Елизавета I — Королева-дева, 45 лет одинокого правления

Елизавета I (7 сентября 1533 — 24 марта 1603), Добрая королева Бесс, Королева-дева — королева Англии и королева Ирландии с 17 ноября 1558, последняя из династии Тюдоров.

В течении 45 лет Елизавета правила одна, провозгласив, что замужем за собственной страной.

Елизавета была дочерью Генриха VIII и его второй жены Анны Болейн. В момент ее рождения Генрих по праву мог считаться двоеженцем, поскольку все еще добивался развода с Екатериной Арагонской. Де-юре Елизавета была внебрачным ребенком и не должна была занять престол. Рождение девочки стало для короля очередным ударом. После неудачного брака он был уверен, что Анна родит ему наследника. Но поскольку та не выполнила возложенной на нее миссии, незадачливый отец стал присматривать себе очередную супругу. Анне Болейн отрубили голову по обвинению в государственной измене. Елизавете на тот момент было три года и она так и не сохранила воспоминаний о матери. Почти все детство девочка провела в резиденции Хэтфилд-хаус, небольшом дворце неподалёку от Лондона в окружении учителей и воспитателей.

Елизавета была умна и уверена в себе. Уже в юности свободно говорила на пяти языках, изучала историю и философию. Увлекалась верховой ездой и стрельбой из лука. К 1537 году у Генриха было трое детей. Первой была Мария — сводная сестра Елизаветы, рожденная от первой жены короля католички по вероисповеданию. Она поселилась с Елизаветой, которую считала испорченной протестантской девчонкой. Позже сестры сдружились. Вскоре к ним присоединился младший брат Эдуард, также протестант. Он был сыном третьей жены короля Джейн Сеймур. Это необычное семейство отпрысков любвеобильного короля, который был женат шесть раз, наслаждалось прелестями деревенской жизни. Объединял их всех отец, поскольку матери детей были мертвы по разным причинам.

Генрих VIII не проявлял к Елизавете родственных чувств и мало видел ее со дня казни ее матери. К 1544 году он так и не сумел разобраться с путаницей своих многочисленных жен. Постаревший король почувствовал, что пришла пора примирений. 24 июля 1544 года Генирих пригласил своих троих детей на большой пир в Уайтхолл. Дети были представлены двору. Король объявил порядок наследования, согласно которому первым должен был править сын Эдуард, затем — старшая дочь Мария, последней — Елизавета. Учитывая ее место в очереди престолонаследия, Елизавета имела ничтожно малые шансы на трон.

Через три года Генрих VIII скончался, освободив дорогу к трону своему единственному сыну — Эдуарду VI. Елизавета хорошо относилась к брату и извлекла не малую выгоду в период его правления, получив большие угодия, включая свою резиденцию Хэтфилд. Но спустя шесть лет умер и 15-летний Эдуард.

В 1553 году все претенденты на Английский престол оказались женщинами (двое единокровных сестер Эдуарда и семь двоюродных). Для мужчин, обступивших кровать умирающего Эдуарда, перспектива правления женщины не была радужной. Но все же трон достался убежденной католичке Марии. Для Елизаветы это означало прямую угрозу. Мария яростно принялась разрушать протестантский строй и требовала, чтобы Елизавета также приняла католичество. Последняя отказывалась под любым предлогом. Отношения между сестрами натянулись до предела.

Затем Мария объявила о своем намерении выйти замуж за Филиппа Испанского. Он также был католиком, ненавидимым английскими протестантами. Елизавета стала последней опорой протестантизма в Англии и угрозой для Марии. В обществе начались волнения, назревал мятеж.

Одним из главных протестантских заговорщиков был Томас Уайетт, который в 1554 году собрал в Кенте армию из трех тысяч и двинулся на Лондон. Но столица не предала свою королеву и Уайетт был брошен в Тауэр, как изменник. Елизавета не обещала заговорщикам поддержки, но ответила на их письмо о готовящемся мятеже. Этого было достаточно, чтобы подозрения в измене легли и на нее. Она пыталась оправдаться перед сестрой, но также была отправлена в Тауэр, в ожидании решения своей судьбы. Между тем Уайетту предложили прощение в обмен на лжесвидетельствование. Он отказался и перед смертью на эшафоте произнес речь, в которой снимал с принцессы Елизаветы все подозрения.

Елизавета была спасена и выпущена из тюрьмы, но следующие четыре года провела под пристальным взором соглядатаев королевы. В 1558 году Мария умерла. То, что ранее казалось невероятным — сбылось. 25-летняя Елизавета — протестантка и незаконнорожденная дочь — взошла на трон.В ссылке она готовилась к этому дню и была готова перехватить бразды правления от безвременно умершей сестры.

Уже через 48 часов после коронации у нее был собран новый совет, во главе которого встал лорд Уильям Сесил (по сути занял должность главы правительства). Он, как и Елизавета, был протестантом и большим прагматиком. Он стал единственным человеком, который получил право возражать королеве во благо страны. Их сотрудничество длилось сорок лет — до самой смерти Сесила.

Елизавете досталась страна, охваченная религиозными волнениями. За время попыток Марии вернуть Англию к католичеству были сожжены заживо 300 протестантских лидеров. Новая королева взошла на трон намереваясь укрепить наследие своего отца и сделать Англию протестантской державой. Но страна не была едина, значительная ее часть все ще оставалась католической. Елизавета нашла политическое решение, которое позже назовут «образцом британского компромисса». Протестанты получили книгу общих молитв, написанную на английском, а не на латыни, но также были сохранены и католические ритуалы церковной службы.

Как и ее отец Елизавета объявила себя главой английской церкви. За непризнание ее верховенства в лучшем случае карали лишением прихода, в худшем — смертью. Она не собиралась терпеть раскольников.

Далее перед нею стояла еще одна проблема — продолжение рода Тюдоров. Елизавете нужен был муж. Добившись трона, она все еще не состояла в браке, хотя была самой блестящей невестой Европы. Портреты того времени отражают женщину, одетую в роскошные наряды, в которой достаточно грации и красоты, чтобы пленить мужчину. Но тем не менее Елизавета так и не вышла замуж. Оставив этим фактом своей биографии немало поводов для пересудов. Ходили кривотолки и о каком то гинекологическом отклонении, в результате которого королева не могла бы родить. Однако, как бы то ни было любить Елизавета умела. Первой ее любовью стал друг детства Роберт Дадли, которого венценосная особа сделала своим конюхом. Хотя при дворе ему не доверяли, считая, что он причастен к убийству своей жены. Слухи о связи Елизаветы и Роберта достигли даже Парижа.

Связь была настолько компрометирующей, что Сесил, исполнил поручение самой Елизаветы, которая попросила его возражать ей, если ее действия могут нанести ущерб стране. Лорд объявил, что он готов подать в отставку, если королева выйдет замуж за Дадли. Но опасения политического деятеля были напрасны, Елизавета еще в детстве поклялась Роберту, что никогда не выйдет замуж. Следующим возлюбленным королевы стал герцог Анжуйский. В этом случае Сесил и его помощники сочли герцога-католика идеальным объектом для ухаживаний с точки зрения дипломатии, не зависимо от того закончится ли дело свадьбой.

Но ухаживания иностранца католика были так активны, что Елизавета едва ли не публично дала обещание. Скорее всего это был ее последний шанс выйти замуж. То что началось, как дипломатическая партия переросло в серьезное увлечение и королева поняла, что зашла слишком далеко. Елизавета со слезами отослала поклонника во Францию. Она помнила судьбу, которая постигла жен ее отца. Их главной задачей было родить наследника — если они не выполняли ее, то их отстраняли прочь. Чем дальше, тем более девственность казалась ей гарантией власти. Но эта власть оказалась под угрозой со стороны ее кузины-католички Марии Шотландской, бежавшей в Англию после убийства мужа, в котором была замешена сама. Мария стала оплотом веры английских католиков. По всей стране католические священники начали подтачивать авторитет Елизаветы. 22 священника были сожжены за участие в заговоре против королевы.

Живя в эпоху щедрого на всплески религиозного фанатизма, Елизавета не страдала излишней добротой — главными ее жертвами стали английские члены ордена иезуитов, чей устав дозволял убийство монарха. Принцессой Елизавета была символом веры для протестантов и была посажена в Тауэр по обвинению в измене. Теперь игроки поменялись ролями. Елизавету пощадили, но в 1586 году Мария Шотландская была признана виновной и обезглавлена. Королева чувствовала вину за гибель своей сестры, тоже королевы, но винила она своих приближенных, а не себя.

Но даже с казнью сестры католическая угроза не исчезла. Спустя всего год Елизавету настигло главное испытание за все ее царствование — король Филипп Испанской — ее шурин — послал к берегам Англии свою Непобедимую Армаду. Он считал Елизавету королевой не по праву. Пока английские и испанские корабли вели сражение на море, Елизавета собрала армию в Тилбери, чтобы перекрыть дорогу в глубь острова испанским захватчикам. Ее войско было напугано и плохо обучено. В эту решающую минуту своего правления, королева призвала все свое красноречие и произнесла лучшую речь, вдохновившую войска: «Я знаю, что в моем теле слабой и беспомощной женщины, тело и отвага короля Англии». Вместо того, чтобы укрыться в безопасном замке королева приехала, чтобы остаться среди своих солдат. Когда испанская армада была разгромлена, Елизавета стала героиней, которую славил весь народ.

Елизавета правила еще пятнадцать лет. Она так никогда и не вышла замуж и не имела детей. Имя империи процветало благодаря торгово-пиратским рейдам Уолтера Рэйли и Фрэнсиса Дрейка. Но королева становилась не сговорчивой и не решительной и в стенах построенного ею королевства наметились трещины. Семь лет неурожая и эпидемия оспы стали тяжким испытанием для страны. 40 процентов населения жили в за пределом бедности. Города наводнили нищие, а в отдаленных областях свирепствовал голод. После того, как у королевы умерла ее лучшая подруга — графиня Ноттингемпская, Елизавета впала в глубокое уныние. Она перестала есть и целыми днями лежала на полу на подушках, погруженная в неизбывную печаль. Советники умоляли назвать наследника. Она уже не могла говорить, но указала на корону у себя в изголовье — этот жест истолковали, как указание на Якова — короля Шотландии. Ранним утром 24 марта 1603 года Елизавета умерла. Король Яков VI шотландский должен был стать Яковом английским, такова была последняя воля королевы-девственницы. Впервые Англия и Шотландия объединятся под одной короной.

Добавить комментарий

Наверх
Рекомендуем
Елена Троянская – героиня древне греческого эпоса, «прекраснейшая из женщин», …