Авантюристка и двойной агент ГПУ и английской разведки, она пользовалась славой женщины сведущей и очень опасной. На Западе ее называли «русской миледи» и «красной Матой Хари».
Сталин, попыхивая трубкой, перебирал лежащие перед ним фотоснимки страниц из дневника Горького. Остановил тяжелый взгляд на одной.
«Досужий механик подсчитал, что ежели обыкновенную мерзкую блоху увеличить в сотни раз, то получается самый страшный зверь на земле, с которым никто уже не в силах был бы совладать. При современной великой технике гигантскую блоху можно видеть в кинематографе. Но чудовищные гримасы истории создают иногда и в реальном мире подобные преувеличения… Сталин является такой блохой, которую большевистская пропаганда и гипноз страха увеличили до невероятных размеров».
…В тот же день, 18 июня 1936 года, в Горки, где лечился от гриппа Максим Горький, отправился Генрих Ягода в сопровождении нескольких своих сподручных, в числе которых была таинственная женщина в черном. Нарком НКВД заглянул к Алексею Максимовичу совсем ненадолго, а вот женщина, по словам очевидцев, провела у постели писателя более сорока минут…
Утром 19 июня в советских газетах было помещено траурное сообщение: великий пролетарский писатель Алексей Максимович Горький скончался от воспаления легких.
Так ли было на самом деле или нет (существует множество версий, от чего умер Горький, и приведенная выше -лишь одна из них), мы, наверное, никогда не узнаем. А вот таинственная женщина в черном была. И именно она последней видела Горького живым.
МАРИЯ Игнатьевна Будберг, в девичестве Закревская, по первому браку графиня Бенкендорф, была женщиной поистине легендарной. Авантюристка и двойной агент ГПУ и английской разведки, она пользовалась славой женщины сведущей и очень опасной. На Западе ее называли «русской миледи» и «красной Матой Хари».Давным-давно, в 1892 году, еще до революции и двух мировых войн в огромном доме черниговского помещика Платона Закревского родилась девочка Мария Закревская. Она уже с детства почувствовала прелесть всеобщего внимания и обожания. Жизнь начала свой разбег, когда Муре исполнилось девятнадцать лет и ее отправили в Англию для совершенствования языка, под присмотр брата Платона, который в то время уже служил в русском посольстве в Лондоне. Эта поездка определила дальнейшую судьбу девушки, потому что здесь состоялось ее знакомство с будущим мужем Иваном Александровичем Бенкендорфом, прибалтийским дворянином, потомком графского рода.
Жизнь обещала быть веселой и беззаботной, а будущее казалось большим и светлым. Но мир раскололся на части и рухнул в бездну мировой войны.Так как она свободно владела английским и немецким языками, то одно время,до революции, работала в русском посольстве в Берлине. Тогда же тесно сошлась с английским дипломатом Робертом Брюсом Локкартом.