Мари Элизабет Луиза Виже-Лебрен (фр. Élisabeth-Louise Vigée-Le Brun, урождённая Виже, Лебрен по мужу; 16 апреля 1755, Париж — 30 марта 1842, там же) — французская художница.
Луиза Виже-Лебрен, хрупкая талантливая француженка, обладая невероятной трудоспособностью, запечатлела на своих полотнах придворное общество практически всех европейских дворов XVIII века и выдающихся личностей современности, подарив потомкам возможность любоваться их подлинными изображениями.
В труде «Живопись Эрмитажа» Колин Ислер так написал о ней: «Умная, дипломатичная, изобретательная и независимая, она остается образцом для женщин, которые занимаются живописью, выиграв признание своего искусства и получив доступ в академию, прежде недоступную для представительниц женского пола».
»В божественной страсти к живописи, которой наградил меня Всевышний, не только моя судьба, но мое счастье, потому что она всегда была средством, позволявшим общаться с самыми восхитительными и самыми выдающимися мужчинами и женщинами Европы», – напишет на склоне лет художница Мари Элизабет Луиза Виже-Лебрен (1755–1842), точно определив суть и смысл своей долгой жизни.
Палитра Трианона
1779 год стал поистине звездным в карьере молодой художницы Луизы Виже-Лебрен: ее пригласили в Версаль и уведомили о намерении королевы заказать портрет.
«Мария-Антуанетта была высока ростом и великолепно сложена, будучи несколько полноватой, но не чрезмерно», – напишет Луиза о венценосной модели.
Во время сеансов молодые женщины, естественно, беседовали и нашли в своих судьбах много сходного: одногодки, обе не слишком счастливы в браке и стремятся к красоте во всех ее проявлениях. И что может больше укрепить женскую дружбу, чем разговоры о нарядах, шляпках и украшениях во время совместных прогулок по окрестностям Парижа?
Луиза Виже-ЛебренЗа первым заказом немедленно последовал второй, потом – третий…Чему немало способствовало и основное правило Виже-Лебрен – молчание обо всем, что она видела или слышала во дворце.
А дома ждал муж, умудрявшийся проигрывать все ее заработки. Пришлось искать правосудия и доказывать, что деньги принадлежат ей.
В течение последующих десяти лет Луиза стала частым гостем в Версале и о ней пошла слава как о близкой подруге королевы, что самым положительным образом сказалось на количестве заказчиков. Особенно когда королева присвоила ей звание придворной портретистки.
В негласной борьбе с конкурентами Луиза использовала ноу-хау: причесывала заказчиц и придумывала фасоны нарядов, которые лично кроила. О ней росла слава как о законодательнице моды. Свободные платья, в которых они прогуливались с королевой по Трианону, отказавшись от кринолинов и фижм, и соломенные шляпки, вытеснившие перья и драгоценности в волосах, немедленно копировались ярыми модницами.
По мнению историков, именно Виже-Лебрен мы обязаны непреходящей модой на матросский костюм в детском и женском гардеробах. Не случайно в нем она написала портрет дофина.