cоздание сайта недорого

Нина Гребешкова и Леонид Гайдай: история любви

alt

Нина Гребешкова, Нина Павловна Гребешкова — 29.11.1930 г.р. - советская и российская актриса, заслуженная артистка России (2001). Вдова режиссёра Леонида Гайдая.

 

Гайдай — гений советской комедии, его фильмы уже разобрали на цитаты, многие реплики режиссер не придумывал сам, а брал из жизни, в том числе подслушивал у своей жены.

 

Нина Гребешкова вовсе не собиралась становиться актрисой. Она хотела быть учительницей младших классов. Но однажды, находясь в гостях у подруги — дочери поэта Владимира Луговского, она заявила, что мечтает стать педагогом. «Почему?» — спросил Луговской. — «Хочу сеять разумное, доброе, вечное». — «Вы знаете, есть другая профессия, которая сеет разумное, доброе, вечное. Не хотите стать артисткой?» — «Нет, что вы, это исключено».

 

Он посоветовал дочери после школы отнести аттестат Гребешковой во ВГИК. Сама Нина даже не знала, что есть такой институт. Правда, документы не хотели брать — было уже 1200 человек в конкурсе. Но подруга упросила председателя приемной комиссии. И в институт Нина Павловна прошла сразу. Даже еще не поступив, она получила приглашение на пробы в свою первую картину - «Смелые люди». Потом пошли другие роли. Фильмов тогда было мало, и каждую картину смотрели все и по несколько раз. Так, что соседи по двору сразу стали считать ее звездой. А на третьем курсе Нина уехала в Ленинград — сниматься в картине «Честь товарища». Потом было «Испытание верности» у самого Ивана Пырьева.

 

На режиссерский факультет ВГИКА Леонид Гайдай поступил довольно поздно. Ему было 26 лет. Он был фронтовиком. До этого Гайдай работал актером в Иркутском драматическом театре. Судьба готовила ему звание провинциального премьера, но Гайдай взял обстоятельства в свои руки и легко поступил во ВГИК. А через семестр также легко был отчислен из вуза с формулировкой «профнепригоден». Спасло его то, что во ВГИКЕ набирался новый курс комедиографов, но будущие режиссеры хотели снимать только серьезное кино, поэтому специальность была не особо востребована и Гайдаю разрешили восстановиться на этот курс. Уже первая работа молодого режиссера, которая называлась «Жених с того света» (1958) подверглась жесткой критике самого министра культуры Николая Михайлова. Он назвал фильм не чем иным, как «пасквилем на советскую действительность». На репутации Гайдая появилось клеймо антисоветчика, ему запретили снимать фильмы.

 

В трудные минуты жизни режиссера поддерживала жена. «Нинок», так ласково называл ее Гайдай. Она была его музой и его тылом. Они познакомились в институте. Семнадцатилетняя Нина Гребешкова училась на актерском и была младше Леонида на девять лет. Он — серьезный, высокий, худой, в очках, староста курса и сталинский стипендиат.

 

Нина Гребешкова признается, что не сразу влюбилась в режиссера. Больше стеснялась его, боясь сказать какую-нибудь глупость. Ведь он фронтовик, прошел войну.

 

Леонид Гайдай пригласил Нину в свою студенческую постановку «Отец Горио» Бальзака, предложив сыграть госпожу де Нусинген, дочку Горио. На француженку она походила очень мало, но Гайдай, видимо, так не считал. В этом отрывке Нина Гребешкова должна была целоваться со сценическим партнером. Она заявила, что это будет только на генеральной репетиции. На что Гайдай удивился: «Ты что, никогда не целовалась?». Это было неожиданно для легкомысленной хохотушки, студентки ВГИКА.

 

Расписание репетиций составлял Леонид. И почему-то отрывок с участием Нины Гребешковой всегда был последним. Возмущению девушки не было предела: «Вы все поедете в общежитие в Лосинку, а я одна ночью должна добираться до дома через всю Москву!»

 

Гайдай спросил: «А что, тебя никто не провожает?» — «Нет». — «Ну, я тебя провожу».