Беата Тышкевич — «Самая популярная актриса Польши»

Беа́та Тышке́вич (польск. Beata Tyszkiewicz; род. 14 августа 1938 года, Вилянов близ Варшавы) — польская киноактриса.

Лауреат международных кинофестивалей, неоднократный лауреат звания «Самая популярная актриса Польши», президент Фонда польской культуры, кавалер ордена Почетного легиона, обладательница золотой медали имени С.Ф. Бондарчука «за вклад в мировой кинематограф».

Родилась 14 августа 1938 года в Варшаве (Польша), в аристократической семье. Отец – Кшиштоф Тышкевич, потомок старинного гербового рода Лелива из Вильно (Вильнюса). Мать – Барбара Рехович, из рода великих князей Потоцких. Родители Беаты познакомились в Кракове во время учебы в Сельскохозяйственной академии.

Беата родилась в Королевском дворце в Вилянове, который и стал ее первым родным домом. После окончания войны отец оказался в Западной Европе, потом перебрался в Англию и остался там навсегда. Война забросила мать Беаты в лагерь беженцев в Прушкове, будущая «первая дама польского кино» оказалась в женском монастыре в Милянувке.

После возвращения в столицу Беата получает начальное образование в спецшколе имени Н. Жмиховской, славившейся высоким уровнем классического образования, куда знатные и состоятельные люди традиционно направляли своих детей. Там ее и нашел Павел Коморовский, в то время студент Государственной высшей киношколы в Лодзи, ассистент режиссера на фильме «Месть». 17-летняя Беата была утверждена на роль Клары. Картина вышла на экраны в сентябре 1957 года, и хотя она не стала культурным событием, дебют молодой девушки в окружении знаменитостей был признан удачным.

Среднюю школу Беата окончила в Шиманове, в интернате для девочек, патронируемом католическим орденом Сестер Непокалянек. Тогда Беата вовсе не мечтала об актерской карьере, она готовилась стать ветеринаром.

Решение поступать в Государственную высшую театральную школу в Варшаве, которое меняет всю ее жизнь, Беата Тышкевич принимает после разговора с Антонием Богдзевичем, режиссером «Мести». Успешно сдав вступительные экзамены, она становится студенткой 1-го курса. Проучившись всего год, Беата начинает работать на телевидении ассистентом режиссера, становится ведущей программы «Разговор о книгах» и тележурнала «Не только для женщин». Здесь ее заметил Войцех Хас.

С фильма Войцеха Хаса «Общая комната» (1959) творческий путь Беаты Тышкевич пролегает прямо к кинематографическому Олимпу. Актриса снялась в лучших фильмах известных режиссеров, среди которых Анджей Вайда, Тадеуш Конвицкий, Войцех Хас, Анджей Жулавский, Агнешка Холланд, Ежи Антчак, Кшиштоф Занусси, Ежи Гофман, Януш Моргенштерн. Ее приглашали знаменитые режиссеры мирового кино: Андре Дельво, Клод Лелуш, Андрей Кончаловский, Жан Делануа, Клод Зиди, Марта Месарош. Она создала незабываемые образы в телевизионных сериалах «Ночи и дни», «Большая любовь Бальзака», «Польские дороги», «Комедиантка» и других, восхищая зрителей своим шармом, красотой и актерским дарованием. В творческом смысле актрисе есть чем гордиться, но, как отмечает сама Беата, каждые новые съемки в кино для нее – событие, и она быстро забывает сыгранные роли.

Журналисты писали о Тышкевич так: «славянская Катрин Денев», «звезда постановочных и костюмных фильмов», «славянская Софи Лорен». Яцек Табенский в журнале «Иллюзион» подметил: «…Беата обладает исключительным даром, отличающим великих звезд, выдающихся актрис, таких как Роми Шнайдер, Анни Жирардо, Фей Данауэй. Это особый магнетизм, способность создать исключительно интимную атмосферу, воздействовать непосредственно на зрителя. Каждый жест актрисы точен и закончен, ни одно слово не прозвучит впустую, а создаваемые женские образы – мечта каждого мужчины: они соединяют женственность и деликатность со зрелым эротизмом, они опытны, справедливы в оценках, способны прощать; раскрыть тайну такой женщины все равно, что распутать сложный детектив…»

Давняя дружба связывает актрису с Никитой Михалковым, Валерием Плотниковым, Андреем Кончаловским, Вячеславом Тихоновым, Ильей Глазуновым. Навсегда в ее памяти остались встречи с Андреем Тарковским, Натальей Кончаловской, Сергеем Бондарчуком, Иннокентием Смоктуновским, Леонидом Филатовым. Актриса размышляет: «Варвару Павловну Лаврецкую в “Дворянском гнезде” я считаю одной из лучших моих ролей. Живой, полнокровный образ, первая любовь героя, впоследствии принесшая ему горькое разочарование. О такой роли мечтает каждая актриса». Ее сотрудничество с российским кинематографом продолжилось в политическом детективе Игоря Гостева «Европейская история» и в военном триллере Михаила Пташука «В августе 44-го».

Б. Тышкевич снялась в фильмах: «Месть» (режиссеры А. Богдзевич и Б. Коженевский, 1957), «Общая комната» (режиссер В. Хас, 1959), «Стеклянная гора» (режиссер П. Коморовский, 1960), «Визит президента» (режиссер Я. Баторий, 1961), «Самсон» (режиссер А. Вайда, 1961), «Запоздавшие прохожие» (режиссер А. Лапицкий, 1962), «Черные крылья» (режиссеры Э. и Ч. Петельские, 1962), «Действительно вчера» (режиссер Я. Рыбковский, 1963), «Крещенные огнем» (режиссер Е. Пассендорфер, 1963), «Встреча со шпионом» (режиссер Я. Баторий, 1964), «Первый день свободы» (режиссер А. Форт, 1964), «Рукопись, найденная в Сарагосе» (режиссер В. Хас, 1964), «Пепел» (режиссер А. Вайда, 1965), «Марыся и Наполеон» (режиссер Л. Бучковский, 1966), «Ставка больше, чем жизнь» (режиссер А. Кониц, ТВ-сериал, 1967), «Кукла» (режиссер В. Хас, 1968), «Всё на продажу» (режиссер А. Вайда, 1968), «Дворянское гнездо» (СССР, режиссер А. Кончаловский, 1969), «Принц сезона» (режиссер В. Ожеховский, 1970), «Большая любовь Бальзака» (Польша–Франция, режиссер В. Соляж, 1973), «Ее возвращение» (режиссер В. Ожеховский, 1974), «Ночи и дни», режиссер Е. Андчак, 1975), «Танцующий ястреб» (режиссер Г. Кролькевич, 1977), «Контракт» (режиссер К. Занусси, 1980), «Сексмиссия» (режиссер Ю. Махульский, 1983), «Ускорение» (режиссер З. Ребзда, 1984), «Ва-банк-2» (режиссер Ю. Махульский, 1984), «Сезон охоты на фазанов» (режиссер В. Саневский, 1985), «Комедиантка» (режиссер Е. Штвертня, 1986), «Кингсайз» (режиссер Ю. Махульский, 1987), «Двое» (режиссер К. Зиди, 1988), «Наследство Гульденбургов» (ФРГ, режиссеры Г. Эрхард и Ю. Гозляр, 1988–1989), «Смерть самца» (режиссер В. Новак, 1990), «ВИП» (режиссер Ю. Махульский, 1991), «Прикосновение руки» (Польша–Англия–Дания, режиссер К. Занусси, 1992), «Прекрасная незнакомка» (режиссер Е. Гофман, 1993), «Немцы» (Польша–США, режиссер З. Каминский, 1996), «Экстрадиция» (режиссер В. Вуйчик, ТВ-сериал, 1997), «Слава и хвала» (режиссер К. Куц, ТВ-сериал, 1997) и других.

Беата Тышкевич практически не играла на театральной сцене. Она выступила в нескольких спектаклях, когда режиссерам удавалось ее уговорить. Яцек Вощерович поставил спектакль по Эрнсту Хемингуэю «За рекой, в тени деревьев». В 2002 году Ханна Бакула поставила спектакль по письмам знаменитой поэтессы Агнешки Осецкой, где роль героини написана специально для Беаты Тышкевич.

Наряду со съемками в фильмах Беата живет активной общественной жизнью. С 1979 года она ведет на телевидении цикл программ, самыми популярными из которых были «Отчет по делу бездомных детей», ток-шоу «Какая ты на самом деле» с участием знаменитых женщин – деятелей культуры, которые рассказывали о своих женских проблемах. Беата возглавляет Фонд польской культуры, активно поддерживает творчество молодых артистов, представляет Польшу на многих зарубежных форумах, ведет постоянную рубрику в газете «Рабочая трибуна», где делится своими впечатлениями о фильмах и путешествиях. Вышла в свет ее автобиографическая книга «Не всё на продажу».

Б. Тышкевич удостоена звания «Самая популярная актриса Польши» (1966, 1968, 1975 – на Кошалинском кинофестивале «Молодежь и кино», 1976), среди ее наград – «Серебряная маска», диплом с отличием за выдающиеся заслуги в представлении польской культуры за границей (1977), специальный приз жюри за роль Берты в фильме Збигнева Каминского «Немцы» на XXI Всепольском кинофестивале в Гдыне (1996), советский орден Дружбы народов, Рыцарский (Кавалерский) крест ордена Возрождения Польши, Командорский крест ордена Возрождения Польши (1989), французские ордена Почетного легиона (1977) и Культуры и Просвещения. В 2006 году на XV Международном кинофоруме «Золотой витязь» актриса получила золотую медаль имени С.Ф. Бондарчука «за вклад в мировой кинематограф».

Настоящее счастье для Беаты – родной дом. Она заботливая и любящая мать, воспитавшая двух очаровательных дочерей – Каролину и Викторию. Беата трижды была замужем. «…Три моих брака распались, наверное, потому, что со мной непросто… Не умею просить, требовать, взыскивать. Видимо, я слишком самостоятельна, и мужчины считали, что поддержка мне не нужна». Старшая дочь рождена в 1967 году в браке с Анджеем Вайдой, она получила юридическое образование, снималась в кино и рекламе, работала ассистентом режиссера у своего отца. Младшая, Виктория Подлевская, появилась на свет в 1977 году. Делает первые уверенные шаги в искусстве, занимается танцами, пением, актерским мастерством. Образ творческой личности, который сумела создать их мать, стал для дочерей путеводной звездой.

Живет и работает в Варшаве.

shewin

Добавить комментарий

Вернуться наверх
Рекомендуем
Обострение классовой борьбы в Англии, чартистское движение, поставившее перед писателями…