Мэйбл Уильямс — вдохновила на создание туши для ресниц.
Еще в Древнем Египте женщины умели красить губы, выравнивать цвет лица с помощью тональных средств, но подчеркнуть выразительность взгляда они могли только с помощью сурьмы, которой густо подводили глаза как можно ближе к линии роста ресниц. Некоторые исследователи считают, что при этом они мазали сурьмой и сами ресницы. Древние римлянки, по мнению археологов, красили ресницы стойкой краской на основе свинца – из-за его токсичности некоторые красавицы лишались зрения, но это не останавливало других.
Первую тушь для ресниц изобрел английский торговец французского происхождения Юджин Риммел, основатель преуспевающей и по сей день косметической фирмы. Это произошло не позже середины XIX века, но нельзя сказать, чтобы тушь сразу начала пользоваться успехом. На протяжении нескольких десятилетий она оставалась экзотическим продуктом. Даже такие продвинутые в вопросах косметики женщины, как парижские куртизанки и актрисы, не знали, с какой стороны к ней подступиться, предпочитая по старинке обходиться подводкой для глаз. Так делала, например, Нана, героиня романа Эмиля Золя, действие которого происходит в 1867 году: «Она обмакнула кисточку в банку с гримом для глаз; потом осторожно провела кисточкой между ресницами». Из-за такой женской осторожности в наши дни уже трудно выяснить, как выглядела первая тушь: другие, более поздние марки заслонили ее образ. Память об изобретении Риммела осталась лишь в словарях – до сих пор во французском, итальянском и португальском языках слово rimmel означает «тушь для ресниц».
Второе рождение туши состоялось в 1913 году. Молодая американка Мэйбл Уильямс, собираясь на свидание с симпатичным парнем по имени Чет, тщетно пыталась подвести свои окаймленные светлыми тонкими ресницами глаза так, чтобы они выглядели более драматично. Получалось плохо, и Мэйбл была в отчаянии – казалось, что именно этот маленький недостаток внешности не позволит ей заманить Чета под венец. За этой сценой с интересом наблюдал старший брат Мэйбл, химик Терри Уильямс. Может быть, ему захотелось помочь сестре. Возможно, он понял, что с такой же проблемой сталкиваются миллионы девушек по всему миру, а значит, решив ее, можно разбогатеть. Как бы то ни было, Уильямс решил придумать удобную краску для ресниц. Основой его изобретения стали угольная пыль и вазелин. Эту смесь Уильямс спрессовывал в маленькие плиточки. Чтобы накрасить глаза, надо было смочить крошечную кисточку, несколько раз провести ей по плитке, а потом по ресницам. Название продукта, в духе тех лет, намекало на состав и предназначение продукта: Lash-Brow-Ine («Тушь для ресниц и бровей»).
Испытав свое изобретение на сестре, Терри Уильямс начал предлагать Lash-Brow-Ine по почтовым каталогам. Спустя год Мэйбл все-таки вышла замуж за Чета, и в качестве свадебного подарка Уильямс переименовал свою тушь в ее честь Maybelline.
Он надеялся, что смена названия поможет привлечь народный интерес и поднять продажи – шли они довольно вяло. Скорее всего, Терри Уильямсу, так же, как до него Юджину Риммелу, не удалось бы сделать тушь для ресниц популярной. Но на помощь пришел кинематограф. Тушь пришлась по нраву киноактрисам: она делала глаза яркими и выразительными, при крупных планах не смотрелась так неряшливо, как густая подводка. Так Maybelline стала постоянно использоваться голливудскими гримерами. А после того, как сразу в двух фильмах героини актрис Теды Бара и Полы Негри с помощью Maybelline превратились в красавиц, тушь немедленно понадобилась едва ли не всем женщинам мира.
Вместе с популярностью у Уильямса появились и конкуренты. Производство туши наладила еще одна компания – Мах Factor. Причем их рецепт был уже более совершенным – помимо красителей и вазелина в него входил придававший ресницам глянцевый блеск и дополнительную толщину карнаубский воск.
В 1920-х–1930-х годах тушь для ресниц поселилась в сумочке едва ли не каждой женщины. Тон задавали голливудские звезды – Грета Гарбо, Марлен Дитрих, Бет Дэвис…
… В СССР тушь вообще была страшным дефицитом. В провинции модницам приходилось идти по стопам Терри Уильямса и делать тушь самостоятельно, почти по его рецепту. «Спички жгли, – вспоминает женщина, чья молодость прошла на Дальнем Востоке в 1940-е годы, – с вазелином жженые спички мешали и ресницы мазали. А то еще карандашный грифель крошили». Настоящим предметом мечтаний каждой советской женщины была фабричная тушь – «Ленинградская», «Вечерняя», «Махровая». Производили их обычно на театральных фабриках, вместе с гримом и клеем для накладных усов. Десятки классических советских кинолент запечатлели магический ритуал: женщина достает крошечную коробочку с тушью, несколько раз плюет в нее, а затем, приоткрыв рот и внимательно смотрясь в зеркало, начинает красить ресницы. Для идеального результата после этого надо было с угрозой для зрения аккуратно разделить слипшиеся реснички швейной иголкой. В 1960-е в СССР начали импортировать иностранную косметику, но для большинства женщин страны она была даже недоступнее, чем автомобиль. Так и приходилось продолжать поплевывать в брикетик «Ленинградской» до самого начала 1990-х.