Хеди Ламарр (Hedy Lamarr), урожденная Хедвига Ева Мария Кислер – 9.11.1913 — 19.01.2000 — популярная в 1930—1940-е годы австрийская, а затем американская актриса кино, а также изобретатель. Ее патент стал основой для связи с расширенным спектром, которая сегодня используется повсюду, от мобильных телефонов до Wi-Fi 802.11 и GPS.
Эта история голливудской звезды и роковой женщины, которую называли самой красивой актрисой в кино. Она также стала первой актрисой обнажившейся на экране. Но когда ее красота начала увядать, Голливуд отверг ее и после 30 лет все в ее жизни пошло не так. Бесконечные поиски любви и стабильности привели к шести неудачным бракам. Пластические операции привели к плачевным результатам, и растерянная и одинокая Хеди оказалась на грани нищеты. Ее даже судили за кражу в магазине. Это могло бы стать трагическим завершением блестящей карьеры кинозвезды, но потом пришло искупление, потому что голливудская звезда Хеди Ламарр также была изобретателем. Ее выдающееся изобретение поставило ее в первый ряд с создателями современных коммуникационных технологий, ведь наши компьютеры и мобильные телефоны могут связываться с интернетом, благодаря Хеди Ламарр. Роль изобретателя стала лучшей в ее карьере.
Хеди родилась в столице Австрии – Вене в еврейской семье. Мать была пианисткой, отец – преуспевающим банкиром. Кислеры жили в модном культурном районе в сердце артистического квартала Вены. Детство девочки было наполнено музыкой и театром. Первый же визит в театр потряс ее до глубины души, в тот день у нее появилась мечта об артистической карьере. Юная Хеди была красавицей. Уже в 16 лет на нее стали обращать внимание. Постепенно она стала получать небольшие роли в австрийском кино. Критики отмечали, что у новой актрисы «очень хорошенькие глаза». Не прилагая особых усилий, Хеди стала известной в Вене актрисой. Но она знала, что если хочет добиться настоящего успеха, то ограничиваться австрийским кинематографом нельзя.
В августе 1931 года начинающее дарование Ламарр перебралась из Вены в Берлин – сердце европейской киноиндустрии тех лет. В 1930-х годах ситуация в Германии была не стабильной, страна была на грани разрухи, а Великая депрессия привела к нищете. Нацистская партия набирала популярность и обвиняла евреев в тяжелом экономическом положении Германии. Несмотря на тяжелую экономическую и политическую ситуацию, немецким режиссерам удавалось завлечь зрителей в кино. Сначала молодая актриса работала и в кино и в театре, а в 1932 году произошел прорыв – Хеди получила главную роль Евы в скандальном чешском фильме «Экстаз». Ева – красивая молодая женщина, которая выходит замуж за старика и заводит молодого любовника. Но скандальным фильм стал не из-за сюжета, а из-за секса. В этом фильме актриса бежала из кустов к озеру, чтобы окунуться и испытывала оргазм на экране. Для зрителей 30-х годов это был настоящий шок. Фильм вышел на экраны Вены в феврале 1933 года. Некоторые критики называли эти сцены эротическими, другие утверждали, что это порнография. Фильм был запрещен в Германии, Америке и Папой Римским. Однако в арт-хаосных кругах фильм пользовался успехом и сделал Хеди знаменитой. Благодаря «Экстазу» ее имя попало в газетные заголовки, о ней узнали в Голливуде, где о фильме только слышали.
Но Хеди стремилась сыграть максимально большую роль, чтобы приблизить конец войны. С особым вниманием она следила за военными событиями в Атлантике. Союзники в Европе отчаянно нуждались в поставках провианта, оборудования и подкрепления из Америки. Но к концу 1942-года немецкие войска практически перерезали морские пути. Подводные торпеды топили тысячи торговых судов (потоплено более 14 миллионов тонн груза). Союзники видели выход в разработке сверх точных торпед. Большинство торпед было невозможно направлять после запуска. Требовалась новая революционная система наведения, которая могла бы помочь гораздо чаще поражать вражеские цели. Эта система должна быть тайной, чтобы противник не смог перехватить или заглушить сигнал. Союзникам никак не удавалось разработать такую систему.
Однако голливудская звезда Хеди Ламарр была уверена, что знает, как это сделать. Ей нужен был человек, который помог бы соединить все детали. Таким человеком стал Джордж Антейл – хулиган от мира музыки, один из самых талантливых композиторов и пианистов своего времени, который творил в стиле авангард. Антейл был потрясен красотой Хеди, но ее ум производил на него не меньшее впечатление. Она уговорила композитора начать работу над изобретением, которое по ее мнению могло защитить корабли и помочь выиграть битву за Атлантику, потому что она придумала, как сделать радиоуправляемую систему наведения торпед. Актриса поняла, что любая система наведения, которая работала на одной радиочастоте, могла быть легко обнаружена и заглушена противником. Но она пришла к выводу, что противник не сможет перехватить сигнал, если он будет передаваться по множеству случайных, на первый взгляд, частот. И здесь сыграл свою роль Джордж Антейл. Он понял, что быстрый переход с одной частоты на другую можно координировать также, как он координировал инструменты в своем механическом балете. По замыслу Хеди и Антейла в передатчик и в торпеду помещались барабаны пианол. Каждый рулон был перфорирован, следуя случайной схеме. Это служило набором тайных инструкций для переключения частот. Рулоны были идентичны и начинали действовать одновременно, поэтому передатчик и торпеда передавали сигналы синхронизировано. Если противник и перехватывал часть сигнала, он не мог последовать за ним на следующую случайную частоту. Хеди и Антейл назвали свое изобретение «Прыгающие частоты». Его было практически невозможно заглушить. 11 августа 1942 года Ламарр и Антейл получили патент на секретную систему коммуникации. Затем Антейл передал ее на рассмотрение правительству. Несмотря на газетную шумиху, идея Хеди была отвергнута. Никто не воспринял всерьез композитора-модерниста и актрису.
Разочарованная Хеди вернулась к повседневной работе. Она извлекла для себя урок – люди считали ее ум менее важным, чем ее красоту. В 1942 году Хеди снялась в картине «Белый груз». Фильм стал одним из ее главных хитов и закрепил за ней репутацию экзотической эротической актрисы. Во время съемок этого фильма 28-летняя актриса познакомилась со своим третьим мужем – англичанином Джоном Лодором. Его карьера не сулила ничего выдающегося, но для Хеди он символизировал стабильность. После свадьбы пара зажила обычной жизнью вдали от блеска Голливуда. У пары родилось двое детей – дочь Дениз и сын – Энтони. Тем временем в Европе закончилась война. И вот, когда, казалось бы ничего не мешало счастью Хеди, в из с мужем отношениях произошел разлад. В 1947 году пара официально развелась. На руках у Хеди остались трое детей. После развода 32-летняя актриса отчаянно боролась за то, чтобы сохранить свою репутацию звезды.
В 1947 году один из величайших режиссеров Голливуда Сесиль де Милль выбрал Хеди на роль Далилы в своем высокобюджетном фильме «Самсон и Далила». Она сыграла свою роль великолепно. Картина стала самым кассовым фильмом года и получила две премии «Оскар».
Но ощущение того, что Хеди Ламарр снова вернулась на звездный Олимп, оказалось мимолетной иллюзией. Теперь Голливуду требовалось новое поколение звезд, женщины типа Мерлин Монро. Хеди было все труднее получать роли. В это время она повстречала своего четвертого мужа – Эда Стоуфера – владельца ночного клуба, в прошлом возглавлявшего джаз-бенд. Они познакомились в 1949 году на мексиканском курорте. А уже в 1951 году – поженились. Но и этот брак продлился не долго. Вернувшись в Голливуд Хеди обнаружила, что снова должна зарабатывать деньги, чтобы содержать семью, искать роли в киноиндустрии, которой она уже была не нужна. Совмещать карьеру и детей становилось все тяжелей. Актриса даже начала посещать психоаналитика. В 1952 году Хеди Ламарр устроила всех троих детей в школу-пансион.
Старший приемный сын Хеди – Джеймс не мог привыкнуть к школе и постоянно хулиганил. У него были постоянные конфликты с матерью. Однажды, не выдержав напряжения, Хеди просто отказалась от него, сказав мальчику, чтобы тот не возвращался домой из школы и, кажется, нашла ему приемную семью. Его приютила учительница. Отношения между Джеймсом и Хеди наладятся лишь через сорок лет. В то же время Хеди развелась с очередным мужем, утверждая, что тот несколько раз ударил ее.
Одинокая невостребованная актриса снова вышла замуж в 1953 году за нефтяного барона Джея Горварда Ли. Но в 1958 году Хеди опять подала на развод, потребовав большую сумму денег. Снова оставшись одна, Ламарр продержалась четыре года до мужа номер шесть. Им стал ее адвоката по бракоразводным делам. Этот брак продлился чуть больше года. Разводясь с этим супругом актриса утверждала, что подверглась чрезвычайной жестокости.
В 50 лет актриса осталась одна, проведя 30 лет в бракоразводных процессах. И когда она думала, что хуже быть не может, она снова оказалась в суде, но по совсем другой причине. В 1966 году ее обвинили в магазинной краже вещей на 86 долларов. После шестидневного судебного слушания присяжные совещались пять часов, и объявили Хеди Ламарр невиновной.
К началу 1970-х здоровье Хеди ухудшилось. Пластические операции сказались на ее внешности. Актриса стала затворницей. К началу 1980-х она жила одна, и практически не выходила из дома. Все о ней забыли. Мало, кто из соседей понимал, что рядом сними живет звезда Голливуда.
Спасение пришло неожиданно, и принесли его мобильные телефоны. В 90-е разработчикам нужно было наладить между телефонами беспроводную коммуникацию без помех и глушения. Они выбрали метод множественного доступа с кодовым разделением каналов в качестве стандарта беспроводных коммуникаций. Но этот метод стал современной версией метода, разработанного Хеди и Антейла 50 лет назад. Эта технология была приспособлена для беспроводных сетей и мобильных телефонов во всем мире. Внезапно чисто теоретическую идею, выдвинутую непрофессионалами в области техники, признали. В конце жизни Хеди Ламарр получила много наград и признание. Ее изобретение имело такую значимость, что ее день рождения 9 ноября был объявлен днем изобретателя в ее родной Австрии. Хеди было за 80 лет и она снова была богатой и знаменитой. И если раньше о ней говорили лишь как о красавице, то теперь она получила признание за свой ум и гениальность. Актриса и изобретатель умерла 19 января 2000 года. Она оставила своим детям многомиллионное состояние, а миру изобретение, которое изменило способ общения людей повсеместно. Без изобретения Ламарр сейчас не летали бы военные спутники и не работали бы сотовые телефоны стандарта GSM.