Лина Штерн — первая женщина-профессор Университета Женевы прошла ужасы сталинских лагерей

Лина Соломоновна Штерн (1878 — 1968) — швейцарский, затем советский биохимик и физиолог, автор фундаментальных исследований в области клеточного дыхания (1910), создатель концепции ГЭБ (1918).

Первая женщина — действительный член АН СССР (1939). Член АМН СССР с момента её образования (1944). Лауреат Сталинской премии второй степени (1943).

Женева помнит и чтит память первой женщины-профессора своего Университета Лины Штерн (1878-1968), выдающегося доктора-физиолога, которой предстояло стать первой женщиной в составе Академии наук СССР, а затем пройти испытания сталинских репрессий.|

Стефан Цвейг писал о королеве Франции Марии-Антуанетте: королева грации и красоты, она стала под конец жизни царицей всех страданий. Нечто подобное можно было бы сказать и о Лине Штерн, только в области научных достижений. Первая во всем – первая женщина среди профессуры Женевского университета, первая женщина-академик Советского Союза, исследовательница с мировым именем, достигшая вершины почета у себя на родине, она затем подверглась преследованиям и унижениям, чудом избежала расстрела, и – в отличии от несчастной супруги Людовика XVI — под конец жизни была реабилитирована.

Лина Штерн, начавшая свой путь к вершинам науки в стенах Женевского университета и продолжившая его в научной среде СССР, обладала выдающимися личностными качествами. Сильная личность, «железная леди», дама, влюбленная в науку – называйте, как угодно, но образ Лины все равно предстает, прежде всего, в ореоле женской нежности и хрупкости. Женщина всегда остается женщиной – дочерью, матерью, женой. И даже тем немногим отчаянным девушкам, которые в конце XIX века отважились посвятить себя научной работе, предстояло долго и упорно доказывать, что они созданы не только для ведения домашнего хозяйства, приготовления пирогов и вязания чулок, но и для более высоких сфер человеческих достижений.

Лина Штерн родилась 26 августа 1878 года в Латвии (в то время именовавшейся Курляндским герцогством). Ей пришлось пробивать себе дорогу на научный Олимп — мало того что барышня, да еще и еврейского происхождения. Курляндия отличалась пестрой языковой палитрой: тут говорили на латышском, немецком, русском и идише. Ее родная семья говорила на немецком языке. Отец занимался коммерцией и располагал средствами, достаточными, чтобы его жена и семеро детей ни в чем не испытывали нужды. По окончании средней школы старшая дочь Лина, которая увлекалась научной работой, столкнулась с досадным препятствием: она не могла поступить ни в один российский университет — в царские времена они были открыты лишь для мужчин. Существовали, правда, особые женские институты, но туда, по преимуществу, принимали православных студенток.

Остановило ли это будущего доктора-физиолога? Нет, Лина приняла решение – ехать на берега Лемана в Швейцарию. В Женевском университете в 1900 году атаковали гранит науки 200 студентов из Российской империи, а в 1908-м — уже 785, то есть, больше сорока процентов от общего числа.

На медицинском факультете Лина быстро выделилась живостью ума и вскоре опубликовала первую научную статью — о внутренней секреции почек.

Окончив обучение в 1904-м, она намеревалась вернуться в Россию, чтобы стать практикующим врачом, но получила письмо от своего преподавателя Жана-Луи Прево, который удержал ее в Женеве должностью ассистентки в своей лаборатории.

Добавить комментарий

Наверх
Рекомендуем
Моника Левински, Моника Сэмилл Левински (Monica Samille Lewinsky) - 23…