cоздание сайта недорого

Бланш Скотт - первая женщина-пилот в США

 

Бланш Стюарт Скотт, также известная как Бетти Скотт - первая женщина-пилот в США или, по крайней мере, первой из женщин поднялась в воздух на публичном мероприятии в Америке.

 

 alt

 

Дочка Джона Скотта, бизнесмена из Нью-Йорка, преуспевающего торговца патентованными лекарствами, с детства слыла редкостным сорванцом, совершенно не желавшим вести себя как приличная девушка. Пользуясь отсутствием возрастных ограничений для вождения автомобиля, Бланш Стюарт Скотт, по прозвищу Бетти, приводила горожан в ужас сумасшедшими гонками еще в 15-летнем возрасте. Даже институт благородных девиц не смог укротить неугомонный нрав и тягу к технике.

 

В 1910 году, вдохновленная примером коллеги-автомобилистки Элис Хайлер, она стала второй женщиной, пересекшей США от океана до океана. Но оставаться на вторых ролях Бэтти не желала. С такой же отчаянной компаньонкой Гертрудой Филипс она решилась на автопробег от Нью-Йорка до Сан-Франциско. Нашелся даже спонсор - развивавшаяся и срочно нуждавшаяся в рекламе компания «Виллис», предоставившая им специально спроектированный автомобиль «Леди оверлэнд». За турне пристально следили все газеты Америки, описывая отвагу и стойкость двух женщин, не только ведущих автомобиль по далеко не лучшим на тот момент дорогам, но и самостоятельно ремонтирующим свою технику.

 

Именно этот автопробег и колоссальный взлет репутации компании «Виллис» привлек внимание к неординарной леди пионера авиации Гленна Хаммонда Кертисса. Для получения выгодного контракта от военно-морских сил США он нуждался в не менее эффективной рекламе. Первый пилот Америки лично пригласил Бетти Скотт в Хаммондспот. Хотя недостатка в женщинах, желавших летать, не было, да и в его школе уже занимались наземными тренировками несколько курсанток, новой ученицей Кертис занялся лично и подошел к делу весьма серьезно. Зная о репутации Бетти-сорванца, он сконструировал и поставил на аэроплан специальный ограничитель, не дававший ей самовольно взлететь. Кертис был практичным бизнесменом, ему требовался стопроцентный успех. Под его руководством Скотт профессионально освоила технику управления, потом в спарке с ним изучила основы пилотирования. Так что выступление 24 октября 1910 года в Форт-Уэйне было уже великолепно отрепетированным шоу. И пусть звание первой авиаторши США у Бетти порой оспаривали (учитель держал тренировки в тайне, и точно утверждать, когда именно она самостоятельно поднялась в воздух и не сделал ли кто-либо это раньше, не представляется возможным), но то, что это было первое публичное выступление женщины на авиашоу в Америке, никакому сомнению не подлежало. И, в отличие от большинства таких дебютов, это уже была не примитивная программа «взлет-посадка». Смелые и виртуозные виражи и пикирования быстро принесли «воздушному сорванцу» невиданную популярность. Ну, а Кертису немалую сумму денег и выгодные государственные контракты.

 

Американская ассоциация «Ранние пташки авиации» настаивает на первенстве Бетти Скотт в освоении воздушной стихии американками, утверждая, что она самостоятельно оторвалась от земли где-то между 2 и 12 сентября 1910 года. Это был обычный короткий учебный полет на высоте 40 футов. А вот Международная авиационная федерация отдает пальму первенства Бессике Мелдар Райч, дантисту из Минеолы. Они с мужем построили у себя дома аэроплан по схеме братьев Райт, заменив тяжелое дерево и холст на бамбук и шелк. Полет Бессики был официально зафиксирован 16 сентября 1910 года. Но спор о том, кто же из двух женщин был первой, больше похож на продолжение патентных войн между братьями Райт (их схему использовала без изменения Бессика) и Кертисом, который обучал Бетти.

 

Бетти Скотт начала свою блистательную карьеру как один из первых воздушных акробатов. Ее «смертельные пике» с 4000 до 200 футов и головокружительные перевороты захватывали дух и собирали полные трибуны. А за ее беспосадочным перелетом на 60 миль в 1911 году Америка следила даже пристальней, чем за трансконтинентальным автопробегом.

 

За новыми успехами последовали и новые предложения. Уже в 1912-м Бетти стала первой женщиной-испытателем. Талантливый конструктор Глен Мартин пригласил опытную воздушную акробатку в свою команду. Она испытывала прототипы его самолетов, выясняя их полетные качества, слабые и сильные стороны до того, как чертежи окончательно утверждались и машины уходили в производство. Но привыкшей к публичной славе и аплодисментам Бетти такая работа быстро наскучила, так что уже в 1913-м она снова вернулась к показательным полетам и опасным трюкам.

 

Ее уход из авиации в 1916 году стал полной неожиданностью. А слова о том, что интерес публики к катастрофам просто наскучил ей, несколько не вяжутся с образом лихой и авантюрной каскадерши. Хотя, вполне возможно, Бетти просто поняла, что на нее смотрят как на диковинку - все ее попытки расшевелить общество и усадить женщин за руль или штурвал провалились. А может, накопилась усталость и беспокоили травмы, которые в целях успешной рекламы приходилось скрывать. Так или иначе, Бланш Стюарт Скотт занялась довольно далеким от аэропланов делом - стала писателем-сценаристом для «Уорнер Бразерс» и «Юниверсал Студио».

 

Вновь имя Бетти прозвучало в авиационных кругах только в 1948-м, когда компания Локхид в надежде на выгодный военный контракт повторила прием Кертиса - пригласила первую женщину-пилота в полет на Локхиде T-33 «Шутинг Стар» (разумеется, учитывая почтенный возраст, только как пассажира). В память о ее подвигах Чарльз Элвуд Йегер, сидевший за штурвалом, позволил ей опять прочувствовать любимый трюк «мертвое пике», но уже на целых 14 тыс. футов. Так первая в Америке авиаторша стала и первой в мире женщиной, совершившей полет на реактивном самолете. Надежды Локхида оправдались - «Шутинг Стар» был принят и до сих пор состоит на вооружении в некоторых странах. А сама Бетти устроилась на работу в музей авиации США, где до самой смерти в 1970 году помогала в сборе и систематизации материалов по эре становления авиации, которой она посвятила всю свою юность.

 

Сейчас женщина за штурвалом самолета встречается, может, и не так часто, но уже не вызывает недоуменных и изумленных взглядов. А уж за рулем автомобиля прекрасная половина человечества освоилась давно и хорошо. Что и не удивительно - во всех открытиях и начинаниях женщины всегда шли рядом с мужчинами, внося не меньший вклад в продвижение науки и техники. И пускай в 1910 году такого праздника, как «Международный женский день» еще не существовало, но весьма символично, что первая женщина получила удостоверение пилота именно 8 марта.