cоздание сайта недорого

Марина Раскова - знаменитая летчица батальона "ночных ведьм"

 

 

Марина Малинина родилась в Москве 28 марта 1912 года. Ее отец Михаил Дмитриевич артист оперы, антрепренер и вокальный педагог, а мать Анна Спиридоновна учительница. Отец мечтал о сценическом будущем дочери в качестве оперной певицы и талантливая девочка обучалась на детском отделении консерватории. Однако в 1919 году отец погибает под колесами мотоцикла.

 

alt

 

После окончания средней школы Марина работает лаборантом не Бутырском химическом заводе. В 1929 году она выходит замуж за инженера завода С. И. Раскова и вскоре у них рождается дочь. Их брак распадется в 1935 году, а в 1932 г. Марина Раскова переходит на работу чертежницей аэронавигационной лаборатории Военно-Воздушной академии им. Жуковского и это становится началом ее новой жизни.

 

Работая со сложными приборами, она впервые соприкасается с авиацией. Прочитав все, что к тому времени было написано о штурманском деле, и осознав необходимость разносторонних знаний, Марина Михайловна начинает изучение высшей математики, астрономии, топографии, метеорологии, физики, электроники, радиотехники и других наук. Ее любознательность и работоспособность уже тогда привлекает к себе внимание коллег и руководителей.

 

Уже в 1934 году Раскова оканчивает Ленинградский институт инженеров Гражданского воздушного флота, став первой женщиной-штурманом, а в 1935 году проходит обучение в качестве летчика в школе при Центральном Аэроклубе Осоавиахима. С этого периода она продолжает работу в академии инструктором-летнабом.

 

Штурман М. М. Раскова принимает участие в подготовке Первомайских воздушных парадов. Это невероятно сложное дело, когда с точностью до секунды следует поднять с нескольких аэродромов самолеты различного класса, стянуть их в единую точку и выстроив в парадную колонну пролететь четким строем над Красной площадью. Во время парадов она обычно летала на флагманском корабле, возглавляя воздушную армаду.

 

alt

 

В 1937 году Марина Михайловна на самолете АИР-12 участвует в установлении мирового рекорда дальности. В 1938 году штурман Раскова совместно с В. Гризодубовой и П. Осипенко на самолете «Родина» совершает беспосадочный сверхдальний перелет Москва-Дальний Восток. Полет проходит в сложнейших метеорологических условиях: облачность, обледенение, встречный ветер. Это приводит к повышенному расходу горючего, которое заканчивается над глухой тайгой. Из-за обледенения лететь пришлось на большой высоте, было очень холодно и радиосвязь вышла из строя.

 

Принимая решение о вынужденной посадке, летчики учитывали, что штурман сидит в передней стеклянной кабине. В аварийной ситуации, если самолет встанет на нос, штурмана просто раздавит. Было принято решение о выброске Расковой с парашютом и посадке без нее. Самолет удалось посадить на брюхо и аварии не произошло. Парашют Марии Михайловны зацепился за дерево, она повисла на высоте 5 метров. Раскачавшись, она зацепилась за ствол, перерезала стропы и спустилась на землю.

 

Услышав выстрелы, она засекла направление компасом и стала продвигаться к самолету. Однако оказалось, что сопки отразили звук и она ушла в сторону. В течении 10 дней она плутала по лесу, питаясь клюквой и грибами, так как с собой взяла только две плитки шоколада и несколько мятных лепешек. Едва не утонув в болоте, периодически отпугивая медведей выстрелами из пистолета, она все-таки продержалась и даже босая на одну ногу все-таки самостоятельно дошла до самолета.

 

На поиски героического женского экипажа были брошены большие силы — около 50 самолетов и наземные поисковые партии. Опытные пилоты Герои Советского Союза Головин, Коккинаки, Мазурук, Молоков, Слепнев очертили возможный район посадки. Самолет обнаружили только на шестые сутки. Сесть в этом районе было невозможно, поэтому в помощь экипажу сбросили десант.

 

Полет «Родины» продолжался 26 часов 29 минут, пройденное расстояние по прямой составило 5908,61 км. За проявленный героизм и мировой рекорд дальности, который они превысили на 1500 км, участницы перелета, первыми из женщин страны, были удостоены звания Героя Советского Союза. Всемирная известность и огромная популярность совершенно не вскружила ей голову. Ей по прежнему присущи общительность, душевность и отзывчивость.

 

Она получала огромное количество писем от девушек, желающих стать летчицами, ей писали матери с просьбой о помощи в воспитании трудных подростков, ее постоянно приглашали на предприятия и искали с ней личных встреч. Лекции, доклады, депутатские обязанности ей приходилось совмещать с ответственной работой в Наркомате обороны и одновременно в органах госбезопасности. Иногда на встречах ей намекали на возможность построения «красивой жизни», но она понимала жизнь по-своему.

 

m_raskovaС началом Великой Отечественной войны Марина Раскова выступила с предложением сформировать женский авиационный полк. Многие военные не верили в успех, но 8 октября 1941 года во все райкомы комсомола столицы был направлен призыв ЦК ВЛКСМ о наборе добровольцев, который быстро передали в учебные заведения, предприятия и учреждения. Девушек с летной подготовкой брали пилотами, с образованием штурманами, а остальных мотористами и вооружейниками.

 

Трудностей была масса. Кроме постановки на довольствие и ускоренного освоения военных специальностей это полное отсутствие женского обмундирования: минимальный размер предоставленной обуви — 40 размер, бюстгальтеры шили из материи идущей на портянки, все девушки должны были расстаться с косами и локонами. Сама Раскова при этом показывала пример подтянутости и выправки — военная форма была ей необыкновенно к лицу.

 

Конечно формирование воинской части Марина Михайловна осуществляла не в одиночку, с ней работала целая команда единомышленников. С самого начала было поставлено условие, что при подготовке девушек недопустимы грубость и хамство, однако высокая профессиональная требовательность задавалась руководителем полка, которая проходили обучение вместе с ними. Подготовку группа проходила в летной школе г. Энгельса. Трехлетний курс был освоен за три месяца!

 

После формирования первого полка легких ночных бомбардировщиков, Раскову не отпустили с ним на фронт, а поручили формирование еще двух полков. К этому времени убедились, что укомплектовать воинские соединения исключительно девушками практически не возможно и на технические специальности стали набирать мужчин.

 

В авиации велось перевооружение и в Наркомате обороны было принято решение о выделении женскому полку скоростных двухмоторных пикирующих бомбардировщиков ПЕ-2. Раскова вместе со всеми осваивала новую технику, училась их пилотировать. Одновременно шло формирования полка истребителей. По окончанию формирования и подготовки ее во главе БАП направили на Сталинградский фронт в 8 воздушную армию.

 

На промежуточном аэродроме их застала непогода. Обильный снегопад завалил самолеты до самых плоскостей. В течение недели они расчищали взлетные полосы и самолеты от снега, а когда небо прояснилось вылетели к месту дислокации. В сложных погодных условиях самолет командира полка потерпел крушение. Весь экипаж погиб. Это случилось 4 января 1943 года. Майору Марине Михайловне Расковой было уже 30 лет!

 

http://amazing-women.ru/raskova/