Валентина Санина-Шлее — основательница нью-йоркского Дома моды Valentina Gowns.

Валентина Николаевна Санина-Шлее (18 апреля 1899, Киев, Российская империя — 14 сентября 1989, Манхэттен, Нью-Йорк, США) — нью-йоркская создательница моды, чей Дом моды «Валентина» просуществовал более 30 лет и стал безусловной классикой американского дизайна. В России больше известна как муза знаменитого «Русского Пьеро» Александра Вертинского, посвятившего ей такие шедевры как «Буйный ветер», «За кулисами» и «Это все, что от Вас осталось».

В истории мировой моды было немало женщин-кутюрье и немало тех, кто не создал ничего нового, но, благодаря врожденной элегантности и умению подать себя, стал «иконой стиля». Валентина Санина-Шлее занимает особое место. Она сочетала талант дизайнера с красотой кинозвезды, она была из тех, кого принято называть «вамп» — роковой женщиной со взглядом Медузы Горгоны.

Именно Валентине Саниной Александр Вертинский посвятил эти стихи:

«Хорошо, что Вы не здесь, в Союзе.

Чтоб Вы делали у нас теперь, когда

Наши женщины не вампы, не медузы,

А разумно кончившие вузы

Воины науки и труда!»

Что ж, Валентина Санина действительно вовремя уехала из Союза. И позаботилась о том, чтобы ее биография полностью соответствовала образу женщины-вамп. Мы даже не знаем точной даты ее рождения. В большинстве биографий упоминается 1 мая 1940 года. Но многие историки считают, что поскольку настоящие документы были утрачены при бегстве из России, Валентина просто убавила себе десять лет.

Родилась Валентина Санина-Шлее в семье киевских мещан. В 1915 году семья перебралась в Харьков. Здесь Валентина поступила в театральное училище, а в 1917 году ее взяли в один из харьковских театров. Именно там в 1918 году она познакомилась с Александром Вертинским. Уже тогда он был знаменит, и его внимание льстило Валентине. Но у их романа не было будущего. В 1919 году Вертинский уехал с гастролями в Одессу, а Валентина Санина оказалась в Крыму, спасаясь от наступающей Красной армии. Там, в Севастополе, она и познакомилась со своим будущим мужем, Георгием Шлее. Вместе с ним они выбрались из Крыма в 1920 году и попытались обосноваться в Греции. Но там к власти пришел король Константин I, сочувствовавший в Германии, и Валентина с мужем перебрались в Италию, а оттуда — в Париж и Лондон, где Валентина блистала в театре кабаре.

Вместе с труппой Валентина и Георгий в 1923 году оказались в Нью-Йорке, и там начался новый этап их карьеры. Яркая внешность Валентины способствовала тому, что ее охотно приглашали на показы мод в качестве манекеншицы. Но ей хотелось не демонстрировать одежду, а шить ее. Причем Валентина Санина отнюдь не собиралась «встраиваться» в модное течение. В 1920-е годы царил идеал женщины с мальчишеской фигурой и короткой стрижкой. Валентина же носила длинные струящиеся платья с глубоким вырезом, подчеркивающие грудь и талию. А длинные волосы укладывала в замысловатую прическу. Это выделяло ее из толпы. Мужчину провожали ее взглядом, а женщины присматривались к фасонам ее платьев. И вскоре Валентина Санина открыла свою мастерскую. В 1928 году появился бренд Valentina Gowns.

Валентина считала, что женские наряды должны быть вне времени. Такими, чтобы они не устарели и через десять лет. Ее фирменной чертой была эффектная простота и женственность. Даже в годы Второй мировой войны она не шила нарядов в духе милитари и утверждала: «Женщина должна оставаться женщиной, несмотря на неприветливость мира».

Любимым ее цветом был черный. И именно коллекция черных бархатных платьев сделала ее знаменитой. При этом Валентина Санина-Шлее была в какой-то степени диктатором для своих клиенток, считая, что раз она шьет платье, то ей виднее, каким оно должно быть. В 1940 году в интервью журналу Vogue она сформулировала свои основные принципы: никаких мехов (исключение делалось для русского соболя), никаких шелковых цветов или мелкого рисунка на ткани (этот узор отвлекает от деталей кроя). И, как это ни парадоксально — никаких каблуков. По мнению Валентины, они делают женскую походку неестественной. Она ввела в моду китайские шляпы-кули и японские пояса-оби. Но в целом наряды от Валентины были вне времени. По признанию актрисы Китти Карлайл Харт, вечернее платье от Валентины Саниной она носил сорок лет.

Поскольку Валентина была очень фотогенична, многие свои наряды для снимков в журнале она представляла сама. Хотя недостатка в известных заказчицах у нее не было. Среди ее клиенток были дамы из семейства Вандербильт, актрисы Кэтрин Хепберн, Норма Ширер и Грета Гарбо. Последняя долгое время была подругой Валентины Саниной. Однако это была немного странная дружба. Грета нравилась Георгию Шлее, а Валентина, в молодости разбивавшая сердца, оказалась однолюбом. Она настолько любила своего супруга, что прощала ему связь с Гретой. Такой тройственный союз длился двадцать лет. В 1964 году Георгий Шлее умер в Париже, на руках у Греты. Свое состояние он завещал актрисе.

Впрочем, Валентина и не нуждалась в его деньгах. Она закрыла свой дом моды еще в 1957 году, удалилась от дел, свое время посвящала коллекционированию антикварной мебели и произведений искусства. Она так и не смогла простить бывшую подругу.

Добавить комментарий

Вернуться наверх
Рекомендуем
Бонни Кэшин (28 сентября, 1907 - 3 февраля 2000) —…