cоздание сайта недорого

Гипатия Александрийская: жизнь за науку

altГипатия (Ипатия)

Александрийская 370(?)— 415 — женщина-учёный греческого происхождения, философ, математик, астроном. Преподавала в Александрии. Одним из ее самых известных изобретений считается астролябия - старейший из астрономических инструментов, который до XVII века использовался моряками, как навигационный прибор (Гипатия была осуждена на смерть, один из пунктов обвинения, помимо колдовских ритуалов, включал обвинение в использовании астролябии).

 

О жизни Гипатии в 2009 году снят исторический фильм «Агора» режиссёра Алехандро Аменабара.

 

Источник: www.philgazeta.ru

 

Это были «времена больших перемен» – античный греко-римский мир рушился, а его место занимал мир христианский, тогда очень мало почитавший блестящую культуру «язычников» – уничтожались храмы и статуи, сжигались бесценные книги.

 

Высокой культурой, старинными, восходящими к Евклиду, научными традициями, а также знаменитой библиотекой славилась тогдашняя Александрия, где после упадка Афинской школы формировалась международная среда интеллектуалов со всех сторон света – философов, математиков, риторов, теологов. Женщин среди них не было. Гипатия Александрийская – случай исключительный.

 

alt

Она была дочерью Теона Математика, известного астронома и механика, от которого получила первые знания в точных науках. Мать ее умерла при родах, и девочка жила с отцом в Александрийском «Мусейоне» («Храм и святилище муз») – одном из культурных центров античного мира. Рядом находилась богатая Александрийская библиотека, основанная и собранная наследниками Александра Македонского, где когда-то работали Евклид, Аполлоний Пергамский, Клавдий Птолемей…

 

Гипатия довольно рано проявила интерес к книгам и наукам. С увлечением занималась геометрией, наблюдала в звездные ночи небо. Девочка отличалась удивительной сообразительностью и способностью к наукам, обнаружив поразительные успехи в геометрии и астрономии, и… вскоре дочь превзошла в них отца – слава Гипатии затмила славу Теона, как считали современники, она была по природе «талантливее и утонченнее отца».

 

Дочь не только изучала труды известного астронома и математика Клавдия Птолемея – многолетние наблюдения позволили ей внести в его труд ряд поправок и составить более точные астрономические таблицы к геометрии и астрономии. Она обогатила эти науки такими понятиями, как гипербола, парабола, эллипс. Вдобавок к этому, у нее был талант к механике, она могла сама делать мудреные приборы для астрономических измерений. Синезий, епископ Птолемея, ее преданный друг, просил помощи Гипатии в конструировании астролябии и гироскопа, которые в ходу были на кораблях аж до семнадцатого века. Ее изобретениями пользовался Коперник при расчетах времени восхода и захода светил. А когда мы хотим выверить горизонтальную поверхность, то используем придуманный Гипатией пузырьковый уровень.

 

Девушка поражала современников своей разносторонностью: занимаясь и обучая других математике, что включало арифметику, геометрию и «вершину знаний» астрономию, она с не меньшим блеском рассказывала ученикам о Гомере, о греческих скульпторах, о драматургах и трагиках. Не была забыта также и музыка. Но свою основную задачу видела она в раскрытии «тайны бытия».

 

Широта интересов, удивительная работоспособность, острота ума, глубокое понимание Платона и Аристотеля снискали Гипатии уважение мудрецов Мусейона. В спорах и диспутах она затмевала всех проповедников христианских доктрин в Северном Египте. «Учить людей верить в суеверия – самое чудовищное и преступное дело», – говорила она. Молва о необыкновенных ее познаниях распространялась, к ней стекались ученики и из других земель – она стала гордостью Александрии. Ее сравнивали сразу с тремя богинями: Афиной по уму, Герой по осанке и Афродитой по красоте.

 

altФилософские лекции девушка читала всем желающим, независимо от веры или страны. Уже в 390 году (ей было тогда 20 лет) вокруг Гипатии образовалась постоянная философская «академия». Особенно любила она излагать и толковать сочинения Платона, приучая своих слушателей относиться к философии как к «самой непоколебимой из всех непоколебимых вещей».

 

Ее называли умнейшей, скромнейшей и лучшей из философов. А она повторяла и повторяла: «Сохраняй свое право на размышление – мыслить неправильно лучше, чем не думать совсем».