cоздание сайта недорого

Лидия Зверева - первая российская женщина-летчик

altЛидия Виссарионовна Зверева (1890 — 2 (15) мая 1916) — первая (дипломированная) русская женщина-пилот.

  

Она была первой русской авиатриссой, поднявшей в небо свой самолет в 1911 г., но за всю ее недолгую жизнь Лидию Виссарионовну Звереву никто ни разу не назвал летчицей. Это слово - "летчик" - было придумано поэтом Велимиром Хлебниковым позже, в 20-х.

   

Лидия родилась в 1890 г. в Петербурге в семье уже немолодого генерала русской армии, героя Балканской войны Виссариона Лебедева. И, как это часто случается с пожилыми родителями, они баловали свою дочь, предупреждая каждое ее желание и разрешая ей буквально все. Лидочка обожала механические игрушки (которые производились в основном в Германии и Англии, а потому стоили целое состояние) - и ее детскую заполонили механические слоны и медведи, зайцы-барабанщики и заводные паровозики.

 

Случалось, что девочка разбирала какую-нибудь из игрушек на детальки, желая узнать, как та устроена. Родители не ругали ее, видя в таком поступке дочери не шалость и детскую склонность к разрушению, а проявление пытливого ума. Когда Лидочка заинтересовалась книгами по механике, книги покупались ей целыми ящиками. Родителям еще повезло, что пределом мечтаний для Лидочки было всего лишь учиться, чему хочется, а не чему положено светской барышне. Будь Лидочка вздорной транжиркой и любительницей амурных приключений, генералу и его супруге при абсолютном попустительстве желаниям дочки пришлось бы намного хуже. Впрочем, в те времена от барышни уже не требовалось просиживать за пяльцами, учиться бальным танцам и изящным манерам. Теперь даже приветствовалось, если девица из хорошей семьи вдруг преуспевала в той области, которая прежде считалась чисто мужской.

 

Оригинальность мышления и увлечений была в моде в начале прошлого века. Но Лидочка Лебедева в своей оригинальности превзошла всех: она влюбилась в летательные аппараты в воздушные шары, аэростаты, аэропланы - и решила сама когда-нибудь полететь...

 

Первым супругом Лидии стал Иван Сергеевич Зверев, инженер-конструктор, правда, не авиационный, а железнодорожный. Выбор был не случаен: для Лидии любовь означала, прежде всего, общность интересов, а потом уже все остальное. Наверное, поэтому брак Зверевых оказался очень удачным. Забегая вперед, стоит заметить, что и второй брак Зверевой строился на тех же принципах и тоже был на редкость гармоничен. За Ивана Сергеевича Зверева она вышла семнадцатилетней, но через два с половиной года муж умер от аппендицита, оставив Лидию совсем еще юной скорбящей вдовой (при этом весьма состоятельной). Детей у них не было, и поэтому вдова была свободна в выборе дальнейшего пути.

 

Первый полет

 

 

 

Протосковав полгода, Лидия решилась осуществить самую давнюю свою мечту и записалась в гатчинскую военную авиашколу "Гамаюн". Так она стала не только первой летчицей, но и первой военной летчицей! Правда, воевать ей не пришлось, но уже сам этот шаг говорит о ее необыкновенной храбрости. В те времена, когда о парашютах и не слыхивали, авария аэроплана почти всегда приводила к гибели авиатора. Может быть, поэтому в авиашколу "Гамаюн" к сентябрю 1910 г. записалось всего три человека, и третьей была как раз Лидия. Многие газеты написали об этом, хотя и не упомянули имени Зверевой - тогда это было не принято, ее назвали просто "барышней Z". И это стало неплохой рекламой для авиашколы: пример храброй барышни увлек многих, и в ноябре 1911 г. авиашкола выдала 31 диплом. Первые тридцать достались мужчинам-выпускникам. А последний, за номером 31, единственной авиатриссе Лидии Зверевой.

 

Год учебы в авиашколе был самым трудным в жизни Лидии. Уже первый самостоятельный полет - без инструктора - едва не закончился трагедией. Когда аэроплан Лидии взлетал, над полем появился военный самолет "Фарман", заходивший на посадку. Чудом Лидии удалось избежать столкновения и посадить машину... Лидия поразила всех тем, что, едва отдышавшись и уняв сердцебиение, попросила разрешения на повторный взлет. Ей разрешили. Первый самостоятельный полет Зверевой длился 20 минут и проходил на высоте 30 метров.

 

Одновременно с Лидией Зверевой в авиашколе учился Константин Арцеулов (в будущем один из самых известных русских летчиков, в 1916 г. первым в мире выполнивший штопор). Он вспоминал о Лидии Виссарионовне: "Зверева летала смело и решительно, я помню, как все обращали внимание на ее мастерские полеты, в том числе и высотные. А ведь в то время не все даже бывалые летчики рисковали подниматься на большую высоту".