cоздание сайта недорого

Саския ван Эйленбюрх - жена и муза Рембрандта, история любви

 

Саския ван Эйленбюрх (Эйленбур); 1612 - 1642 — жена нидерландского художника Рембрандта ван Рейна, изображённая на значительном числе его картин и рисунков.

 

  

Саския ван Эйленбург (Эйленбюрх) родилась в городе Леувардене, провинция Фрисландия, в 1612 году в обеспеченной и влиятельной семье, исповедовавшей кальвинизм. Ее отец Ромбертус был бургомистром Леувардена, одним из основателей университета Франекер в 1585 году и членом Верховного суда провинции Фрисландия. Он и его жена Скаукье Озинга произвели на свет восемь детей, четверо из них были дочери. Саския была младшей сестрой, а потому после смерти Скаукье (1619) и последовавшей вскоре смерти Ромбертуса (1624), братья заботились о ней до тех пор, пока она не достигла того возраста, когда смогла получить свою долю отцовского наследства.

 

 

 

alt 

 

 

Саския в соломенной шляпке. 1633. Пергамент, серебряный карандаш. Кабинет гравюр, Берлин

 

 

Всем дочерям Ромбертуса удалось удачно выйти замуж. Хиския вышла замуж за чиновника деревень Хет-Бильдт, Антье была женой польского богослова, который стал ректором университета Франекер, а Тития, имевшая куда более выгодное положение, вышла замуж за представителя преуспевающей семьи купцов из Зеландии. По всей вероятности, Саския провела отрочество, помогая в работе по хозяйству каждой из сестер и учась правилам и манерам хорошего поведения, в соответствии с которыми должна была вести себя юная дама.

 

 

 

alt

 

 

Автопортрет с Саскией. 1636. Офорт. Библиотека Пирпонта Моргана, Нью-Йорк

 

 

В возрасте 21 года Саския отправляется в Амстердам навестить свою кузину Алтье, которая была замужем за проповедником Иоганном Корнелисом Сильвиусом, также уроженцем Фрисландии, работающим в церкви Аудекерк. Иоганн был знаком с Рембрандтом, который в 1633 году создал гравюру с его портретом. Оказавшись в Амстердаме, молодая наследница, только что приехавшая из провинции, вероятно, хотела погулять по городу в поисках более веселых развлечений, чем те, что выпадали ей в доме священника, поэтому вполне возможно, что она наносила визиты своему кузену Хендрику ван Эйленбургу чья контора по продаже произведений искусства располагалась в центре города.

 

 

Кузина Саскии Алтье не могла возражать против посещения молодой женщиной невозмутимого меннонита-пацифиста Хендрика, который оказал бы на нее благотворное влияние.

 

Возможно, в один из своих визитов в студию на Брестрат Саския и познакомилась с Рембрандтом, который незамедлительно принялся ухаживать за ней, привлеченный красотой и обаянием девушки и кое-что знавший о ее состоянии и об интересном происхождении семьи. Несомненно, Саския послужила бы идеальным дополнением к восходящей карьере художника, которого ждет оглушительный успех, как, вероятно, говорил стеснительной Саскии Рембрандт. Со своей стороны, молодую женщину поразили искренность и надежность Рембрандта, который стремился опровергнуть обычно приписываемый художникам образ повес и распутников и предстать перед ней серьезным и честным человеком. Его личные качества, изящество и уважительное поведение привлекли ее, и их встречи становились все более частыми. Во время одной такой встречи, которая, возможно, произошла в доме одного из братьев Саскии, он попросил ее руки.

 

 

alt 

 

Саския с ребенком. Ок. 1636, перо и размывка сепией. Библиотека Пирпонта Моргана, Нью-Йорк