Городецкая роспись: где зародилась и как рисовать поэтапно

История происхождения промысла

Родиной городецкой росписи является Поволжье. Жители деревень Хлебайха, Курцево, Савино, Букино и некоторых других деревень украшали резьбой прялки, а затем раскрашивали орнамент, чтобы потом продавать изделия на Нижегородской ярмарке. Со временем красочные узоры полностью вытеснили резной декор, а яркие рисунки стали называть нижегородской росписью.

история городецкой росписи

Термин «городецкий узор» появился лишь в 1930-е гг., когда в работах одного из самых преданных своему делу исследователей русских народных промыслов В. М. Василенко. Городец — основной рынок сбыта расписного инвентаря. Мастера учитывали этот факт, и в узорах отображались быт, обычаи, образы, связанные с городом. Со временем картина стала художественным олицетворением культуры и колорита Городца и его окрестностей.

Местные ремесленники искусно справлялись с резьбой по дереву. Леса позволяли ремесленникам использовать дешевые и доступные материалы для создания своих шедевров. Расцвет ремесла связан с деятельностью Петра I, который требовал, чтобы его боевые корабли были украшены резьбой и росписью. Со временем корабли передвинули поближе к вновь завоеванным землям, а мастера стали искать другие направления для использования накопленного опыта.

Расцвет городецкого промысла начался в 1870 году, когда в одно из сел приехал иконописец Огуречников. Его целью было обновить росписи местной церкви. Именно он помог местным мастерам освоить новые навыки: «анимацию» белками, использование нескольких шаров одновременно и другие приемы.

Истоки городецкой росписи

Сначала красочные изображения можно было увидеть на донышках, которые крепились к гребенке прялки. На них сидела женщина и дергала за веревку. Прялка была складной. После использования расческу отправляли в угол, а основу вешали на стену для украшения комнаты.

городецкая роспись Донец

Впервые странные прялки появились в продаже на Нижегородской ярмарке. Из фактории их развозили по всем уголкам империи. Мастеров-живописцев было много, но все они придерживались яркого стиля, который невозможно представить без венков из роз и ромашек. Лучшие образцы мастерства можно увидеть в Государственном Историческом музее и в Русском музее в Санкт-Петербурге.

3 главных вида композиций в городецкой росписи

Резные подставки из Городца, прославившие свой край, нашли замену в 1870 году — в село Косково приехал опытный живописец Николай Иванович Огуречников и обучил местных мастеров свободной живописи кистью. Можно сказать, что Огуречников научил их грамотно работать с краской, и потребитель охотно принял уже окрашенные, а не резные днища. Так появились незамысловатые узоры расписного городца, композиции которого до сих пор с интересом изучают любители народного творчества.

Композиции городецких мастеров условно делятся на цветочные, сложные цветочные с изображением птиц и коней, а также сюжетные.

Сюжетная

А это уже очень сложный тип композиции, поражающий подходом художника к построению сюжета. В этих картинах разворачиваются городские гуляния, свидания, праздники и посиделки, проводы и нарядные вылазки, сказочные зарисовки и бытовые сценки.

городецкая-роспись

Логично, что такие информативные композиции будут написаны на крупных предметах: сундуках, декоративных панно, больших сундуках, разделочных досках. Если вспомнить первые работы городецких мастеров — подарочные прялки — то они изменили сюжеты, которые сделали неповторимыми нижегородские прялки, позже и другие деревянные изделия.

Нельзя сказать, что часто встречались сюжетные композиции: каждый мастер понимал, насколько сложна такая работа. Столь уникальное изделие могли сделать только самые опытные, ведь сюжет композиции должен был быть продуман до мелочей и безукоризненно выстроен композиционно.

Цветочная

Цветочная композиция – самый распространенный вид, так как он максимально прост и доступен. В не очень сложном рисунке можно нарисовать только цветок в обрамлении пышных листьев. Более сложный вариант предполагает полоску или букет из цветочных украшений.

городецкая-роспись

Именно с такого состава и стоит начинать обучение рыбалке. Нарисовать такие узоры сможет даже человек, ранее не «дружавший» с кистями и красками. Начните с изображения на обычном акварельном листе, а позже изображения можно перенести на декорируемую поверхность.

Цветочная с изображением птиц и коней

И это более сложный тип композиции, так как цветочные мотивы здесь сочетаются с животными. В рисунок растений обязательно должны быть включены птицы или лошади, от этого картина становится богаче, выразительнее.

городецкая-роспись

Мотивы в этом варианте композиции могут быть как симметричными, так и асимметричными. Подобные узоры городецкой росписи можно встретить на разделочных досках, а также на тарелках, хлебницах, а также на детской мебели, шкатулках и деревянных ложках.

Мотивы и главные элементы

Условное деление на виды городецкой росписи – это как относительно простая цветочная роспись, так и изображения с наличием «конских» и «птичьих» мотивов, а также сюжетных. Хотя это деление можно считать условным, ведь ни одна композиция не строится без флористических элементов. Хотя мастера используют одну и ту же схему организации композиции, но используют разные цвета, работы достигаются таким образом, что сходства сразу не уловишь.

городецкая-роспись

Особенностью городецкой росписи считается обильное изображение цветов (ромашек, роз): мастер не экономит места и не рисует на них.

Основные элементы орнамента:

  • «венок» — такая же цветочная полоска, которая замкнута по краям глади.
  • «гирлянда» — один или два крупных цветка в центре, отходящие в стороны более мелкие цветки и листья;
  • «Ромб» — один или несколько цветков образуют ромбовидный центр, бутоны и листья сужаются к вершине ромба;
  • «букет» — симметричное изображение, чаще встречающееся на разделочных досках;
  • «цветочная полоска» — декоративная композиция из лент;

городецкая-роспись
Изображение городецкой лошади

В городецкой росписи также появляются зооморфные мотивы, делающие изображение еще более образным и символичным. И «петух», и «конь» — вестники света, солнца, тепла, связанные с пожеланиями счастья и радости. А если птицы изображены парами, это отражает благополучие семьи. Есть в работах и ​​экзотические леопарды и львы.

Техника выполнения городецкой живописи

техника городецкой росписи

Роспись выполняется непосредственно на деревянной основе, которая изначально загрунтована желтой, красной и черной красками. Каждый основной цвет «отбеливается», таким образом количество цветов в палитре увеличивается ровно вдвое.

На поверхности тонкими линиями карандашом намечаются основные линии росписи. Особое внимание уделяется «узлам» изображения, т.е самым крупным и важным элементам. Средние и мелкие детали выступают в качестве звеньев для крупных узоров и могут выполняться во время импровизации.

В узлах росписи широкой кистью формируем основу цветка. Обычно это пятно неправильной круглой или овальной формы. Поверх светлых пятен наносится более темный цвет. Вся картина состоит из простых элементов: скобок, арок, спиралей, мазков, капель и собственно подмалевка.

Заключительный этап – нанесение контрастных (черных или белых) линий и точек поверх готового рисунка. Этот этап выполняется самой тонкой кистью. Как только холст высохнет, картина «закрепляется» толстым слоем лака.

Как намешивать краски для городецкой росписи

Мы уже договорились, что выполним нашу городецкую роспись гуашевыми красками. Проведите простой эксперимент. Возьмите лист бумаги и нанесите на него по одному слою краски из каждой баночки гуаши в наборе. Теперь критически посмотрите на получившуюся палитру гуашевых красок. Не скучная гамма? Нечего и мечтать сделать приличную картину «под городец» только этими красками. Чтобы получить жизнерадостную, гармоничную цветовую гамму, присущую городецкой росписи, нам предстоит поиграть со смешиванием цветов. Пока нам предстоит получить из набора гуаши три новых цвета: светло-голубой, светло-розовый и городецкую зеленую (то есть зеленую с теплым «болотным» оттенком). Итак, начинаем смешивать. Возьмите две чистые баночки гуаши. В обе баночки положите по половине ложки белой краски (цинковые белила) и в одну баночку добавьте немного кобальта синего светлого (светло-голубой краски), а в другую немного корицы. Правда корицы нет в наличии, тогда приходится обходиться тем, что есть в наборе гуаши — алой краской. Размешайте как следует. Если краски густые, добавьте 2-3 капли воды. Перемешайте еще раз. Были получены два новых цвета: бледно-голубой и светло-розовый. Но назовем их так: синий разбел и розовый разбел.
Следите за тем, чтобы при смешивании этих белил кисти, краски и баночки были совершенно чистыми, тогда белила получатся яркими, чистыми, светящимися. Бывает очень часто, что когда к белой краске подмешивают розовый тинт, то добавляют не алый, а краплак, и тогда не получается колер нежно-розового цвета, а выходит синюшная краска, которой прилично красить может и утопленник мужчина. Но так как мы этого делать не собираемся, то надо выбросить неудавшуюся брейк-данс и вмешать новый, уже с добавлением алого (а лучше, как я уже сказал, киновари).
Теперь, если у вас хорошо получились беляши, закройте их плотно крышками и положите в набор гуашь. Вы будете использовать их все время.
Краски городецкой росписи
Кроме этих двух лаймов нам нужно смешать зеленую краску Городецкого, которая используется для изготовления подмалевка листьев. Помните, когда я говорил, какие цвета из набора гуашей мы будем использовать для нашей росписи «под городец», я упомянул пять цветов: черный, белый, алый, краплак и синий кобальт. Это цвета, которые мы будем использовать в красках без смешивания.
Эти три цвета я выделил в особую группу, потому что в живописи они не используются, а от них смешиваются новые оттенки красок, характерные для городецкой росписи. Расскажу пока только об одном, который получается при смешивании этих трех цветов. Затем снова берем пустую баночку из-под гуаши. Кладем в него пол-ложки желтой гуаши, добавляем каплю красной охры и немного оксида хрома (темно-зеленая краска); смешать, примерить на лист бумаги – должна получиться краска теплого болотно-зеленого оттенка. Это городетская зеленая краска. Краска должна быть кремовой. Закройте банку плотной крышкой и следите, чтобы она не пересыхала. Если он станет гуще, чем вам нужно, добавьте в него немного воды. Положите баночку с этой краской в ​​свой набор. Так же, как белые, вам это нужно в вашей работе.
Еще одно замечание. Понятно, что каждый, кто смешивает краску, получит очень разные оттенки городецкой зелени, поэтому, изменяя количество входящих в состав красок, получите тот оттенок городецкой зелени, который вам больше нравится. Это будет ваш городец зеленый. И все же есть общий совет для всех: берите больше желтого и меньше зеленого, из-за этого городецкий зеленый будет светлее, воздушнее, а черные анимации будут хорошо смотреться на нем. Если вы уже смешали темную краску, анимация на ней может быть желтой.

ТОП-7 Лучших мастер-классов по городецкой росписи

Тем, кто желает развиваться в городецкой росписи, следует знать следующие факты об этом искусстве:

  • действие основано на растительных мотивах, изображениях животных и массовых композициях. В прошлом мастера любили ловить быков, кошек, львов и лошадей. Элементы действия часто использовались в живописи, в изображениях народных гуляний;
  • палитра тонов широка и разнообразна. Раньше использовались светлые оттенки зеленого, синего и красного;
  • наличие символизма в изображении. Например, цветы означают здоровье и процветание, необычные птицы – счастье, а черные лошади – богатство и процветание.

Городецкая живопись. Элементы для рисования, трафареты, шаблоны, книжка-раскраска, рисунки

В городецкой росписи различают 3 основных типа композиции:

Тип краски Описание
Цветок Должен быть:

  • связка;
  • венок, край которого может быть серповидной полосой, кругом;
  • ромб. Вариант, когда основной цветок находится в центре, а бутоны и листья по невидимым краям изображения. На скамейках, в дверях, в хлебных корзинах;
  • гирлянда. Закрытая цветочная лента на крышке или круглой тарелке
Сюжет Это один из самых сложных типов, так как он показывает много мелких деталей и персонажей. Это могут быть сюжеты праздников, вечеринок, торжеств, событий в современной жизни
С животными или птицами Обычно это цветочные мотивы с изображением птицы или лошади. Они либо симметричны, либо асимметричны

Одной из особенностей городецкой росписи является то, что рисунок выполнен без модели. Художник равномерно протирает дерево или бумагу кистью. В этой живописи используется множество различных техник.

Может быть:

  • широкие мазки толстой кистью;
  • тонкие линии;
  • эффектные мазки средней толщины.

Городецкая живопись. Элементы для рисования, трафареты, шаблоны, книжка-раскраска, рисунки

График работы следующий:

  1. Введите приблизительные размеры задуманной композиции. Для этого удобнее использовать не краски, а простой карандаш. Если что-то пойдет не так, можно стереть линию ластиком. Однако карандаш не используется для рисования макета. Это поможет только наметить размеры всех моделей, которые будут включены в композицию.
  2. Обведите контур рисунка краской. Эта технология, по мнению мастеров, правильная.
  3. Тонкой кистью и светлой краской сделайте на изображении узелки. Для мастеров это светлая масляная краска; при работе с новичком допустимо использовать светлую гуашь.
  4. Нанесите более темные цвета на светлые участки. Это одна из главных особенностей городецкой росписи.
  5. Изображение множества точек, кругов, спиралевидных линий, черточек. Все это необходимо для «оживления» образа. Сами городецкие умельцы называют эти элементы «возрождением».

Листья

Цветы Городца всегда окружены множеством листьев. Городецкий лист прост и незатейлив по форме: очертание напоминает тыквенное семечко, но эффектность роскошных городецких венков во многом зависит от листьев.
Листья закрашиваем городецкой зеленкой.
Если мы сравним старинные городецкие росписи с современными, то увидим большую разницу в мастерстве: мастерам нашего времени удалось виртуозно написать элементы городецких росписей, но форма листьев мало изменилась. Правда, их стали изображать как бы «задом наперед»: раньше они превращались в цветы с широким концом, а теперь, наоборот, с узким. Я полагаю, что это связано с тем, что раньше листья свободно «плавали» возле цветков, а сейчас в современной живописи листья располагаются группами в виде веера, а сделать это можно только резко прореживая конец листа.
Я рекомендую потренироваться писать этот важный элемент.
Уже упоминалось, что городецкий лист легче изобразить в виде тыквенного семени. А вот более сложный лист советую написать так: провести кистью плавную дугу и соединить концы этой дуги «синусоидой», следя за тем, чтобы лист оставался широким с одного конца (см рис. 4).
Листья. Городецкая роспись
Все листья загнуты с одной стороны, это принципиально важная деталь, потому что оживления на листьях рисуются черной дугой по этому краю листа. Убедитесь, что лезвия не качаются ни при каких обстоятельствах. Они всегда широкие, округлые и упруго растопыренные.
Теперь, когда, надеюсь, у вас получился правильный контур листа, закрасьте его городецкой зеленкой, это подмалевок листа. Листья изображаются в два этапа: первый — подмалевок, второй — анимация. Мы согласны делать анимацию только черной краской до особого распоряжения. Используя тонкую художественную кисть (N1) с черной гуашью, создайте изогнутые анимации на листьях.
Такие листочки с сильно «оттянутой» верхушкой хорошо располагаются группами по несколько штук вместе (из одной точки) (см рис. 5).
Листья. Городецкая роспись
Обратите внимание — листья в городецкой росписи никогда не «привязаны» к какой-либо ветке, и никаких «ветвей» в картине быть не должно.

Рисование для ребенка

Городецкая роспись (элементы беговой росписи доступны для детей) ребенком может быть выполнена в следующие этапы:

  1. Обрисуйте фреску. Для этого с помощью краски наметьте размеры будущей композиции и ее основные составляющие. Если в качестве холста выбрана деревянная поверхность, рекомендуется предварительно нанести размеры на бумагу. Перенести готовую композицию с бумаги на деревянное изделие будет проще, чем сразу намечать размеры дерева.
  2. После создания орнамента на бумаге или дереве выберите главный центр композиции.
  3. Подумайте, какие цветовые модели будут включены в создаваемую композицию.
  4. После определения цветовой гаммы композиции начинается детальный рисунок. Характер рисунка во многом зависит от уровня мастерства художника.

Городецкая живопись. Элементы для рисования, трафареты, шаблоны, книжка-раскраска, рисунки

Детям, которые только начинают рисовать вообще и особенно делать городецкие узоры, рекомендуется выбирать что-то попроще. Например, вы можете нарисовать солнце.

Из-за этого:

  1. Нарисуйте круг посередине красным цветом.
  2. Нарисуйте много прямых линий по кругу, идущих во всех направлениях. При этом отметим важное условие росписи Городца: лучи должны иметь одинаковую длину и одинаковую ширину.
  3. Если работа ведется по дереву, а не по бумаге, нанесите краску на всю поверхность на завершающем этапе.

Цветы

Городецкая роспись (наиболее распространенные элементы росписи в виде цветов) может быть изображена краской в ​​следующие этапы:

  1. Определите материал, который будет использоваться в качестве холста.
  2. Выберите краску, которую хотите покрасить. Самое главное помнить при выборе, что рисунок должен быть цветным. Чем ярче будут задействованы краски в этой работе, тем лучше.
  3. После того, как материалы выбраны, начинайте отмечать размеры будущей композиции и центры цветов. Делается это простым карандашом.
    Городецкая живопись. Элементы для рисования, трафареты, шаблоны, книжка-раскраска, рисунки
  4. Вокруг каждого центра нарисуйте круг, отмеченный светлой краской.
  5. Лепестки расходятся от центра к краям круга. Для каждого цветка может быть 12 штук. Чтобы нарисовать лепестки, используйте краску темнее, чем центр цветка.
  6. У каждого цветка должен быть лепесток. Чтобы нарисовать светло-зеленые лепестки изнутри, используйте тонкую кисть.
  7. Нарисуйте контуры темной краской, но она не должна быть черной.
  8. Хорошим дополнением этой композиции из Городца станут ягоды, которые можно изобразить синей краской. Их следует разместить рядом с цветами.

Узоры для детей постарше

Дети, которые будут учиться в 1 классе, могут выбрать промежуточные модели. Они не должны быть слишком сложными, иначе юный художник заскучает и работа, обещающая поначалу много интересного, будет заброшена.

Сначала следует познакомить ребенка с этой техникой рисования, что не займет много времени, после чего следует выбрать простой орнамент и изобразить, например, цветок. Благодаря этой раскраске ребенок сможет создать, например, закладку для книги.

Рисунки можно делать на бумаге или на деревянных досках. Неглубокие деревянные доски также можно украсить городецкой краской.

Городецкая живопись. Элементы для рисования, трафареты, шаблоны, книжка-раскраска, рисунки

Процесс:

  1. Простым карандашом нарисуйте размеры всей композиции и отметьте центр.
  2. Начните рисовать цветок. В отмеченном ранее центре нарисуйте красный круг.
  3. Смешайте красную темперу с белой. Результат розовый. Нарисуйте получившейся розовой краской второй круг. Оно должно быть больше 1 в диапазоне.
  4. Закрасьте круг красным цветом.
  5. Снова нарисуйте круг розовой краской. Тогда, благодаря стараниям юной художницы, у цветка появится разноцветная сердцевина.
  6. Нарисуйте лепестки вокруг круглой сердцевины. Для этого подойдет зеленая и коричневая гуашь. Сначала следует нарисовать зеленый лепесток, затем коричневый, а затем постоянно чередовать зеленые и коричневые лепестки.
  7. Светло-зеленой краской покрасьте лепестки изнутри. Для его получения достаточно смешать зеленую гуашь с белой. Покрасить лепестки нужно светло-зеленой краской с помощью тонкой кисточки.
  8. Если работа выполнялась не на бумаге, а на деревянной поверхности, на завершающем этапе необходимо все раскрасить.

Птица

Городецкая роспись происходит от иконы, и так же, как и в иконе, в ней много символизма. Птица – символ семейного счастья.
Посмотрите на городецких птиц — у них всегда толстое брюхо. За свою долгую преподавательскую практику я встречал немало людей, которым не нравилась эта особенность городецкой птицы. Многие, начинающие пробовать свои силы в городецкой росписи, стараются «улучшить фигуру» городецкой птицы путем прореживания тела. Я хочу уберечь вас от этой грубой ошибки. Такой набросок птицы является традицией, и пытаться бездумно изменить его все равно, что лишить смысл старого символического изображения. Некоторые из вас скажут: «Подумайте, какое преступление! Я просто хотел сделать птицу тоньше, чтобы она была еще элегантнее».
Но помните, птица – это символ семейного счастья. Возможно, этот «неэстетичный» (по мнению других) живот как раз и символизирует зарождение новой жизни и является залогом семейного счастья!
Я не знаю, правильно ли я угадал замысел наших умных мудрых предков относительно птицы, но я просто призываю вас уважать традицию и рисовать птиц такими, какими их рисовали тысячи художников до вас.
Птица на городецкой росписи имеет резкий силуэт: у нее гибкая линия в области шеи и груди (синусоидальная), хвост в виде крыла бабочки, нитевидный клюв и ноги. Традиционный окрас птицы: тело черное, хвост вишневый (краплак), крыло зеленое.
В наборе гуашевых красок есть два из этих трех цветов: черный и краплак, а городецкая зеленая смешанная.
Городецкие птицы изображаются в два этапа: сначала делается подмалевок тремя красками кистью – это тело, крыло и хвост птицы, а затем на ней белой краской рисуются анимации.
На рис. 1 представлены наиболее характерные варианты возрождения городецкой птицы. Анимации выполнены на птице белой краской — тонкой художественной кистью. Здесь можно использовать весь арсенал городецких анимаций: дуги, штрихи, капли и точки.
Городецкая птица
Мазки очень разные по длине и ширине, а выполняются они следующим образом: кисть держат в пальцах вертикально и, едва касаясь концом кисти бумаги, проводят тонкую линию в начале и заканчивают более или меньше давления в середине. Слои сделали анимацию на крыле и хвосте птицы, на шее и внизу живота.
Капли изготавливаются методом прайминга, известным современным детям еще с детского сада, где их обучают этой технике. Капли делаются так: вбок кончиком художественной кисти (белой краской) просто и равномерно
прикоснуться к бумаге, которая оставляет след в виде капли.
Как расставлены точки, понять проще, чем объяснить.
Как выполнять бантики подробно описано в разделе этой техники «Цветы — символ здоровья».
Советую начать рисовать птицу традиционными красками. Позже, конечно же, вы попробуете и другие варианты окраски городецких птиц. И все же со временем вы сами придете к выводу, что сочетание, которое я назвал традиционным, является самым удачным из всех.

Конь

В городецкой росписи часто появляется лошадь.

Городецкая живопись. Элементы для рисования, трафареты, шаблоны, книжка-раскраска, рисунки
На рисунке показано поэтапное создание лошади по городецкой росписи.

Как создать этот предмет:

  1. Подготовьте черную или коричневую краску.
  2. Прежде чем приступить к рисованию лошади, создайте подходящий фон. Поскольку сама лошадь будет темной, фон должен быть светлым. В этом случае основной элемент будет лучше выделяться.
  3. Чтобы начать рисовать лошадь, начните с рисования туловища. Для этого используйте кисть среднего размера.
  4. Сначала нарисуйте контур, а затем раскрасьте.
  5. Чтобы нарисовать ноги, хвост и шею, используйте более тонкую кисть.
  6. Отдельно нарисуйте копыта лошади.
  7. Рисуем гриву. Для этого лучше всего использовать красную краску.
  8. Чтобы украсить и дополнить композицию, сделайте красивый орнамент. Он может играть роль рамки, в которую крепится рисунок. Вы также можете нарисовать лошадь, бегущую к солнцу.

Городецкая роспись – один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства в России. С помощью этих цветочных трафаретов можно создавать красивые узоры и орнаменты.

Городецкая живопись. Элементы для рисования, трафареты, шаблоны, книжка-раскраска, рисунки

Часто элементы этой росписи используются для создания красивых цветов, которые с гордостью демонстрируют свои великолепные хвосты павлина и других птиц. Такая работа подарит художнику массу положительных эмоций. Самое главное творить с душой. В этом случае даже у новичка может получиться настоящий шедевр.

Бутоны с листьями

Городецкая роспись (элементы рисунка доступны на начальном этапе для дошкольников) может быть в виде бутонов с листьями. Для этого лучше всего использовать круглую основу, окрашенную под дерево.

Городецкая живопись. Элементы для рисования, трафареты, шаблоны, книжка-раскраска, рисунки

Этапы проектирования следующие:

  1. Нарисуйте 1 круг чуть ниже центра круглого основания. Слева и справа от чуть выше выложите еще по 1 кругу меньшего размера.
  2. Нарисуйте центральный круг розовой краской. Боковые круги можно сделать синими. Если цвет не нужен, смешайте 2 цвета, чтобы получить его.
  3. На верхнем краю большого розового круга нарисуйте маленький красный кружок. Частично он должен выходить за пределы розового круга.
  4. Такой же оттенок необходимо сделать на 2-х крайних синих кругах. При этом используйте не красную краску, а синюю. Маленькие круги должны быть темнее больших, которые они нарисовали выше.
  5. Заполните центральный круг лепестками и отметьте синие бантики по бокам.
  6. Чтобы изобразить лепестки вокруг бутона розы, используйте красную краску, использованную для заливки в предыдущем шаге. Лепестки должны быть закруглены. Их количество может быть разным, например 8.
  7. Используйте синюю краску, чтобы нарисовать виски сбоку с синими кругами.
  8. Переходим к изображению листьев и веточек. Скраб поможет создать аккуратные, симметричные листья.
  9. Слева и справа от центрального бутона нарисуйте по 2 продолговатых зеленых листочка.
  10. На сине-голубых бутонах нарисуйте первую веточку, на каждой из которых по 5 маленьких листочков. Эти ветви должны быть в верхней половине круглого основания.
  11. Чтобы «оживить» изображение, используйте тонкую кисть. Легкими прикосновениями нанесите на поверхность точки, мелкие капли, штрихи, дуги. На этом этапе важно знать чувство меры и не увлекаться. Элементов «жизни» не должно быть слишком много.

Городецкая игрушка

Городецкая роспись для детей интересна, прежде всего, яркими игрушками. Особой популярностью в свое время пользовались фигурки лошадей с повозками и инвалидными колясками. Лошади-качалки были востребованы после революции, и эти изделия были непростыми. Сохранились подробные описания изготовления таких лошадок: на одну игрушку шло 30 деталей и 40 отверстий. При этом лошадь была сделана без единого гвоздя и клея.

городецкая-роспись
Современная лошадка-качалка

В 60-х и 70-х годах прошлого века в игрушечной промышленности Городца появились механические игрушки (такие, как колесная лира), полька, «Солдатский развод» и танец. И, конечно же, многие помнят кукольные расписные деревянные наборы, которые родители часто оставляли в наследство своим детям. Такие маленькие шкафчики и кроватки многие до сих пор покупают на специальных сайтах.

Ремесло не только не забывается, оно обретает новый образ мышления, который невозможен без влияния технического прогресса и запроса общества. Яркая и веселая городецкая роспись увлекает и детей, и взрослых.

В этом видео рассказывается об истории и традициях городецкой росписи.

желание самостоятельно нарисовать изящных петухов в цветочном великолепии, украсить разделочную доску может проснуться в любом возрасте. В этом особая прелесть народного творчества – зачастую оно действительно доступно народу.

Вернуться наверх
Рекомендуем
5 главных советов для новичков Чтобы избежать частых ошибок при…