Дезире Уилсон — единственная женщина, которая выиграла гонку Формулы 1

Дезире Рэндалл Уилсон (англ. Desiré Randall Wilson, 26 ноября 1953 года) — единственная пилотесса, которой удалось выиграть гонку Формулы 1.

В Бракпане, ЮАР, родилась Дезире Уилсон — вероятно, самая сильная женщина-пилот за всю историю Ф-1. Впрочем, толком показать себя у нее возможности так и не появилось, хотя, все же, она стала единственной женщиной, выигравшей Гран-при за рулем машины Ф-1, хотя это случилось не в официальном гран-при чемпионата мира Ф-1.

Отец Дезире, Чарли Рэндал, был уважаемым в ЮАР мотогонщиком, и страсть к скорости начал прививать своей дочери с младых лет, когда Дезире было пять годиков.

В 18 лет она начала то, что уже можно назвать «гоночной карьерой». Она выступала в Formula Ford 2000, выходила на старт Formula Atlantic, а в 1978-м году ее знакомый Джон Уэбб, только-только запустивший новую серию Aurora F1, и желавший видеть в ней конкурентоспособную женщину-пилота, предложил Дезире провести испытания за рулем Tyrrell 008. Дезире не раздумывая, согласилась — возможность выступать в Aurora F1 обеспечивала ее лицензией, которая позволяла выходить и на старт гонок «настоящей Ф-1». Примерно к тому моменту она обзавелась и новой раскраской своего гоночного шлема — он стал желто-синим, Дезире нравились эти цвета, и, во-вторых, ей нравился Ронни Петерсон, и шлем был раскрашен и в его честь также.

Шанс выступить в настоящей Ф-1 ей представился в 1980-м году в Брэндс-Хэтче. За две недели до этого уик-энда она показала девятое время среди 21-го пилота на тестах, впервые сев за руль машины с «граунд-эффектом». Дезире великолепно ощущала себя в машине, одолженной у Эмилио де Вильоты, но на гоночный уик-энд ей достался «разобранный» и наспех собранный Williams FW07 Элизео Салазара, также выступавшего в чемпионате Aurora. Машина радикально отличалась от того, что испытывала Дезире на тестах, более того, она даже не смогла установить на нее специальную квалификационную резину, и, естественно, провалилась, не пройдя квалификацию.

В 1981-м ей попытался помочь Берни Экклстоун, задумавший выставить для нее третий автомобиль на родном для Дезире Гран-при Южной Африки. Но в итоге это не получилось, зато ее пригласил выступить в этой гонке за рулем своей машины Кен Тиррелл.

Без тестов, без опыта, она уступила лишь 0,6 секунды опытному и быстрому Эдди Чиверу, квалифицировавшись 16-й. Правда, на старте она растерялась, провалившись до последнего места, однако затем, пользуясь мокрым асфальтом, начала проходить соперников, в том числе и Чивера, и даже Найджела Мэнселла! Но поднявшись уже до девятой позиции, она ошиблась, задела задним колесом стену и была вынуждена сойти. Спустя несколько недель из-за политической обстановки в ЮАР FIA официально исключила эту гонку из календаря чемпионата мира, и достижения Дезиры там официально были просто аннулированы.

Кен Тиррелл, хотя и не был доволен тем, что Дезире разбила машину, похвалил ее за скорость и предложил сотрудничество, но лишь с одним условием — Уилсон должна была найти себе спонсора, который смог бы выплатить Tyrrell 100 тысяч долларов. Но в итоге за команду выступили сперва быстрее нашедшие деньги Кевин Коган и Рикардо Суниньо, а затем появился Микеле Альборето, не только с деньгами, но и немалым талантом. Пропустив весь 1981-й год (поиски спонсора и надежда на выступление в Ф-1 не позволяли отвлекаться), Дезире пыталась договориться с Arrows на 1982-й год, но напрасно, там тоже нужны были деньги.

Что оставалось делать? Конечно же, искать другую работу. В 1982-м Дезире выступила в Ле-Мане, и годом позже попробовала себя в Америке, в Champ Cars, в команде Тедди Ипа, на знаменитой Инди500. Однако шасси Eagle, которое весьма опрометчиво купил Тедди, оказалось совершенно никудышным — оно прибыло в боксы команды в разобранном состоянии, механики собрали его на скорую руку и предложили Дезире пройти квалификацию на таком вот «полуфабрикате». Естественно, эта затея провалилась, хотя Уилсон была близка к порогу, ей не хватило несчастной 1 мили/час, для того, чтобы показать зачетное время. На прямиках ее машина уступала лидерам примерно 25-30 миль/час, и то, лишь в том случае, если машина не ломалась — а случалось это практически постоянно. В остальных гонках сезона команда решила использовать шасси March, и с ним дела худо-бедно наладились — Дезире проходила квалификацию и даже набрала три очка в гонках.

Еще одну попытку выступить в Инди500 она предприняла в 1984-м, но снова не прошла квалификацию, не сумев добиться достаточной скорости. Дезире обвинила в неудаче машину, и покинула команду. Во второй половине 80-х она еще выступила несколько раз в Champ Cars, проведя три гонки в 1986-м в составе Machinists Union Racing, еще раз вышла на старт гонки в Ле-Мане в 1991-м, и выступила в том же году в Indy Lights, и вышла замуж за архитектора Алана Уилсона, с которым они вместе занимаются проектированием и модернизацией различных гоночных трассы в Северной Америке — на их счету почти два десятка автодромов, к которым они «приложили руку».

Автор заметки: Ajrton

http://www.f1-portal.ru/index.php?id_notes=315

shewin

Добавить комментарий

Вернуться наверх
Рекомендуем
Мария Грация «Лелла» Ломбарди, (итал. Maria Grazia "Lella" Lombardi, 26…