Сафо — первая воспела лесбийскую любовь

Сафо (Сапфо, Сафо Митиленская), дата рождения — около 630 года до н. э. — древнегреческая поэтесса. Если Гомер — отец эпической поэзии, то Сафо создала лирику.

Слова любви в стихах Сафо до сих пор звучат так страстно, словно сорвались с горячих губ только что. До нее никто из поэтесс не смел говорить о любви так открыто и с такой силой, наполняя стихи глубокими личными переживаниями. В основе лирики Сафо лежат традиционные фольклорные элементы, преобладают мотивы любви и страсти к различным персонажам обоих полов.

Слово «лесбиянка» происходит от названия её родного острова Лесбос, а в английском языке также используется образованное от её имени слово «сафический»; оба этих слова стали применяться для обозначения женской гомосексуальности только в XIX веке.

Сафо говорила о любви, как о «сладостно-горьком чудовище, от которого нет защиты». Ее метафоры удивительно точно отражают пережитые чувства — огонь под кожей, звон в ушах и т. п.

«Страстная Сафо»

«Страстная Сафо», так называли современники поэтессу, родившуюся острове Лесбос. Её отец был «новым» аристократом, будучи представителем знатного рода он занимался торговлей. Помимо Сафо в семье было трое сыновей. В шесть лет девочка осиротела, и родственники отдали её в школу гетер.

Как и другие девушки острова, она получила суровое воспитание и разностороннее образование. Знойная брюнетка занималась гимнастикой, участвовала в конкурсах красоты, изучала музыку и поэзию в школе гетер. Девушка с юности увлеклась стихосложением. Она писала оды, гимны, элегии, слагала празничные и застольные песни.

Когда на острове начались волнения и его жители попытались свергнуть жестокого тирана Мирсила, Сафо и ее братьям пришлось искать убежища в в Сиракузах на острове Сицилия до смерти Мирсила. На родину она вернется уже зрелой женщиной и прославленной поэтессой. Она поселилась в городе Митилены, почему впоследствии её и стали называть Сафо Митиленской.

По канонам красоты того времени, которые задавали изнеженные белокожие афинянки, Сафо не была красавицей: небольшого роста, очень смуглая, с живыми блестящими глазами.

«Я не велика ростом, но своим именем могу наполнить все страны», — говорила Сафо.

Вскоре по возвращению между Сафо и ее соратником по изгнанию, поэтом Алкеем, вспыхнула любовь, которой суждено было остаться платонической. Яркая личность поэтессы одновременно привлекала и отпугивала Алкея. Он считал себя недостойным любви великой Сафо и долго не осмеливался признаться ей в своем чувстве.

Роман с Алкеем угас, а братья Сафо подобрали ей мужа — богатого купца Керкиласа. Спустя год у них родилась дочь (названная по имени матери Сафо, Клейс, или Клеида), которой поэтесса посвятила цикл стихов. Но судьба не долго позволила Сафо наслаждаться семейным счастьем. Вскоре ее муж и дочь умерли. Лишенная семьи, Сафо всецело отдалась творчеству. Своим поэтическим даром она прославилась на всю Элладу.

Социальный статус женщины на о. Лесбос отличался большей свободой, чем в прочих областях греческого мира. Женщины в социальной активности здесь не имели почти никаких ограничений. Наравне с мужскими союзами и общественными объединениями могли создаваться и женские содружества, так называемые — фиасы. Сафо возглавила один из женских союзов — школу риторики, которую назвала Домом муз, посвященную Афродите. Это был своеобразный античный салон, где дочери знатных семейств собирались для того, чтобы сочинять и декламировать стихи, а заодно и находить удовольствие в обществе друг друга, предоставив мужчинам творить античную историю.

Здесь устраивались пиры, рекой лилось вино и нежные руки тянулись навстречу нежным рукам. «Что касается меня, я буду отдаваться сладострастию, пока смогу видеть блеск лучезарного светила и восторгаться всем, что красиво», — писала Сафо. А что может быть прекраснее женщин. В культуре Древней Греции однополая любовь была довольно частым явлением. Современники Сафо не видели в этом ничего предрассудительного. Поэтесса пользовалась уважением Алкея, Салона, Платона и других величайших людей древности. Сократ величал ее своей наставницей в вопросах любви, а изображение знаменитой поэтессы помещалось на монетах.

Произведения Сафо пронизаны любовной страстью и восхищением, радостью нежного общения и ревностью. Сафо любила так, как дано любить не многим, без остатка отдавая себя страшной стихийной силе, с которой невозможно бороться.

Но молодость неумолимо уходила от нее. Любовные неудачи ранили сердце. Однажды брат Сафо за огромные деньги выкупил из рабства прекрасную гетеру Радопу. Она была так красива, что Сафо тоже воспылала к ней страстью и стала соперницей собственному брату. Но юная красавица осталась равнодушна к чувствам Сафо, а брат увез ее с Лесбоса.

Последняя любовь

За свою последнюю любовь Сафо заплатила самую высокую цену. По преданию, она влюбилась в красавца грека Фаона, который остался холоден к страсти уже не молодой и некрасивой Сафо, забывшей ради него всех своих подруг. «И пусть меня бесчестят за то, что я бросила свое сердце в бездну наслаждения. Но по крайней мере я узнала божественные тайны жизни, мои глаза, ослепленные блестящим светом видели зарождающуюся зарю божественной любви». Сафо поднялась на вершину Левкадской скалы и бросилась в море.

Современные ученые, однако, считают эту историю недостоверной. Эта легенда — сплетение мифа о морском божестве острова Лесбос Фаоне, который однажды перевозил Афродиту, и она дала ему специальное снадобье, благодаря которому все женщины, его видевшие, влюблялись в него. Этот миф красиво сплетался с образом известной поэтессы Сафо, и поэтому возникла такая легенда.

Сафо была слишком сильной, слишком талантливой и самодостаточной, чтобы найти счастье в мире, где безраздельно властвовали мужчины, поэтому была на много веков забыта. Только в XХ веке общество оказалось готовым воспринять независимую и одаренную женщину, свободную и в любви и в творчестве.

shewin

Добавить комментарий

Вернуться наверх
Рекомендуем
Кристина Мария Агилера (англ. Christina María Aguilera; род. 18 декабря…