Как написать сочинение по русскому языку (с примерами)

7 главных видов сочинений

Основная классификация делит задачи на типы речи.

  1. Описание — статья о характере персонажа, предмета или явления, наполненная прилагательными, наречиями, художественными выражениями. Письменная речь формирует образ. Нет действия, литературный рисунок отражает статику. Автор акцентирует внимание на чувствах, пейзажах и условиях. Описание включается в обоснование эссе, редко является полноценной экзаменационной работой.
  2. Рассуждение – размышление с разными жанрами изложения: рецензия, критика или рецензия. Темы эссе делятся на 3 категории. Самый распространенный вариант – это размышления о понятии или явлении (например, об образе главного героя и о том, как он влияет на окружающий мир). Такая формулировка дает максимальный простор для творчества и литературного анализа. Второй вариант – тематический вопрос. Узкое направление, указывающее на конкретный вектор рассуждений (например, была ли у главного героя возможность сделать что-то еще). Третий вариант самый простой, содержит конкретное указание, о чем писать. Основная цель — подобрать аргументы, подтвердить или опровергнуть гипотезу в заголовке.
  3. Повествование – это литературный рассказ с последовательным изложением мыслей. Обучение школьников красивому и логичному письму начинается в старших классах средней школы и становится полноценным навыком в 11 классе. Задание, связанное с письмом, является частью творческого конкурса литературного, филологического или публицистического факультета. Нарративное изложение имеет четкую структуру: завязка событий, развитие сюжета, климатический перелом, концовка и выводы. Главной составляющей повествовательного стиля является движение. В рассказе преобладают глаголы, действие развивается по пути вверх, формируется ощущение личного присутствия читателя в событиях.
  4. Эссе – это свободное художественное произведение с субъективной оценкой вопроса, проблемы и личности. Текст написан в свободной форме, с риторическими вопросами, фразеологизмами и метафорами. Цель эссе – побудить читателей к размышлениям и собственному анализу описываемых событий.
  5. письмо – это общение с невидимым собеседником. Тайная история о чувствах, мечтах и ​​мыслях. Бесплатная презентация с вопросами и обращениями. Перед введением указывается адресат, в заключении ставится подпись автора.
  6. Запись в журнале представляет собой краткую заметку на заданную тему. Содержит описание, перечисление параметров и выводы.
  7. Реклама — это текстовая часть творческого экзамена для маркетологов. Отличный обзор требует написания креативного, живого слогана, подчеркивающего преимущества и положительные качества продукта. Прохождение может содержать коммерческую составляющую.

Выбор типа эссе зависит от конкретной темы, цели изложения, навыков писателя и любимого жанра повествования.

Как написать сочинение по русскому языку (с примерами)

Основные правила написания отличного сочинения

Для написания хорошего эссе студент должен обладать словарным запасом, прочной теоретической базой знаний, широким кругозором и другими не менее полезными навыками. Правила написания помогут вам получить высокий балл за вашу работу:

  • выбрать знакомую тему;
  • аргументировать гипотезу (мнение);
  • начните с наброска «скелета» в виде аргументов и логической последовательности;
  • обязательно перечитайте произведение, проверьте смысловые связи, переходы, орфографию, пунктуацию.
  • использовать цитаты, опираться на известные и исторические факты;

Чтение помогает научиться писать. Литературные произведения учат доносить свои мысли, расширяют словарный запас и запас штампов.

Как написать сочинение по русскому языку (с примерами)

Как написать сочинение правильно и красиво

сочинение - Как написать сочинение школьный помощник

Хорошо написанное эссе должно состоять из трех основных частей:

  • Введение,
  • Содержание,
  • Заключение.

В эссе ставится задача раскрыть тему в соответствии с заданными вопросами.

Пишем сочинение правильно: Если нам нужно написать самую обычную школьную работу, мы рассмотрим ее здесь на наглядном примере.
Мы будем придерживаться трех (классических) основных частей: Введение; содержание; заключение.

Вступительная часть

Вступительная часть знакомит читателя с темой эссе и приводит к раскрытию основных аспектов работы. Можно описать название предмета эссе, раскрыть суть названия, задать вопрос, ответ на который будет раскрыт в содержании и резюмирован в заключении.

Допустим, пишется сочинение на тему «Природа Родины». Во введении опишите, чем примечательна родная природа, и почему именно красота природы родного края послужила темой сочинения. Если сочинение посвящено теме времен года, опишите, почему конкретное время года послужило темой сочинения, как этот период влияет на вас, что привлекает и, возможно, вызывает особую симпатию к вашему любимому времени года.

Содержательная часть

Содержательная часть самая важная, основная часть эссе, она раскрывает тему, объясняет суть эссе. Покажите свое видение природы, как видят природу другие писатели-фантасты. Избегайте простого изложения или пересказа, постарайтесь содержательно описать самые яркие впечатления, которые оставляет у вас природа.

Для большей наглядности попробуйте мысленно прогуляться по любимым местам первобытного леса, загляните в любимые уголки первобытной природы, опишите, что вы видите вокруг себя, как вы представляете себе природу и что для вас значит природа. Понимание подачи темы эссе для читателя будет основной задачей материальной части работы.

Заключительная часть

В последней части подводятся итоги всей работы, делаются выводы из раскрытой темы эссе; последняя часть должна быть не крупной, но цельной. В последнем пункте можно сгладить все недостатки в ходе работы над эссе, если оно понятное, по возможности лаконично и уверенно завершить эссе, полностью ответив на все заданные вопросы. Расставьте, как говорится, все точки над буквой «Ё”!

Что такое тезис в сочинении

Как начать сочинение? Лучше всего с диссертацией. Задание – это ваши мысли, сформулированные в краткой форме, буквально в одном предложении. Содержание всего эссе будет зависеть от того, как вы организуете задание. Ваши мысли должны быть изложены в первой части эссе, и это предложение не должно иметь никакого другого значения.

Обратите внимание на следующее! Ваш тезис должен быть доказан, иначе все эссе не будет засчитано. Более того, доказательство не должно исходить из самого задания.

Как написать хорошее сочинение? Особенности написания эссе

Как написать сочинение поэтапно

Рассмотрим, как научить ребенка правильно писать сочинение, на что обратить внимание.

Выбираем тему сочинения

Это самый важный аспект, который студенты должны учитывать. Часто случается так, что натыкаешься на прекрасное эссе, грамотное, подробное. Но вы должны поставить низкую оценку, потому что написано не по теме. Например, тема звучит так: «Приемы характеристики героев в романе «Евгений Онегин»». И ученик описывает в сочинении жизненный путь только Онегина — от первого его появления в романе до последнего, так сказать, «вздоха». Но важно было выявить приемы, а не создавать хронологию жизни героя.

Итак, первый шаг – изучение темы эссе. То есть если тема дана: «Петербург Достоевского в романе «Преступление и наказание»» — то надо будет ограничиться рамками этого романа. А тема «Любовная лирика Н. Некрасова» шире, что предполагает прослеживание такой лирики на протяжении всей творческой жизни поэта.

Методика предлагает такие приемы, которые помогут научить детей различать широкие и узкие темы и правильно формулировать тему сочинения.

  • Попросите учащихся самостоятельно предложить темы сочинений. Например, вы закончили изучение произведения И. Тургенева «Отцы и дети». Какие темы сочинений можно предложить? «Образ Базарова в романе», «Конфликт отцов и детей», «Любовь в романе», «Композиционные особенности романа» и др
  • При этом учащиеся должны уметь решить, широка эта тема или узка, что должно быть освещено в эссе, какие вопросы должны быть подняты.
  • Попросите проанализировать каждое слово в названии темы эссе и выделить ключевой термин (подчеркнуть, обвести, печатать, если нужно дать толкование слова). Например, темы «жизненный путь Печорина», ключевое слово «путь», т.е в сочинении будет сделан акцент на хронологии событий жизни героя. Или «Чтение — лучшее образование». Ключевые слова: «чтение», «обучение». Поэтому в эссе необходимо раскрыть взаимосвязь между этими понятиями.
  • Приемная «Редактор». Дайте учащимся готовые сочинения, написанные не по теме. Дети должны самостоятельно или в группах решить: в чем ошибка, почему неправильно указана тема, как следует назвать тему, раскрытую в данном сочинении.

Границы темы и формулировка главной идеи

Вот еще одна распространенная ошибка. Бывает, что дается большая тема, например, «Критика Пушкина». И ученик «размазывал мысли по дереву», не выделяя сути.

81632684.jpg

Чтобы этого избежать, нужно научить детей определять границы своего будущего сочинения.

Так что перед вами широкая, общая тема. Не пытайтесь «принять грандиозность». Выбираем три-четыре примера и на их основе раскрываем тему.

Пример: «Любовь всей жизни человека». Можно ограничиться выбором двух видов любви: материнской и романтической (к противоположному полу). На каждый вид — по паре примеров из литературы и из жизни. В заключении — вывод: важна/нужна/не нужна любовь в жизни человека. Каждый! Тема открылась.

Или тема дана: «Семья Ростовых в романе «Война и мир»». Если начать описывать каждого персонажа, сочинение получится по объему соответствующим самому роману. Эта тема очень общая, и поэтому важно сформулировать основную мысль. Например, сравнивая только отца Ростова и Наташи. Чем они похожи, чем отличаются?

Важно донести до учащихся мысль, что они сами формулируют мысль для сочинения. В одной и той же теме может быть 3, 4, 5 идей. И от того, какую идею выберет студент, зависит содержание эссе.

Еще одна сложность, когда тема довольно узкая. Например, «Моя комната». Собственно, что мне написать? Диван у стены, шторы на окнах и обои в цветочек? Здесь нужен обратный ход: от частного к общему. Какие чувства вызывает эта комната? Какие важные события в вашей жизни произошли здесь? То есть перейти от конкретного описания предмета к общему описанию чувств и эмоций.

Итак, правило формулировки основной мысли: «Общее — конкретизируем, конкретное — обобщаем».

Как научиться формулировать идею

Выберите одну общую тему и попросите учащихся придумать как можно больше идей для развития этой темы. И наоборот – по узкой теме учащиеся должны подобрать как можно больше идей для развития и обобщения.

Совет: Работу можно выполнить в игровой форме, разделив класс на небольшие группы.

Составление плана сочинения

План — это «альфа и омега» любого эссе, так как он задает рамки и помогает логично излагать мысли. Планирование должно преподаваться уже в начальной школе.

Любое эссе, независимо от вида и жанра, содержит три основных компонента: введение, основную часть и заключение.

  • Чтобы научиться выделять эти смысловые части, неплохо на вводных уроках строить планы.Например, если вы читаете произведение — попросите учащихся составить план и выделить основные части. Читаем раздел в учебнике — то же самое: составить план.
  • В методике есть и такой прием, который учит выделять отдельные фрагменты текста: давать учащимся текст, в котором перемешаны абзацы. Студенты должны расположить абзацы в логическом порядке и дать название каждому.
  • Очень важно, чтобы план соответствовал заявленной теме. Поэтому можно предложить учащимся заранее заготовленные планы по теме реферата и попросить их оценить их соответствие. Работа может выполняться в группах или в парах.

Но можно выполнить этап подготовки плана до или после сбора материала. Бывает, что студент выбрал тему, обозначил границы и сформулировал основную мысль, но понятия не имеет, о чем писать. Тогда лучше сначала собрать материал, а потом составлять план. Главное, чтобы подготовка плана не происходила после написания реферата.

Сборка материала

Самый сложный этап работы, позволяющий сформировать основу будущего сочинения.

Поиск материалов для письма

Вы можете искать материалы в разных источниках:
книги, критические статьи, статьи и обзоры в Интернете

Для начала стоит обсудить со студентами, что разные виды эссе имеют свои языковые особенности. Итак, прилагательные, причастия и существительные важны при написании описания. В этом типе эссе все построено на ответе на вопрос «Что…»

Глаголы и существительные важны для повествовательного эссе, поскольку эти эссе часто посвящены описанию события или действия.

  • Один из методических приемов предлагает собрать материал в виде таблицы.

Например, для сочинения о картине заполните следующую таблицу:

Элементы плана Что? ВОЗ? Который? Что он делает? Предлагайте альтернативы
1. Введение Полное имя художника Известный, русский, популярный Нарисовал картину за .. лет
2. Передний план картины 1. Сезон — зима

2. Береза

3. Пень

1. Жесткий, холодный

2. Тонкие, кучерявые

3. Старый, засохший

1. Приехали, вступили в свои права

2. Дрожь от холода, грусть

3. Укутанный снегом

1. На картинке суровая зима.

1. Художник изобразил дождливый зимний день.

3. Фон, детали изображения
4. Вывод
  • Прием «Кластер» также помогает выбрать ключевые понятия, события, явления, о которых пойдет речь в эссе. Например, для сочинения на тему «Зимний лес» учащиеся формируют кластер с ключевыми словами: Зимний лес – деревья, животные, небо, луг, погода. Затем первичные понятия дополняются свойствами: деревья — сбрасывают листву, с голыми ветвями, стоят, закутавшись в снежные шубы и т.д.
  • Работа с вопросами. В младших классах учитель может использовать заранее составленные вопросы, ответы на которые в итоге и будут представлять сочинение.

Например, для сочинения на тему «Мой лучший друг» учащимся может быть предложено заранее заполнить анкету:

  1. Как зовут твоего друга?
  2. Где ты встретил его?
  3. Как он выглядит? (высокий, низкий, худощавый, мощный, сероглазый, кареглазый и т д)
  4. Твой друг учится в том же классе, что и ты? Вы соседи?
  5. Какое хобби у твоего друга?
  6. Как вы любите проводить время? И так далее
  • Прием «Дневник памяти». При работе над сочинением у детей часто возникает «страх чистого листа» (есть такое понятие в психологии). Вроде бы все понятно, тема раскрыта, но работа все равно идет не гладко. В этом случае можно предложить заполнить своеобразный «дневник памяти». Берется чистый лист и в него записывается все, что приходит в голову в связи с темой: обрывки мыслей, ассоциации, сравнения, начало фраз, цитаты, имена, события и т д. То есть работаем по схеме принцип: «Писать не головой, а кончиками пальцев». Естественно, весь этот хаос необходимо проанализировать, «разогнать» по пунктам плана. Главное, что это уже не чистый лист — работа пошла!

Процесс написания сочинения

После того, как план изложен и материал собран, приступаем непосредственно к написанию эссе.

  • Пишу черновик. Некоторые учителя не обращают внимания на оформление черновика. Между тем, это очень важно, потому что многие студенты пишут в черновиках так, как писали бы готовое сочинение. Этот вариант не допускает корректировок и исправлений (если только орфографические ошибки).

Можно предложить следующий подход:

  • Для черновика используйте большие листы бумаги или обычный лист бумаги, сложенный горизонтально. Лист складывается пополам и сначала заполняется только левая сторона. Правое остается свободным полем, где будут вноситься правки, комментарии и корректировки. Лист заполняется только с одной стороны, обратная сторона остается свободной. Это необходимо для того, чтобы учащийся увидел весь текст сразу.
  • Для объемного сочинения можно использовать даже несколько листов (по количеству пунктов плана). Так будет удобнее следить за логикой повествования, правильно выбирать переходные предложения.
  • Работаем над введением. Чаще всего трудность вызывает именно вступление. С чего начать? Какое первое предложение написать?

Методисты советуют студентам-учителям оставлять введение «на потом», записывая его после написания основной части. Этот прием позволяет составить грамотное вступление, которое фактически задаст тему и тон всему сочинению.

Варианты входа:

Чтобы облегчить задачу, учитель может предложить варианты введения, которые используются чаще всего. Рассмотрим на примере темы «Что такое любовь? (По роману М. Лермонтова «Герой нашего времени»):

  • Серия вопросов на тему: Что такое любовь? Он существует? Всегда ли это приносит только счастье? Эти вопросы рассматривает в своей работе М.Ю. Лермонтов.
  • Обсуждение названия. Любовь. Однозначно объяснить это понятие невозможно, ведь это чувство многогранно. И у каждого человека любовь проявляется по-своему. Об одной стороне этого многогранного чувства М.Ю. Лермонтов.
  • Диалог с собеседником. Задумывались ли вы о том, что такое любовь? Многие ответят, что любовь – это чувство, которое дарит радость, счастье. Но всегда ли так? Попробуем найти ответ, обратившись к роману М. Лермонтова «Герой нашего времени».
  • Цитаты, поговорки, пословицы, отражающие идею сочинения.
  • Краткая информация об авторе, поэте, художнике или о самом произведении.
  • Описание собственного впечатления после прочтения произведения (увидеть картинку, испытать случай и т.д.).

То есть введение должно диктоваться смысловым центром эссе и определять круг вопросов и понятий, которые будут рассмотрены в основной части.

  • И начать лучше с . заключения. Здесь работает «правило Штирлица»: в памяти остаются только последние слова. Обычно, когда пишешь сочинение на завершающем этапе, голова уже перегружена, и написать яркое заключение удается редко. Правильное и грамотное заключение приветствуется. Кроме того, это позволит еще раз уточнить тему сочинения и еще раз соотнести с планом – будут ли даны ответы на вопросы, правильно ли подобраны примеры и цитаты.

В школьной методике есть отличное упражнение, которое помогает научиться писать заключение. Это известные упражнения, где предлагается завершить рассказ. История обычно подается как событие. А если предложить дополнить текст описания, рассуждения? Этот прием помогает выработать навыки краткости, сжатости вывода и собственно написания выводов.

Проверка сочинений

После того, как эссе написано на черновике, необходимо его проверить. На этапе обучения желательно провести тестирование на занятиях, предварительно обсудив с учащимися типичные ошибки: орфографические, пунктуационные, стилистические, речевые. Проверка строится в два этапа:

  • Взаимная проверка.
  • Независимый анализ.

Анализ сочинений

Многие преподаватели пренебрегают этим этапом обучения рефератам, предпочитая молча проверять, оглашать оценки или, в крайнем случае, зачитывать парочку самых удачных (неудачных) рефератов.

Анализ эссе

Студент не сможет научиться писать рефераты, если не увидит примеров хороших и плохих работ, а также подробных комментариев к своей работе

Важно провести полноценный анализ вместе со студентами, чтобы выявить не только удачные моменты, но и типичные ошибки, которые встречались чаще всего. Этому можно посвятить весь следующий урок или досуг. Но анализ должен быть!

Конечно, мы рассмотрели только самые распространенные приемы, используемые на занятиях при обучении ребенка написанию сочинения. Потому что, например, реферат в формате ЕГЭ в силу своей специфики требует отдельной статьи. Но мы надеемся, что эти советы помогут учителям подготовить уроки по сочинениям. 

Как оформлять титульный лист

Макет титульного листа

Лицом любой письменной работы является титульный лист

Титульный лист можно смело назвать лицом вашего эссе.

Поэтому особое внимание следует уделить его правильному оформлению.

Так что если сделать это неправильно, у учителя может пропасть желание проверять всю работу в целом.

При оформлении страницы формата А4 необходимо сделать следующее:

  • в верхнем шапке написать полное название учебного заведения;
  • ниже пишется тип работы: реферат, отчет, реферат и так далее;
  • затем надо написать, на какую тему писалось сочинение (в данном случае литература);
  • ниже пишется название самой работы;
  • затем вы должны убрать несколько строк и указать в правой части, кто написал это письменное произведение;
  • учитель указан ниже;

В самом низу страницы, посередине, написан город и год написания произведения.

Как оценивают сочинения

Оценка эссе — субъективная характеристика, текст нравится одному проверяющему и вызывает вопросы у другого. Общие критерии для выставления итоговой оценки:

  • четкая и правильная постановка проблемы по теме;
  • логическое последовательное изложение мыслей, использование смысловых связей и переходов;
  • аргументация предположений, утверждений;
  • правильность орфографии и пунктуации, отсутствие стилистических несоответствий и ошибок в употреблении оборотов речи.

На экзамене объем эссе составляет не менее 150 слов. Критерии учета выражаются в баллах, максимум 25. Пересказанный источник, стороннее рассуждение, рассказ без опоры на заданную тему, отрывок менее 70 слов рассматриваться не будут.

Отличные критерии оценки:

  • объем 150-300 слов;
  • отсутствие или незначительная ошибка (орфография или пунктуация);
  • правильно сформулирована проблема и даны комментарии;
  • приведены примеры и иллюстрации;
  • указано личное мнение;
  • речь связана выразительно, буквальное полотно разбито на абзацы, логических ошибок нет.

Эссе учат мыслить, выделяя главное, находить и анализировать факты, логически рассуждать и доказывать свою позицию. В тестовых ответах и ​​типовых заданиях творческие способности учащегося, общее развитие, эрудиция и грамотность не проявляются. Красивое и выразительное эссе положительно презентует абитуриента, помогает получить высокую оценку и обогнать конкурентов.

Как написать сочинение по русскому языку (с примерами)

Вернуться наверх
Рекомендуем
5 главных советов для новичков Чтобы избежать частых ошибок при…