Как написать сочинение-рассуждение: алгоритм и правила

Типы речи: что это, признаки, виды

Типы речи в русском языке делятся на описание, повествование и рассуждение. Каждый тип имеет определенный характер выражения мысли и порядок изложения содержания. Эти типы речи представлены в разных стилях, за некоторыми исключениями даже в официально-деловой.

Типы речи – это способ говорения, который автор использует для передачи своих мыслей и наблюдений. Какие типы речи существуют? В зависимости от композиционных особенностей и назначения различают следующие виды:

Повествование

Если задача автора привлечь внимание и рассказать о действиях, которые совершает объект, то рождается нарратив. Самое главное – соблюдать определенную последовательность в изложении.

Повествование – это тип речи, отвечающей на вопросы – что произошло, когда и с кем? Узнать, что такое история, помогут следующие признаки:

  • наличие сюжета – цепочки событий;
  • события представлены в хронологическом порядке и дополнены краткими описаниями;
  • каждый ход, сюжетный поворот логически связаны друг с другом;
  • важным компонентом являются обстоятельства времени и преобладание глагольных форм.

Повествование имеет четкую композиционную структуру:

  1. Завязка.
  2. Развитие сюжета.
  3. Кульминация.
  4. Развязка.

История продолжается:

  • информативным – рассказ дополнен интересными фактами;
  • изобразительным — акцентировать внимание на персонажах рассказа.

Подводя итог, тип представленной речи представляет собой обычный рассказ, передающий последовательность событий в линейном изложении. Читатель поймет, как начиналась история, как она развивалась и чем закончилась.

Девушка с маркером

Описание

Девушка, животные и предметы

Описание как вид речи используется для рассказа о свойствах предмета, живого существа или природного элемента. Его цель — охарактеризовать объект. Для написания описания достаточно просто ответить на вопрос — что это за предмет или человек?

Для составления описания необходимо знать некоторые особенности этого вида речи. Вот особенности таких текстов:

  • использовать глаголы несовершенного вида, прилагательные, существительные, составные именные сказуемые, обстоятельства места.
  • перечислить характерные черты и характеристики предмета;
  • воссоздать с помощью слова яркий образ (образ) предмета;
  • использовать оценочные выражения;
  • в изложении преобладает статика;

Как правило, в них описываются люди, животные, различные места, природные явления и стихии, состояние человека, предметы интерьера, техника и многое другое.

Различают такие подвиды описаний, как:

  • портрет;
  • характеристика состояния;
  • характеристика-описание;
  • словесный набросок пейзажа или интерьера.

Как определить тип речевого описания среди других коммуникативных форм? Обратите внимание на состав. Этот текст состоит из трех частей:

  1. Сначала автор создает общее представление о предстоящем описании: читатель знакомится с объектом и узнает о его назначении.
  2. Следующий шаг предполагает перечисление основных признаков и функций предмета.
  3. Наконец, автор дает оценку тому, что он описал.

Основная задача состоит в том, чтобы ознакомить читателя с объектом описания, чтобы он узнал о его функциях, исключительных свойствах, происхождении, назначении и других функциях.

Рассуждение

Как по-другому называется монолог? Рассуждение, так как данный вид речи обеспечивает словесное изложение мыслей автора. Сопровождается пояснением и подтверждением выводов.

Рассуждение – это такой вид речи, в котором пишущий пытается раскрыть мысль в наиболее пространной форме, чтобы донести до читателя свою позицию. Мыслитель приводит примеры, аргументирует свои утверждения, старается передать полет мысли. Такой текст ответит на вопросы — зачем и зачем?

Когда вы перечитываете многие тексты-рассуждения, вы увидите следующие характерные черты:

  • каждое новое высказывание заставляет читателя задуматься или помогает узнать что-то новое;
  • рассуждение текста невозможно без аргументации. Поэтому утверждения подкрепляются доказательствами (исследованиями, научными наблюдениями, статистическими фактами и т д.);
  • прослеживается причинно-следственная связь;
  • используются риторические приемы (вопросы, обращения, восклицания), абстрактная лексика, сложные предложения, вводные слова.

Композиционная особенность текста рассуждения проявляется в трехчленной конструкции. В обсуждении есть:

  1. Тезис – это кратко сформулированное основное сообщение, выраженное в одном или двух предложениях.
  2. Аргументация тезиса (не менее трех доказательств).
  3. Результатом является резюме написанного (обобщение рассуждений).

Тип представленной речи, в зависимости от цели, бывает:

  • отражение;
  • доказательство;
  • объяснение.

Отличия сочинения-рассуждения от остальных видов сочинений

Эссе-рассуждение отличается от других видов эссе тем, что в нем необходимо выразить свою точку зрения по конкретному вопросу или заданной теме и объяснить ее, приведя доказательства. То есть спорить.

Как правило, заданием для такого эссе является задание или чье-то высказывание. Вы можете согласиться с ним или опровергнуть его. Поэтому выскажите свою позицию по этому поводу. Иногда задание дополняется текстом. Так что в эссе вы должны отразить смысл содержания.

Далее следует прямое рассуждение, где приводятся аргументы, объясняющие вышеизложенное мнение.

В конце работы подводятся итоги и делается вывод.

Как написать сочинение-рассуждение: алгоритм и правила

Композиция текста-рассуждения

Полный текст рассуждения состоит из трех частей: тезис → аргументы → заключение.

В рассуждениях обычно делается утверждение, которое необходимо доказать, ответив на вопрос почему? -задача.

Далее для доказательства правильности выдвинутой мысли приводятся убедительные аргументы — доказательства, пояснения, которые можно подкрепить примерами. Бывает, что достаточно одного аргумента, но для большей убедительности приводится несколько.

В конце рассуждений приходит общий вывод, являющийся ответом на вопрос почему? (общий вопрос к обоснованию текста). Тексты-рассуждения могут отвечать на вопросы: почему мы что-то говорим? Что означает это явление? какова его причина? что из этого следует?

Языковые средства, характерные для рассуждения

Пояснительный текст характеризуется наличием:
— абстрактная лексика;
— вводные слова;
— сложноподчиненные предложения с придаточными причинами, целями, следствиями, уступками;
— обстоятельства, окружающие цель, причины, следствия, уступки;

Примеры

Без знаний, без широкого взгляда нельзя сделать и шага вперед. Красивый человек в нашем понимании – это гармонично развитая личность.

Так Леонардо да Винчи и Лев Толстой пошли по пути установления гармонии. Круг их интересов был бесконечно широк, их связь с жизнью была глубокой, их стремление познать неизведанное было неудержимым.

Леонардо да Винчи боролся за свободу и был пионером в различных областях знаний. Великий художник, создававший совершенные произведения искусства, проникавший в тайны астрономии и ботаники, сочинял небылицы.

Лев Толстой хорошо знал церковнославянский, латинский, украинский, английский, французский, немецкий, греческий, итальянский языки. И этот же человек умело ложил печку и стриг не хуже машинки для стрижки!

Наши знания накапливаются постепенно. Даже самые поверхностные знания можно углубить — только не ленитесь. Что не посеяно, то не созреет.

Расширяйте свой кругозор, стремитесь к глубине познания, взращивайте в себе высшую человечность! Живи так, чтобы каждый день казался тебе новым! Красивая жизнь с расправленными крыльями. (С. Т. Коненков)

Этапы написания сочинения-рассуждения

С чего начать?

  • Внимательно прочитайте предложенную тему, цитату. Подумайте, какой смысл она может иметь, какие мысли она вызывает у вас лично.
  • Решите, согласны ли вы с предложенным утверждением.
  • Напишите на черновике по пунктам причины, по которым вы в это верите, а также постарайтесь вспомнить какие-нибудь примеры из литературы, истории, из своей жизни, подтверждающие ваши мысли.

В результате у вас получится своеобразный композиционный план, его основа. Теперь мы можем начать знакомство.

Введение

Введение вместе с заключением не должно занимать более ⅓ всего эссе. Поэтому здесь не требуется много предложений.

Условно введение можно разделить на две части: введение и изложение мнения.

Цель введения — подвести читателя к основной мысли всего произведения. Есть несколько способов начать писать.

  1. Определите основное понятие. Например, если тема произведения «Жизнь дана для счастья», вступление можно начинать с объяснения, что такое счастье. Чтобы утверждать, что понятие универсально, для каждого человека оно имеет свое значение.
  2. Задайте вопрос. В таком случае, что такое счастье? И дайте на него ответ: «По-моему, это…» Или дайте в ответ мнение известного человека.
  3. Обсудите актуальность основного понятия в теме. «В современном мире личное счастье становится все более важным приоритетом. Это еще совсем новое для страны, где менее полувека назад была жертвенность и готовность отдать жизнь за благо страны и общества…”
  4. Дайте кому-нибудь высказывание по заданной теме. Это могут быть цитаты известных личностей или слова людей, известных узкому кругу лиц. «Утром проснулась — солнышко светит, птички поют — счастье! А дождь идет — еще лучше, грядки поливать не надо», — часто смеясь, говорила бабушка. На самом деле счастье можно найти в таких незначительных вещах. И каждый понимает счастье по-своему…”

После введения следует высказать свое мнение по теме. Например: «По моему мнению, личное счастье не должно быть целью жизни…”

Или противоположное мнение: «Я согласен, что смысл жизни в том, чтобы быть счастливым…”

Здесь же можно давать оценки авторской позиции, если реферат написан на основе текста или произведения. «Я думаю, что автор сказал бы, что…”

Завершите вводный раздел предложением, которое связывает его с основным.

  • «Чтобы подтвердить сказанное…”
  • «Для подтверждения своей точки зрения обращусь к жизненному опыту…”
  • «Чтобы пояснить свою позицию, приведу некоторые аргументы…”

Основной раздел

Это самая большая часть сочинения. Оптимальный размер — ⅔ всех работ. Здесь вы также можете обратиться к «Правилу трех», которое помогает вам писать эссе-рассуждения. Второй его пункт — для доказательства необходимо привести три аргумента. Желательно, чтобы они были из разных сфер жизни.

Следующая диаграмма представлена ​​в качестве подсказки.

  1. Первый аргумент исходит от науки. Здесь можно перечислить некоторые результаты исследований, анализ статистических данных. Например, напишите о том, что по статистике счастливые люди меньше болеют и гораздо продуктивнее работают.
  2. Второй аргумент взят из ст. Это могут быть примеры из художественной литературы или случаи из биографий известных личностей.
  3. Третий аргумент основан на личном опыте. Опишите несколько конкретных случаев из жизни своей или близких. Такие рассказы добавляют живости и искренности тексту.

Аргументы следует расположить в порядке возрастания важности. То есть первое указание наиболее убедительно, а третье — наиболее убедительно. Но при этом важно понимать, что не обязательно ставить перед текстом цели — склонить читателя на свою сторону и заставить его думать так же. Аргументы должны лишь прояснить позицию автора эссе и дать читателю почву для размышлений.

В рассуждениях эссе важно продемонстрировать мышление. Чтобы цепочка аргументов была хорошо видна, рекомендуется использовать такие слова, как:

  • во-первых во-вторых…;
  • следует / с другой стороны / в соответствии с этим;
  • я думаю / я думаю / по моему мнению.

Третья часть работы, где вам предстоит описать выводы. В заключении важно красиво обобщить и обобщить результаты рассуждений. Для этого следует вкратце повторить все сказанное выше, как бы напоминая читателю о том, о чем шла речь в начале и основной части.

  • «Значит, счастье — понятие разностороннее, каждый понимает его по-своему…”
  • «Исходя из вышеизложенного, стоит отметить, что….”

Допускается говорить о важности описываемой темы в современном мире и перечислять собственные идеи и оценки, появившиеся в процессе работы над темой.

Конец текста может выглядеть так:

  • «Кажется, мне удалось убедить, что…”;
  • «Проанализировав приведенные выше аргументы, мы можем сделать вывод, что…”
  • «Вышеизложенное доказывает, что…”
  • «Если подытожить сказанное, то можно заключить, что….”

Как написать сочинение-рассуждение: алгоритм и правила

Последовательность написания сочинения-рассуждения

Подход к сочинению как к процессу творения

Навык написания эссе, в том числе эссе-рассуждения о литературе, важен для каждого школьника, независимо от основного направления его образования. Письмо – традиционный вид творчества, включающий репродуктивный, продуктивный и творческий уровни познания. То есть подготовка к письму соответствует основным целям обучения: развитию мыслительной, коммуникативной и творческой деятельности. Эссе также имеет ощущение проектной работы, так как в результате студент создает новый продукт (на основе других текстов, текст-пример). Ребёнок может использовать эссе как форму выражения собственных мыслей и эффективное упражнение в развитии разговорных и риторических навыков. Для учителя эссе – это возможность комплексно решить ряд задач в рамках текстоцентрической образовательной модели.

Выбор темы

В самом начале подготовки, когда вы работаете над сочинением в 5 классе, одной из основных задач учителя является формирование и конкретизация проблемной темы. Тема становится тезисом о рассуждениях, требующих доказательства.

Если обратиться непосредственно к тематике рефератов ЕГЭ, то видна следующая тенденция. В 2016-2017 учебном году темы были антонимичны: «Победа и поражение», «Разум и эмоции», «Честь и бесчестие», «Опыт и неудача», «Дружба и вражда». В этом году тоже прослеживается сопротивление, но подталкивают к выбору: «Доброта или жестокость», «месть или великодушие».

Формулирование проблемы

Проблемное задание является мотивирующим элементом, оно задает движущую силу всей дальнейшей работе над рефератом. Чем оригинальнее и даже парадоксальнее проблема, тем интереснее ученику выполнить задание. Такой подход укладывается в системно-деятельностную парадигму образования. Возможные формулировки задач следует обсуждать как можно чаще — это в целом развивает и дает материал непосредственно для экзамена (одна и та же задача может использоваться по разным предметам). Формулировку можно назвать проблемной, если она дает импульсы к вопросу или вопросам.

Подготовиться к сочинению будет проще с учебником «Русский язык. Глубокий уровень. 10-11 класс».

Формулирование идеи

Идея объясняет, какой смысл мы хотим выразить в нашей работе. Оно не должно совпадать с постановкой задачи. Как правило, мысль пишется в конце эссе. При работе на уроке на начальных этапах учитель предлагает возможные варианты. Выбор и построение аргументов зависит от идеи, потому что они должны последовательно раскрывать мысль. Здесь уже используются универсальные учебные действия, связанные с анализом и составлением синтаксического целого.

Выбор отрывков-аргументов

Так что рассуждения в сочинении-рассуждении о литературе должны подводить к выводу и отражать позицию автора. В отличие от реферата по русскому языку, здесь аргументы более объемные, каждый из них состоит из блока частных рассуждений.

При начальной подготовке преподаватель помогает выделить в исходном тексте центральные положения, цитаты из текстов и статей. Материалы могут быть заранее подготовлены учащимися по критериям, после чего в классе отбираются лучшие. Сам экзамен не предусматривает наличие текстов, поэтому нужно учить детей не только вставлять цитаты, но и пересказывать их. Попытка точно процитировать на экзамене часто приводит к ошибкам.

Это универсальные произведения, отражающие основные темы и проблемы. Конечно, речь идет о «Капитанской дочке», «Войне и мире», «Преступлении и наказании». Можно взять и произведения советского периода («Сотников» Василя Быкова, «Прощание с матерью» Валентина Распутина, «Судьба человека» Михаила Шолохова), и современных авторов (Захар Прилепин, Михаил Тарковский и др.).

ОГЭ по русскому сочинение 9.3 качественные примеры

Работа над структурой

Структура эссе-рассуждения в литературе строится по принципу: Тезис – Аргументы – Заключение. Это несколько отличается от обычной формулы (Введение — Основная часть — Заключение). Задание включает проблему и обоснование выбора. Проблема и идея становятся основой для эссе. Как правило, приводится два-три аргумента, они состоят из нескольких абзацев.

Моделирование будущего реферата предусматривает дифференцированный подход в зависимости от уровня подготовки учащихся. «Слабым» парням достаточно подобрать котировки и провести их элементарный анализ. Усложненный вариант: расширение конспектов в уроке. Наиболее способные учащиеся могут самостоятельно разработать задачу на основе опорных предложений.

Характеристики экзаменационной работы во многом определяются требованиями КИМ. Например, планируемый объем не должен быть меньше 300 слов. Обычно сочинение старшеклассника занимает два-три тетрадных листа – нужно научить детей соотносить тетрадные листы с листами формата (А4). Не стоит делать сочинение слишком длинным: больше объем — больше ошибок.

Развитие ключевых предложений и слов

После того, как аргументы выбраны, их необходимо развить. Коллективная устная работа помогает научить детей работать с ключевыми словами и предложениями. Сначала учитель выстраивает возможные формулировки, мысли, обсуждает их с учащимися. Создается план цитирования будущего эссе, краткое изложение содержания аргументов. В процессе обсуждения каждый ученик выбирает то, что ему ближе, и включает это в свои рассуждения. Постепенно дети учатся самостоятельно разрабатывать ключевые слова и предложения, а затем использовать их на экзамене.

Как написать сочинение-рассуждение: алгоритм и правила

Виды доказательств в рассуждении

Существует много способов доказать основную мысль аргумента. Структурно аргументы тезиса располагаются в другом порядке. По способам локализации различают несколько способов, или видов доказательств.

  • Аналоговый метод. Доказательства строятся на сопоставлении фактов и событий, выявлении их общих признаков. Этот прием является иллюстративным, так как проводится аналогия с чем-то уже известным аудитории или читателю. Общий вывод делается из сопоставления фактов и явлений.
  • Индуктивный метод. Обоснование основано на противоположном принципе. Сначала констатируются факты, выдвигаются предположения, на основе которых выводится основное положение в тексте.
  • Ступенчатый метод. В тексте поднимается ряд вопросов, и каждый из них рассматривается последовательно. Объяснив очередную мысль, к ней не возвращаются.
  • Дедуктивный метод. Обсуждение идет от общего к частному. Прежде всего формулируется проблема, основная идея. Следующие рассуждения аргументируют заявленный тезис, подтверждая его реальными фактами, статистическими данными, приводя высказывания известных людей.
  • Концентрический метод. Аргументы в этой форме изложения многоступенчаты, каждый последующий вытекает из предыдущего. Доказательства принимают форму кругов, сосредоточенных вокруг тезиса. Чаще всего этот способ используется для написания текста, где есть возможность вернуться к началу рассмотрения проблемы, чтобы лучше спланировать рассуждения.
  • Хронологический метод. Историки используют этот метод, подтверждая свои выводы и рассуждения, представляя события в их хронологическом порядке.

Критерии оценивания проделанной работы

Обоснование может быть написано как дипломная работа к экзаменационной работе в 9 или 11 классах, а также на занятиях в течение года. Каждый случай имеет свои особенности для оценки. Но есть и общие критерии.

  1. Этика в речи. Автор имеет право на выражение любого мнения, но важно, чтобы оно не наносило вреда и не нарушало интересы других лиц.
  2. Постановка проблемы. Проверяется его наличие, если он правильно сформулирован.
  3. Выражение позиции автора эссе и изложение мнения автора текста, если таковое предлагается в тезисе.
  4. Связь и согласованность. Если мысли перескакивают с одного на другое, это минус. Предложения должны следовать друг за другом.
  5. Объем. Обычно в задании указывается минимальное количество слов. При написании реферата к ЕГЭ тексты объемом меньше указанного в задании не проверяются.
  6. Точность и выразительность речи. Минус — незаконченные мысли, сухая речь.
  7. Орфографических и пунктуационных ошибок нет.
  8. Соблюдение грамматических и речевых норм.
  9. Точность используемых фактов. Если нет доверия к информации, лучше не использовать ее не только в качестве аргумента, но и в других частях.

как написать сочинение рассуждения 400x250 - Как написать сочинение школьный помощник

Вернуться наверх
Рекомендуем
5 главных советов для новичков Чтобы избежать частых ошибок при…