cоздание сайта недорого

Мадам Тюссо - биография "Королевы воска"

altМадам Тюссо, Анна Мария Тюссо (Anna Maria Tussaud), урожденная Гросхольц – 12.12.1761 – 18.04.1850 — скульптор, основатель музея восковых фигур Мадам Тюссо в Лондоне.

 

Мари родилась в 1761 году в Страсбурге в семье плача. Своего отца она не знала, поскольку тот погиб на войне за два месяца до ее рождения. Злые языки утверждали, что отец жив, просто он решил бросить свою семью, а на самом деле отец Мари вовсе не он, а доктор и скульптор Филлип Куртиус. Истинная история навсегда останется загадкой. Как бы то ни было, мать Марии, лишившись мужа, поступила в услужение к Куртиусу и жила с ним под одной крышей до самой его смерти.

  

Известно, что Филлип действительно любил Мари, как родную дочь. Врачебная практика не давала ему серьезного дохода. Основным заработком Филиппа стало изготовление небольших восковых бюстов. Фотографии в то время не существовало. Художники требовали за портреты большие гонорары, а иметь свое изображение хотелось каждому.

 

В 1771 году, когда Франция готовилась к свадьбе Людовика XVI с Марией-Антуанеттой, предприимчивый скульптор слепил жениха и невесту и выставил в своей витрине. Это стало популярной новинкой и натолкнуло Куртиуса на мысль об открытии небольшого выставочного зала, где бы зрители могли увидеть его восковые фигуры, вылепленные с известных сограждан – «Восковой театр доктора Куртиуса». Юная Мари и тут помогала Филиппу. Она сидела в кассе и, приветливо улыбаясь каждому посетителю, продавала билеты.

 

Вечерами доктор обучал свою воспитанницу искусству лепки. Вскоре ученица превзошла учителя. Ее труды были замечены самим королем Людовиком XVI, который пригласил девушку в Версаль, преподавать искусство ваяния своей сестре. Так Мария окуналась в блистательную светскую жизнь двора. При дворе она познакомилась с графом ля Рокком, который стал ее женихом.

 

В 1793 году их бурный роман прервала революция. Казнили не только короля и королеву, но и практически всех, кто как-то соприкасался с монархией, в том числе и роялиста возлюбленного Мари, что стало для нее страшной душевной травмой. Палач Шарль-Анри Сансон лично доставил в дом Куртиуса головы только что казненных им роялистов, среди них – голова герцога Орлеанского и графа ля Рокка. Голову герцога взялся лепить сам Куртиус, голову графа ля Рокка палач отнес Мари, которая, обливаясь слезами, всю ночь лепила возлюбленного. С тех пор Мари начали мучать ночные кошмары. Каждый раз девушка просыпалась с мыслью отомстить людям, которые устроили в Париже весь этот кошмар. Отомстить так, чтобы самим плебеям стало страшно, чтобы ужас притягивал их и не отпускал. Она решила, что будет делать восковые фигуры. Мари знала психологию толпы и была уверена, что люди пойдут в ее галерею, а явившись, будут дрожать от страха, увидев все ужасы ими содеянные.

 

Мари приступила к исполнению своего плана. Для начала она решила пополнить коллекцию представителями новой власти, которые также хотели увековечить себя. Теперь, когда им с Куриусом поступал новый заказ, одна фигура отправлялась к заказчику, а другой экземпляр обязательно оставался в их восковом театре. Единичный бюст не вызывал отрицательных эмоций, но большое скопление восковых фигур было способно привести в ужас любого. 

 

Девушка заявила своему наставнику, что отныне всю работу она будет делать одна. Тот удивился, но спорить не стал, тем более, что здоровье старого скульптора было уже не то. Между тем, его ученица проявила невиданное рвение в своем деле. Она уговорила палача Сасона, который разрешил ей после казни осматривать жуткую корзину, в которую складывали отрезанные гильотиной головы. Романтичная, сентиментальная барышня в те суровые революционные времена стала деятельной, самоуверенной и жесткой женщиной. Мари работала не покладая рук и не испытывала к своим ужасающим натурщикам никаких чувств, в том числе и страха. Она была на пути к созданию коллекции, которая вскоре потрясет Францию, а затем и весь мир.

 

Между тем, несчастья преследовали Мари попятам. Сначала умер старый Куртиус, а затем сама девушка, вместе с матерью попала в тюрьму, заподозренная в монархических взглядах. Им чудом удалось избежать казни. Есть было практически нечего. Все деньги уходят на покупку воска и палачу, который по-прежнему разрешал Мари осматривать трупы.