Марина Шиманская — звезда «Берегите женщин» создала актерскую школу в Испании

Марина Мечиславовна Шиманская (Марыся Шиманская) 27 октября 1955 г.р. — советская актриса театра и кино, основательница актерской школы.

Вот уже больше двадцати лет Марина Шиманская с семьей живет в Испании (Бильба́о), но российские зрители до сих пор помнят ее по картинам «Берегите женщин», «Эскадрон гусар летучих» и уже новые поколения молодых ценителей кино продолжают влюбляться в созданный ею образ романтичной девушки, жаждущей настоящей любви, искренних отношений, поступка.

«Сам фильм Берегите женщин просто такой хороший, что хочется провалиться в то время, хотя мне было на момент съемки 4 годика, а сама актриса Марина Шиманская просто супер, эх мне бы найти такую на нее похожую, то точно женился бы».

«… хочу пожелать тебе удачи найти такую, хоть и не верю в это, но ты не сдавайся и верь. Сам фанател от нее».

Марина родилась в Саратове, происходит из польского аристократического рода. Семья пережила репрессии во время режима Сталина. Бабушка и дедушка — польские дворяне расстреляны, их родовое имение под Житомиром национализировано Советской властью, а детей разобрали родственники, чтобы спасти от преследований. Отец — Мечислав Иосифович Шиманский прошел непростой жизненный путь — семь лет сталинских лагерей, несмотря на то, что девятнадцатилетним юношей ушел на фронт, участвовал в финской войне, служил в разведке, получил ранение. Во время отбытия срока Мечислав попал в госпиталь для заключенных, где и познакомился с простой деревенской девушкой — будущей мамой Марины. Надо сказать, что к тому моменту с первой семьей, которая отреклась от него при аресте, как от «врага народа», Мечислава уже ничего не связывало, кроме страстного желания найти свою дочь, поиски которой он безуспешно продолжал долгое время. Но след старшей сестры Марины затерялся в веренице браков и смен фамилий первой жены Шиманского. Да и «органы» не приветствовали эти поиски.

Лишь через несколько лет после смерти Сталина Шиманские получили от властей письмо, реабилитирующее Мечислава. В семье эта тема была запретной. Когда Марина указала при получении паспорта свою национальность, как «полька», мать долго укоряла девушку.

Мечислав же нашел свое призвание в качестве оформителя на деревообрабатывающем производстве. Сейчас бы сказали, что он занимался дизайном — оформлял дома отдыха, Дворцы культуры, туристические базы. Шиманский был человеком творческим — не только хорошо рисовал, но и писал стихи, увлекался музыкой. Все это передалось и дочери.

В детстве увлечениями Марины была живопись и спорт — будущая звезда советского экрана всерьез занималась легкой атлетикой. После школы девушка надумала поступать в художественное училище. Она всерьез готовилась к экзаменам, но неожиданно все переиграла и поступила в Саратовское театральное училище на курс Г. П. Банникова и Р. И. Беляковой. Шиманская вспоминает, что в школьных постановках постоянно играла принцесс, хотя сама мечтала о ролях Бабы-яги и Чиполлино.

Несмотря на то, что в Саратовском училище был очень сильный преподавательский состав, Марину тянуло в Москву. И вот они с однокурсницей поступили в Щукинское училище. Однако позже Шиманская оставила Щуку и перешла в ГИТИС на курс Олега Табакова, который тоже из Саратова.

На студийной сцене ей посчастливилось играть сложные, разноплановые роли, требовавшие от молодой актрисы творческого воображения, всестороннего проникновения в образ. — Машу в спектакле «Страсти по Варваре» (пьеса О. Павловой). Риту Устинович в инсценировке по роману Н.Островского «Как закалялась сталь»…

Близкой студенческой подругой Шиманской была Елена Майорова. Девушки жили в одной комнате общежития, проводили вместе много времени. В голодное студенческое время наедались пельменями в дешевом кафе, а потом шли в ресторан, где могли позволить себе только мороженное. Молодым людям, «клеевшимся» к юным красоткам врали, что работают на кирпичном заводе. Подруги разработали систему, как прожить на рубль в день, но при этом катались на такси. Когда, в 90-х скоропостижно ушла из жизни Елена (покончила с собой), Шиманская пережила настоящую атаку журналистов, которые пытались заставить рассказать «про Лену». Но Марина считает, что история подруги принадлежит только ей самой.

Недавно актриса призналась, что не питает особых чувств к своему учителю. В эксклюзивном интервью журналу «Коллекция. Караван историй» актриса заявила, что не считает Олега Павловича ни мастером, ни учителем.

«Думаю, Олег Павлович замечательный администратор. Но в человеческом плане он для меня не существует. Стараюсь не поступать со своими учениками так, как он поступал с нами. Не приемлю его манеры изворачиваться, юлить…» — сенсационно заявила Марина.

Марина Шиманская говорит, что Табаков отчислял безжалостно, но несмотря на запрет руководителя курса, они бегали на кинопробы. Так, свою первую роль в кино начинающая актриса получила будучи на втором курсе ГИТИСа. Она сыграла студентку-практикантку Лидию Николаевну в обаятельной и озорной школьной ленте Инессы Туманян «Когда я стану великаном» 1978 года. Ее партнерами по фильму стали Олег Николаевич Ефремов (главная роль), Михаил Ефремов, Лия Ахеджакова. Но, по собственному признанию Шиманской, «профессию она осознала только на съемках «Эскадрон гусар летучих». Роль возлюбленной Дениса Давыдова — Катрин стала одной из самых запоминающихся в фильмографии актрисы. Образ Катрин, в отличие от многих персонажей фильма «Эскадрон гусар летучих», имевших реальные исторические прототипы, собирательный. Ее Катрин — на первый взгляд пустая светская красавица, влюбляющая в себя Дениса Давыдова ради забавы. Но в кульминационных эпизодах картины актрисе удалось обнаружить и подчеркнуть в своей героине глубокую преданность Родине, искреннее сострадание бедам народным, обрушившимся на страну во время наполеоновского нашествия.

В 1980 году она окончила ГИТИС. По окончанию вуза Шиманская начала много сниматься.

Одной из самых заметных ее работ стала роль Любы, капитана судна-буксира «Циклон» в фильме Виктора Макарова и Александра Полынникова «Берегите женщин». Веселая, легкая музыкальная комедия, сопровождаемая прекрасными песнями Юрия Антонова, пользовалась в те годы большим успехом у зрителей.

В картине А. Малюкова «34-й скорый» Марина Шиманская сыграла роль Раи — молодой женщины, только что вышедшей замуж за выпускника военного училища.

— На роль Раи мы пробовали более двадцати актрис,— рассказывает постановщик фильма.— Когда же увидели Марину, сомнения рассеялись — это была именно та Рая, которую мы искали.

Среди киногероинь Марины Шиманской можно также отметить Сусанну в картине Александра Муратова «Утро вечера мудренее», Машу в социальной драме Виктора Соколова «Родителей не выбирают», виконтессу миссис Пэй в комедии Валерия Рубинчика «Комический любовник, или Любовные затеи сэра Джона Фальстафа», Свету в мелодраме Ефима Грибова «Обуза».

Кстати, рисовать Марина не бросила. Готовясь к очередной роли она делала наброски своей героини. Мало кто знает, что в тот период Марина представлялась на польский манер — Марыся. С экспериментами было покончено, когда однажды в титрах она увидела себя, в качестве «польской актрисы Марыси Шиманской».

И все-таки Марине Шиманской было мало кино. Она понимала, что полностью реализоваться и играть характерные роли она сможет только в театре, поскольку многие кинокритики того времени отмечали в героинях актрисы лишь красоту. Шиманской же хотелось, чтобы оценили и ее талант.

Молодая актриса выбрала театр «Эрмитаж», который тогда назывался Театром миниатюр, где прослужила в период с 1984 по 1991 годы. На его сцене она была занята в спектаклях: «Здравствуйте, господин де Мопассан», «Соломенная шляпка» (Элен), «Чиж и еж», «Пока все о кей» (Катя), «Нищий, или Смерть Занда» (Маша).

С 1991 года Марина параллельно работала в Театре-студии под руководством О. Табакова. Несмотря на то, что отношения между мэтром и студенткой не были теплыми, ее единственную из курса Олег Павлович пригласил работать в свой театр.

В 1980-ом Марина Шиманская познакомилась с советским актером Альгисом Арлаускасом (известен по роли Кости в комедии Леонида Гайдая «Спортлото-82»). По отцу Альгис литовец, а по матери — испанец. Через год после свадьбы родилась их дочь Оля. Кстати, Шиманская до сих пор с ужасом вспоминает, что беременной ей пришлось прыгать с поезда в картине «34-й скорый». В результате актриса попала в больницу на сохранение.

Ее востребованность в кино и театре была дикая. До такой степени, что еще и месяца не исполнилось ее второму ребенку, как она уже летела на гастроли с театром «Эрмитаж» в Швейцарию. Сына Сашу, правда, удалось взять с собой.

Переломным стал день, когда Марина уже стояла в кулисах — ждала своего выхода на сцену в спектакле «Нищий, или Смерть Занда». Коляска со спящим Сашей была на улице, прямо напротив нее — за стеклянной дверью. Она видела сына и отметила про себя, что с него сползло одеяльце, и он лежит практически раскрытый и, наверное, мерзнет был февраль. Но тут зазвучала музыка, и она сделала шаг на сцену. «Я сделала этот шаг, — вспоминала потом Марина, — и во мне что-то сломалось. Я поняла, что изменила сыну, предала его. С того момента я больше не могла ставить театр выше своих близких. И поэтому решила уйти из театра, снять домик в подмосковном Кратове и сидеть там со своими детьми».

Было начало 90-х. Неожиданно испанское телевидение предложило Альгису Арлаускасу 4-летний контракт: снять документальный сериал о судьбах баскских детей в России. Предложение это не было случайным, Альгис — прямой потомок тех самых детей, его мать в конце 30-х во время войны в Испании вывезли в СССР.

О временном, как тогда казалось, переезде в Испанию Марину уговаривать не пришлось. Кочевая театральная жизнь и голодное время российских 90-х никак не совмещались с понятием счастливого материнства. К тому же ехали они в родной для Альгиса городок Бильбао, где от деда ему остался родовой дом.

Марина сразу взялась учить язык. Она поставила себе цель общаться не на уровне «сколько стоит колбаса», а читать Лорку в подлиннике. Сегодня Шиманская владеет языком настолько, что преподает на нем, хотя признается, что после занятий ей хочется говорить на русском.

В 2009 году Марина и Альгис создали театральную студию — до сих пор они вместе с мужем преподают молодым актерам азы системы Станиславского. Выпускники играют в кино, сериалах, в театре. Некоторые создают собственные экспериментальные труппы.

 В 2013 году Шиманская привозила учеников в Саратов на фестиваль памяти Олега Янковского, где они играли Лорку. В том же году супруги организовали Фестиваль университетского театра, а 2014-ом — открыли школьный театр. В репертуаре Булгаков, Толстой, Чехов, Достоевский.

Дочь Марины и Альгиса Ольга окончила испанский университет, а потом приехала в Россию, поступила на режиссерские курсы во ВГИК, теперь живет в Москве. Сегодня Ольга реализовала себя в документальной режиссуре — Лауреат премий ЛАВР и СТАЛКЕР за к/ф «Клеймо» (2011) а также премии ООН к/ф «Сталкер» за фильм «Быть вместе» (2009). Замужем за Никитой Тихоновым-Рау — режиссером, вице-президентом Гильдии неигрового кино и телевидения России по развитию документального показа и проката.

Ольга и Никита снимают фильмы на социально значимые темы. Одна из их работ документальная картина «В ауте», где Марина Шиманская озвучила девочку-аутистку, которая не говорит, но пишет стихи.

Сын Шиманской одно время учился в родительской театральной студии, но, как говорит Альгис, «из чувства противоречия оставил это дело» — сейчас он учится на высших туристических курсах.

Марина уже всеми корнями вросла в Страну Басков, хотя признается, что скучает по России. «Здесь мои ученики, здесь можно сесть в машину и доехать до моря, что для меня очень важно, не зря отец назвал меня Мариной, по-испански — морская».

Добавить комментарий

Вернуться наверх
Рекомендуем
Принцесса Шарлотта Кембриджская - (Princess Charlotte of Cambridge) - 2 мая 2015 г.р. – второй ребенок…