мваи Кибаки она заняла должность заместителя министра окружающей среды Ньютона Кулунду. Маатаи восприняла эту должность с большим воодушевлением, заявив, что новый президент Кении поддерживает природоохранное движение. Совместно с министром Кулунду она сообщила о планах в ближайшие 5 лет повысить лесистость страны с нынешних 2 процентов до научно рекомендуемых 10. Правда, при этом осталось за кадром, как конкретно и за счет каких средств это будет достигнуто. Кения хотя и не является бедной страной, но легендарная африканская коррупция наложила свой отпечаток и на нее.
На посту замминистра Маатаи прославилась жесткой и бескомпромиссной деятельностью. С целью предотвращения вырубки лесов Маатаи взглянула на проблему со стороны здравоохранения. Известно, что в Кении ежедневно 700 человек умирают в результате СПИДа. И, по словам Маатаи, это является одним из факторов того, что ценные деревья Кении расходуются на изготовление гробов. По ее предложению, для того, чтобы сохранить национальный лес, правительство стало изготовливать гробы из дешевого пластика. Пресекая возможные возражения против подобной замены, Маатаи подчеркнула, что традиция деревянных гробов является завезенной с христианского Запада, а значит чужда местным обычаям.
Маатаи уделяет большое внимание охране фауны Кении. Численность слонов в стране с 1963 года сократилась со 170 тысяч до 16 тысяч. Сохранение поголовья животных стало одной из приоритетных задач для Маатаи. Совместно с крупнейшей кенийской мобильной компанией «Сафариком» и природоохранной организацией «Сэйв зе элефантс» правительство Кении приступило к осуществлению проекта спасения слонов. Суть проекта состоит в применении в новых целях системы определения местонахождения владельца мобильного телефона. Эта система хорошо отработана и распространена во всех развитых странах. Слонов начали оснащать передатчиками с батареями большой емкости, что позволяет следить за всеми их передвижениями.
Помимо нынешней награды Вангари Маатаи уже получила множество иных, включая премию Голдмана, альтернативную Нобелевскую, премию Африки и другие. В том, что она женщина целеустремленная, не сомневаются не только ее сторонники, но и противники. Ее муж в середине 1980-х развелся с ней на том основании, что она слишком сильная женщина, а ему хотелось бы чего-нибудь попроще.
http://lenta.ru/articles/2004/10/08/nobel/