Барбара Брыльска (Barbara Brylska) — 5.06.1941 г.р. — польская актриса. В России больше всего известна по роли главной героини Нади в фильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!».
Польская Бриджит Бардо, самая популярная в бывшем СССР актриса, неземная красавица и «главная новогодняя улыбка страны» — все эти эпитеты о Барбаре Брыльской. Ее киногероини всегда были невероятно сексуальны. Среди ее работ и страстная жрица Кама из фильма «Фараон», соблазнительная Ева из «Анатомии любви», романтическая Надя из «Иронии судьбы…». Именно эти роли заставляли женщин подражать Брыльской, а мужчин — желать ее. О своей красоте актриса философски говорит следующее: «Это не проблема, а счастье, за которое приходится очень дорого заплатить».
Миллионам поклонников Барбары Брыльской многие годы и в голову не могло прийти, сколько трагедий пришлось пережить блистательной звезде, и что скрывается за безупречным экранным образом. Мало кто знает, что первая кинокрасавица долгое время жила в глубокой депрессии и была на грани самоубийства…
Барбара родилась в местечке Скотники возле г. Лодзь. Родители — простые люди (отец — рабочий, мать — швея) наградили дочь необычайной красотой и идеальной фигурой, но будущая секс-символ экрана в детстве считала себя слишком худой, страшно стыдилась этого и чувствовала себя неуверенно в кругу сверстниц. Когда Барбаре исполнилось 15, в ее школу приехали польские кинематографисты. Они искали исполнительницу одной из ролей в фильме «Галоши счастья». Учениц построили на школьном дворе. Красивых девушек оказалось много, но режиссеру приглянулась худощавая, длинноногая, немного закомплексованная Барбара. Так девушка попала в кино.
После крошечной роли в первом фильме девушка чувствовала себя среди одногодок настоящей звездой. Она решила стать актрисой. Наперекор родителям и учителям она делает себе модные взрослые прически, как у популярной французской актрисы Бриджит Бордо и сравнивает себя с ней, выводя в школьных тетрадях свои инициалы «B.B», такие же как и у Бриджит.
Девушка ожидала новых предложений в кино, но их все не было. Школьница переживала духовный кризис. Чем могла закончиться юношеская депрессия никто не знает, если бы в жизни семнадцатилетней Барбары не появился 23-летний математик Ян Боровец. С ним она познакомилась в поезде (вместе с классом девушка ехала на экскурсию в Краков), просто «вышла в тамбур, увидела красавца-мужчину и… обалдела». Когда учительница увидела, что молодой человек записывает школьнице свои координаты, то отругала его и уже всю поездку не сводила с парочки взгляд, но было поздно … Брыльска впервые влюбляется. Завязываются бурные отношения. Пара поженилась, когда девушка окончила школу и поступила в театральную студию в Варшаве. Брыльская воспринимала брак, как путь к свободе от родительской опеки и возможность делать все, что захочется, но она ошибалась. Сразу после свадьбы новоиспеченный муж потребовал, чтобы она оставила театральную школу и посвятила себя семье. Влюбленная до безумия девушка согласилась с Яном и бросила театральную студию.
Своевольная Барбара не долго выдержала жизнь под добровольным домашним арестом. Через год, наперекор воле мужа, она вернулась в театральную школу. Вырвавшись из кухни, Брыльска с головой окунулась в мир кино, съемок и любовных романов. Красоту молодой актрисы невозможно было не заметить. Ее первым романом на стороне — стал роман с Ежи Зельником — партнером по фильму «Фараон» (1966 год). Это был единственный фильм, где в объятиях партнера на съемочной площадке Барбара нашла утешения. В последующих фильмах актриса будет прилагать невероятные усилия, чтобы избегать интимных сцен.
Интерес к фильму «Фараон» появился раньше, чем он вышел на экраны и все благодаря тому, что в прессу просочилась информация о романе главных героев. Так о сопернике узнал и муж Барбары. На измену супруги он закрыл глаза. Тем временем Фараон прошел с большим успехом. Чувственная и страстная польская красавица сводила с ума мужчин всего мира. Роман Барбары и Ежи длился не долго. Ветреный красавец актер скоро бросил Брыльску.
После ошеломляющего успеха Фараона Барбара Брыльска стала одной из самых популярных польских актрис. На экране она оставалась такой же мягкой героиней с нежным взглядом. А вне съемок превращалась в своенравную звезду. У нее был прямолинейный характер. Она все говорила коллегам в лицо. Но режиссеров не пугал ни характер талантливой актрисы, ни возможные конфликты на съемочной площадке. Одно только участие Барбары в фильме гарантировало успех. Снимаясь в фильме «Белые волки» (1969) Брыльска влюбляется в югославского актера Слободана Дмитриевича. Барбаре понравились его аристократичные манеры и идеальная фигура. Актриса снова с головой бросается в новый роман, тогда же она разводится с мужем. Слободан сделал Барбаре предложение, но потребовал, чтобы она ушла из профессии и оставила полный соблазнов мир кино. Барбара и сейчас признается, что тогда была готова на все ради любимого.
Но она — разведенная актриса категорически не нравилась родителям Слободана. Они прочили сыну в жены более подходящую, по их мнению, невесту. Поэтому, когда он засомневался и отложил назначенную свадьбу, Барбара поняла, что госпожой Дмитриевич она не станет никогда. Актриса с разбитым сердцем вернулась в Варшаву. И сейчас Брыльска называет этот роман самой большой любовью в ее жизни.
Чтобы вытащить Барбару из депрессии друзья знакомят ее с Людвигом Космалем — врачом-гинекологом. Этот мужчина становится для нее главным на долгих 18 лет. Людвиг быстро сделал предложение, а Барбара неожиданно согласилась. Но заключенный без любви брак так и не стал счастливым. У Людвига был тяжелый характер и, главное, чуть ли не в медовый месяц стал изменять жене. Но уйти от мужа Барбара не могла, чем меньше он ее любил, тем дороже ей становились их отношения. Это была болезненная любовь. Чтобы заставить Людвига ревновать ее так, как она его Барбара соглашается сняться в эротической мелодраме Романа Залусского «Анатомия любви» (1972) обнаженной. Чтобы в интимных сценах не прикасаться к телу партнера, актриса просит его надевать тонкие женские чулки. Ей неприятно имитировать близость с чужим мужчиной, но она знает для чего это делает. Она хочет удержать Людвига.
В 70-е годы сексуальный бум в Европейском кино. В Польше снимают откровенную «Анатомию любви». Попав на экран фильм произвел эффект бомбы. Само появление на экране обнаженных мужчины и женщины шокировало неискушенного зрителя. Фильм моментально стал не только самым кассовым, но и самым скандальным. Зрители выстаивали огромные очереди за билетами, чтобы попасть на фильм. Но в СССР картина была показана в исключительно целомудренном урезанном варианте.
Барбара становится секс-символом страны и снова обращает на себя внимание собственного мужа. 31-летняя актриса беременеет. Родив в 1973 году дочьактриса чувствует себя невероятно счастливой, но муж не спешит ее поздравить. Людвиг обвиняет жену в измене, считая, что новорожденная дочка от актера Яна Новицкого — партнера Брыльской по Анатомии любви. Чтобы оправдаться перед мужем ей пришлось унизительно точно вычислить день зачатия. В знак примирения Людвиг назвал девочку в честь жены — Барбарой (Басей).
Мистическим образом на руке девочки была короткая линия жизни. Она всегда обращала на это внимание матери. Но Барбара не хотела ничего слышать.
После рождения дочери муж продолжал изменять Барбаре. Но актриса мирится с этим. Ведь она любит и он — отец ее ребенка. Самая желанная польская актриса практически растворилась в одном мужчине.
Ее жизнь резко меняет звонок из Москвы. Советский режиссер Эльдар Рязанов предлагает Брыльской сыграть в его фильме «Ирония судьбы, или с легким паром!». Актриса соглашается без раздумий. Для нее это шанс сбежать от себя. Для невероятной новогодней истории Рязанов искал новое лицо, не известное советскому зрителю. Ее главной конкуренткой на кинопробах была актриса Алиса Фрейндлих. «Алиса, не спорю, прекрасна, но Элдар понимал: этого мало, чтобы перевернуть в одну ночь жизнь человека, мужчины… Такое почти невозможно, и я согласна: ей Бог дал талант, мне — красоту, да? Талант — не ее заслуга, красота — не моя, так что у нас нуль-нуль или…», — как-то сказала пани Барбара в своем интервью.
Утвердив на роль польку, Рязанов даже не подозревал сколько это доставит ему проблем. Сначала актриса отказалась целоваться с Юрием Яковлевым, который играл Ипполита. Она принципиально избегала близости с экранными партнерами, стремясь оставить себя для личной жизни. Актриса и сейчас считает, что «можно снять так, чтобы зрителю казалось, будто все было, а на самом-то деле не было (в этом и есть искусство!)…». Кроме того, Барбара была на тот момент страстно влюблена в своего мужа и ее дочери было всего полтора года.
Затем придирчивой актрисе не понравилось праздничное платье, в которое она должна была переодеваться в кадре. После ссоры Брыльской с костюмершей съемочная группа заговорила о тяжелом характере польки. Образ чистой и трогательной Нади Шевелевой, который лепил Рязанов на самом деле был обманчив.
После выхода фильма на экраны 31 декабря 1975 года в Барбару Брыльска за одну ночь влюбился весь огромный 250-миллионный Советский союз. За съемки в «Иронии судьбы» Брыльска первой из иностранных актрис получила Госпремию СССР — целых 10 тысяч рублей, тогда как средняя зарплата была примерно 120 рублей. Но получить деньги на руки актриса так и не смогла. Правительство Польши запретило ей ввозить в страну советские рубли и она была обязана истратить их в СССР. Учитывая, что СССР разнообразием товаров не отличался, польская звезда накупила десятки коробок стирального порошка, подарки, сувениры, электротовары и т.п. Но на этом гонения Брыльской на родине не прекратились. Ее вычеркнули из списка ведущих актрис и перестали приглашать на роли.
Кроме проблем в кино у Барбары возникли и проблемы в семье. Желанная для миллионов мужчин, она была не нужна собственному мужу. Вечно пьяный, агрессивный и неверный Людвиг при первом удобном случае унижает жену-звезду. Когда она наконец-то решается уйти от него, то неожиданно узнает, что снова беременна. Муж больше не хотел детей, но 42-летняя Барбара против его воли все же родила сына — Людвига (1982 г.р.). Чтобы стать ближе к мужу актриса учиться от него курить и пытается участвовать в его посиделках. Однажды она осознает весь ужас ситуации и отношения к ней мужа. Тогда то она решается на развод.
Разведясь с супругом звезда бросается в омут романов. Ей жизненно необходимо вернуть себе уверенность в собственной привлекательности. Благодаря быстротечным отношениям она снова самоутверждается, но помня горький опыт, не доверяет мужчинам.
Из-за съемок и бурной личной жизни актрисе не хватало времени на детей. Казалось, они существуют в параллельном мире. Тринадцатилетний Людвиг ходил в школу, 22-летняя Бася о нем заботилась. Унаследовав от матери необыкновенную красоту, девушка делала карьеру модели. Ее приглашали на подиумы Франции, Японии и США. Но однажды случилась беда. Басю и ее приятеля сбил на пешеходном переходе пьяный водитель. На парне не оказалось даже царапины, в то время, как девушка получила тяжелые травмы. Занятая актриса не разглядела рокового знака в этом происшествии. А через несколько месяцев после него дочь снова попала в аварию и снова с тем же приятелем — сыном известного польского режиссера, стаж вождения которого на тот момент был всего полгода. На этот раз он сам вел автомобиль и не справился с управлением. Водитель снова отделался только легким испугом, Бася же погибла на месте.
Трагедия вернула Брыльску к реальности. Она поняла, как сильно любит своих детей. Актриса замкнулась в себе и даже не выходила на улицу. Она чувствовала себя виноватой и испытывала боль от того, что она жива, а дочь погибла. Заглушить боль женщина пытается алкоголем, а в моменты просветления рассказывает родным о дочери и пишет ей стихи. Три года актриса не выходит из дома. Сходя с ума от безысходности, она решает уйти из жизни. Чтобы помешать матери тринадцатилетний сын выносит из дома острые предметы, пояса, веревки. Но в конце-концов не выдержав материнской депрессии парень сбегает из дома.
Тогда Барбара осознает, что пришло время жить заново. Она позвонила сыну, попросила его простить и вернуться. Вернуться в профессию ее заставили материальные причины — мизерной пенсии хватало только на самое необходимое. «Ни присужденная в свое время актрисе Госпремия СССР, ни мемориальная доска, установленная несколько лет назад на московском проспекте Вернадского, 125, где в 1974 году проходили съемки «Иронии», права на авторские отчисления от картины Барбаре Брыльской не обеспечили. За свою карьеру она снялась более чем в 70 фильмах (только на «Фараоне» Польша заработала 80 миллионов долларов), но это никак не повлияло на размер ее пенсии… Вот и приходится гордой польке снова и снова выбираться из своего затворничества: сниматься в сиквеле «Ирония судьбы. Продолжение», заседать в жюри многочисленных телешоу и кинофестивалей и при этом всегда выглядеть обворожительной, элегантной, уверенной в себе…», — пишет украинский журналист Дмитрий Гордон, которому актриса давала большое интервью.
В 2001 году уже забытая, а когда-то дико популярная и желанная актриса Брыльска снова появилась на экранах в картине «Даун Хаус». Опытная Барбара с невероятной жизненной историей стала находкой для кино и телевидения.
В 2006 году Барбара Брыльска приняла участие у украинском фильме «Странное рождество». Работа над фильмом шла тяжело, ведь со времен иронии судьбы у Барбары отнюдь не приятельские отношения с другими актрисами, участвовавшими в фильме — Лией Ахиджаковой и Валентиной Талызиной. Хотя сама Барбара много лет и не подозревала о том, какие претензии имеют к ней партнерши.
Следующая встреча Барбары и Валентины произошла через год — в 2007 году. На съемочной площадке продолжения фильма «Ирония судьбы. Продолжение». Единственной из актеров, кто сразу принял предложение — была Барбара Брыльска. Узнав, что Брыльска дала согласие, согласились и другие актеры, которые до этого момента считали, что никто не сможет соперничать с культовой работой Эльдара Рязанов. Проблемы возникли все с теми же Ахиджаковой и Талызиной. Валентину удалось уговорить, а вот героиню Ахеджаковой пришлось «отправить» в Израиль, поскольку актриса так и не дала согласия на участие в фильме. Зато для молодых актеров Барбара Брыльска была настоящей киноиконой.
Сегодня Барбара получает приглашения о съемках в Болгарии, Германии, Чехии, России и Украине. У актрисы репутация требовательного и сурового профессионала. Она не позволяет себе болеть или опаздывать и всегда учит роли на языке страны, в которой работает. Она везде и всегда устанавливает собственные правила. Костюмы и грим утверждаются только с ее согласия. Она не пытается быть лучше, чем есть на самом деле — прямолинейная и принципиальная в профессии, в жизни она остается удивительно красивой женщиной, любящей матерью и бабушкой.