Лариса Ивановна Авдеева — русская певица (меццо-сопрано), биография

Лари́са Ива́новна Авде́ева (21 июня 1925 — 10 марта 2013) — русская советская певица (меццо-сопрано), народная артистка РСФСР (1964).

Лариса Ивановна Авдеева — русская певица (меццо-сопрано). Родилась в Москве, в семье оперного певца. Ещё не помышляя об оперной карьере, она уже воспитывалась как певица, слушая звучащие в доме народные песни, романсы, оперные арии. В 11 лет Лариса Ивановна поёт в хоровом кружке при Доме художественного воспитания детей Ростокинского района и в составе этого коллектива даже выступала на торжественных вечерах в Большом театре. Однако вначале будущая певица была далека от мысли стать профессиональной певицей. Окончив школу в годы Великой Отечественной войны, Лариса Ивановна поступает в строительный институт. Но вскоре она понимает, что её истинным призванием является всё же музыкальный театр, и со второго курса института переходит в Оперно-драматургическую студию им. К. С. Станиславского. Здесь, под руководством очень опытного и чуткого педагога Шор-Плотниковой, она продолжила своё музыкальное воспитание и получила профессиональное образование певицы. По окончании студии в 1947 году Ларису Ивановну принимают в театр Станиславского и Немировича-Данченко. Работа в этом театре имела громадное значение для формирования творческого облика молодой певицы. Присущее тогдашнему коллективу театра вдумчивое отношение к творческому труду, борьба с оперными штампами и рутиной — всё это приучило Ларису Ивановну к самостоятельной работе над музыкальным образом. Ольга в «Евгении Онегине», Хозяйка Медной горы в «Каменном цветке» К. Молчанова и другие партии, спетые в этом театре, свидетельствовали о постепенно возраставшем мастерстве молодой певицы.

В 1952 году Ларисе Ивановне был предоставлен дебют в Большом театре в роли Ольги, после которого она становится солисткой Большого, где и выступала непрерывно на протяжении 30-лет. Красивый и большой голос, хорошая вокальная школа, отличная сценическая подготовка позволили Ларисе Ивановне за короткий срок войти в основной меццо-сопрановый репертуар театра.

Критика тех лет отмечала: «Авдеева обаятельна в роли кокетливой и шаловливой Ольги, по-настоящему поэтична в лирической партии Весны («Снегурочка») и в трагической роли обрекающей себя на смерть скорбной раскольницы Марфы («Хованщина»)…».

Но всё же лучшими партиями репертуара артистки в те годы были — Любаша в «Царской невесте», Лель в «Снегурочке» и Кармен.

Преобладающей чертой дарования молодой Авдеевой было лирическое начало. Это было обусловлено самим характером её голоса — лёгкого, светлого и тёплого по тембру. Этот лиризм определял и своеобразие сценической трактовки той или иной партии, которую пела Лариса Ивановна. Трагична судьба Любаши, ставшей жертвой своей любви к Грязному и мстительного чувства к Марфе. Н. А. Римский-Корсаков наделил Любашу сильным и волевым характером. Но в сценическом поведении Авдеевой критика тех лет отмечала: «прежде всего чувствуется самоотверженность любви Любаши, ради Грязного забывшей всё — «отца и мать… племя и род свой», и чисто русская, обаятельная женственность, присущая этой бесконечно глубоко любящей и страдающей девушке… голос Авдеевой звучит естественно и выразительно, следуя за тонкими мелодическими изгибами широко распевных мелодий, преобладающих в этой партии.»

Другая интересная роль, что удалась артистке в начале её творческого пути — Лель. В роли пастуха — певца и любимца солнца — Лариса Ивановна Авдеева привлекала слушателя задором юности, безыскуственностью песенной стихии, которая наполняет эту сказочную партию. Образ Леля настолько удался певице, что при второй записи «Снегурочки» именно её в 1957 году пригласили на запись.

В 1953 году Лариса Ивановна принимала участие в новой постановке оперы Ж. Бизе «Кармен» и здесь её ожидал успех. Как отмечала музыкальная критика тех лет — «Кармен» Авдеевой — это прежде всего женщина, для которой чувство, наполняющее её жизнь, свободно от каких бы то ни было условностей и пут. Вот почему так естественно, что Кармен скоро надоела эгоистичная любовь Хозе, в которой она не находит ни радости, ни счастья. Поэтому в проявлениях любви Кармен к Эскамильо у актрисы ощущается не только искренность чувства, но и радость освобождения. Совершенно преображённой появляется Кармен-Авдеева на празднике в Севилье, счастливая, даже немного торжественная. И в самой смерти Кармен-Авдеевой нет ни покорности судьбе, ни роковой обречённости. она умирает, исполненная самозабвенного чувства любви к Эскамильо».

Источник: www.belcanto.ru

Добавить комментарий

Наверх
Рекомендуем
В.В. Тимохин пишет: «Кэтлин Феррьер обладала одним из красивейших голосов…