Наталья Владимировна Варлей (22 июня 1947 г.р.) — советская и российская актриса театра и кино, поэтесса. Заслуженная артистка РСФСР (1989).
В 19 лет она стала всенародной любимицей, лучшей девушкой в СССР. Жизнь Натальи Варлей обещала быть безоблачной, но судьба не уберегла знаменитую «кавказскую пленницу» от людской зависти и падений. Наталья Варлей снялась более, чем в 60 фильмах, сыграла совершенно разные по характеру роли, но для зрителя она навсегда осталась той самой Ниной — спортсменкой, комсомолкой и просто красавицей.
Наталья Варлей родилась 22 июня 1947 года в городе Констанца (Румыния) в семье капитана дальнего плавания. Отец Натальи — Владимир Викторович был моряком — курсант №2 первого набора Севастопольского морского училища, выпустился в 1941 году сразу стал командиром судна, героически участвовал в боевых действиях за освобождение Севастополя, мама — Ариадна Сергеевна — женщина изящная, воздушная, но при этом с сильным характером.
Сегодня мало кто поверит, что актриса, которая сама без страховки выполняет захватывающие трюки в фильме «Кавказская пленница», в детстве была болезненным ребенком и даже не занималась в школе физкультурой до 6 класса. В конце 50-х годов семья Варлей из Мурманска, где продолжал службу отец, перебралась в Москву и здоровье девочки пошло на поправку.
Тайком от родителей она поступила в детскую цирковую студию, а оттуда в цирковое училище. Несмотря на то, что у Варлей природная боязнь высоты, в цирке она работала воздушной гимнасткой. Все четыре года, пока Наташа училась, папа с мамой, надеялись, что ее отчислят за профнепригодность, но Варлей получила диплом с отличием с номером «Воздушный эквилибр на штейн-трапеции с музыкальными инструментами».
В пятнадцать лет она впервые снялась в кино: в курсовой работе студента ВГИКа Эльера Ишмухамедова по рассказу Александра Грина «Новогодний праздник отца и маленькой дочери».
Вскоре после выпуска из училища, юная Наталья попала в труппу Цирка на Цветном бульваре. Одно время выступала в номере со знаменитым клоуном Леоднидом Енгибарвым. Он посоветовал своему приятелю — начинающему режиссеру Георгию Юнгвальду-Хилькевичу, который искал героиню для своего первого фильма, приглядеться к девушке с необычной фамилией Варлей: «У нас под куполом работает такая девочка! Выпускница циркового училища. Приходи, посмотри».
Георгий пришел на Наташино выступление и «увидел под куполом цирка что-то божественное». Наталье было 18, а выглядела она на 14, такая юная, воздушная. Она поразила режиссера настолько, что теперь, будущий создатель знаменитой картины «Д’Артаньян и три мушкетера», не сомневался — он будет снимать Наталью Варлей. Но на главную роль Наташа не подошла, поскольку была слишком молода и хороша для роли научного сотрудника. Режиссер пытался состарить Наталью гримом, но ничего не вышло. Тогда Юнгвальд-Хилькевич специально для Наташи вписал в сценарий эпизодическую роль молоденькой медсестры, поскольку был уверен, что ее нельзя не снимать.
Дебют в кино никак не изменил жизнь Натальи. Она по-прежнему работала в цирке, считая свой маленький кинематографический опыт случайностью.
1 апреля 1967 года состоялась премьера комедии Леонида Гайдая «Кавказская пленница», в которой Наталья Варлей сыграла главную героиню — Нину. Как и многие работы знаменитого режиссера, этот фильм стал лидером проката. За один год ее посмотрело около 80 миллионов человек. На роль Нины пробовалось 500 актрис. Все яркие и популярные — Анастасия и Мариана Вертинские, Наталья Фатеева, Валентина Малявина, Наталья Кустинская, но пробы не прошла ни одна. Наталью Варлей увидела в павильоне Одесской киностудии, где она снималась в предыдущем фильме «Формула радуги», Татьяна Михайловна Семенова, ассистент Леонида Иовича Гайдая по актерам, и вызвала на кинопробы.
Сама Наталья Варлей в своих интервью вспоминает, что на пробах у Гайдая не ощущала судьбоносного момента. Ей было все равно будет ли она сниматься в «Кавказской пленнице» или нет, а о том, что до нее пробы проходили уже 500 актрис, она и вовсе не знала. Это и дало начинающей актрисе раскрепощенность и комедийную легкость, необходимую ее героине. Она вышла, Гайдай из-за камеры подкидывал фразы из сцены с Шуриком, рядом стоял ослик. Наталья с легкостью отыграла сцену. После чего именитый режиссер спросил: «Можешь переодеться в купальник?» «Конечно могу», — ответила Варлей, пошла и переоделась. Какая смелая девушка — пронесся среди съемочной группы вздох изумления. «А что смелого, — до сих пор недоумевает Наталья, — ведь это практически моя цирковая форма». Позже Гайдай признался актрисе: «Меня поразила твоя смелость и раскованность», ведь тогда никто не снимался раздетым…
Но храбрость Наташи улетучилась моментально, после того, как она получила телеграмму, о том что ее утвердили на роль. Ведь даже в эпизодических ролях этого фильма снимались самые именитые актеры того времени. Наталья очень боялась провала. Она уезжала на съемки, рыдая, поскольку также очень любила свой номер и не хотела даже на короткое время расставаться с цирком. Актриса и предположить не могла, как резко кино изменит ее судьбу.
Работа кипела с утра до вечера. Снимали в Крыму, в горах (и один-единственный эпизод — на Кавказе). Наталья быстро научилась водить машину, выполняла различные трюки — все ей давалось легко, сказалась цирковая подготовка. Все трюки в картине она выполнила сама, без дублера — прыгала в ледяную воду, летала на канате с огромной высоты. Что касается актерской части, Наталья признается, что ей было очень трудно сниматься с профессионалами, блистательными актерами! «И только благодаря помощи всей съемочной группы (со мной репетировали по многу дней), мне удалось с честью выйти из этой сложной для меня ситуации», — рассказывает в своем интервью актриса.
Например, если в фильме нужно было от души хохотать, актрису смешили. Гайдай стал подсылать к Варлей самых талантливых рассказчиков анекдотов — благо, их было много. На анекдоты она хохотала, а по команде «мотор!» просто цепенела от ужаса.
В 2006 году актриса вернулась в мир большого кино с ролью матери Кендарат в фильме «Волкодав», главные роли в котором исполнили Александр Бухаров, Оксана Акиньшина и Александр Домогаров.
Мало кто знает, что у Натальи Варлей есть еще один талант — она всю жизнь пишет стихи. Ее третьим образованием стал Литературный институт, куда она поступила в 37 лет. Актриса автор стихотворных сборников «Любовь» и «Кружась над золотыми куполами». В 1990-е годы выпустила четыре альбома в жанре авторской песни: «На высшей точке единения», «Не умирай, любовь», «Живая вода», «Не оборвись во мне струна… «.
Личная жизнь.
… Наташе по прежнему шли письма со всей страны, но бешеная популярность ничуть не изменила ее. Она мечтала совсем не о славе, а о большой семье, которая собирается за столом — обычная мечта молодой женщины о счастье. В нее были влюблены не только простые мужчины, но и самые известные актеры того времени — Леонид Филатов, Семен Морозов, Николай Бурляев, который и стал ее первым мужем. Николай тогда был уже известным актером после съемок в «Ивановом детстве». Их познакомил общий друг. Наталья и Николай начали встречаться, отношения быстро набирали обороты. Пара решила пожениться. Наташа, как раз тогда поступала в Щукинское училище, где ее встретил давно влюбленный Леонид Филатов, который к тому времени учился на старшем курсе. По признанию самой Варлей, Леонид до последнего страстно отговаривал Наталью от этого брака. Стоит ли говорить, что два дарования, к тому же столь молодых (Наталье — 19, Николаю — 20) не долго смогли продержаться вместе.
Вторым супругом Натальи Варлей стал тоже актер Владимир Тихонов — сын Ноны Мордюковой и Вячеслава Тихонова.
Красавиц Владимир первый начал за ней ухаживать, и довольно долго добивался. Он, как и вся страна, был влюблен в Кавказскую пленницу, а позже в однокурсницу Наташу, встретив ее на первом занятии. Владимир почти сразу познакомил девушку с родителями. Советские кинобоги Мордюкова и Тихонов прожили вместе 13 лет и к началу 70-х уже были в разводе.
Володя и Наташа поженились в 1971 году, а в январе 1972-го у них родился сын — Василий. Наталья признается, что для нее самым большим счастьем является рождение детей. Но сына Наталья воспитывала уже одна. Молодые супруги расстались, прожив вместе совсем не долго. Оказалось, что Владимир принимает наркотики. Это выяснилось уже после их свадьбы. Наталья долгое время пыталась бороться с зависимостью мужа, но ничего не смогла поделать. Они развелись, а в 1990-ом Владимир умер от острой сердечной недостаточности.
До сих пор актриса не любит говорить о своих мужьях и личной жизни. В 1985 году у Натальи родился второй сын — Саша. На вопросы о том чей Саша сын отвечает коротко: «Мой». Сына она воспитывала одна.
В 90-е вышла замуж в третий раз, но и этот брак продлился не долго, несмотря на что этот человек стал единственным супругом актрисы, с которым она венчалась в церкви.