Дивиа Наг — девушка-ученый попала в список Forbes

Дивиа Наг — американский ученый и предпринимательница, сооснователь медицинских исследовательских компаний Stem Cell Theranostics, StartX Med, с 2014 года работает над медицинским функционалом некоторых приложений Apple. Входит в рейтинг Forbes “Самые яркие звезды бизнеса младше 30 лет — 2013” в категории «наука и здравоохранение» (на момент включения в список девушке было 22 года).

Сегодня 23-летняя исследовательница является основательницей двух компаний Stem Cell Theranostics, StartX Med, разработки которых уже привлекли миллионные инвестиции. Все началось с того, что старшекурсница Наг проводила по 60-80 часов в неделю в лабораториях Стенфорского университета, обучаясь на факультете биологии стволовых клеток и регенеративной медицины.

Там Наг обнаружила, что сферой ее научного интереса являются эмбриональные стволовые клетки, из которых в перспективе могут «вырастать» сердечные ткани для кардиохирургии. Вскоре Дивиа стала одним из сооснователей Stem Cell Theranostics — производителя искусственного сердца из стволовых клеток, полученных из кожи человека.

Эти искусственные клетки умеют лучше выживать в лабораторных условиях и более эффективны для разработки медикаментов. Ученые надеются, что стволовые клетки станут доступной альтернативой сердечным тканям, умирающим при инфарктах. Кроме того, искусственное сердце может послужить платформой для испытаний новых лекарственных препаратов фармацевтическими компаниями. Новые лекарства могли бы более безопасно и дешево проходить проверку на кардиотоксичность.

Дивиа Наг говорит о том, что сегодня возможно создать модель сердца, повторяющую сердце людей различных генетических и этнических групп, даже учесть предрасположенность к тем или иным сердечно-сосудистым заболеваниям. Это позволит выявить особенности действия новых препаратов на каждую группу пациентов. В компании были протестированы все препараты, изъятые с рынка ввиду их кардиотоксичности. С помощью предлагаемых методик их можно было проверить до запуска в оборот со 100-процентной вероятностью.

В клиентах у Stem Cell — уже три фармацевтических гиганта, но выручка компании все еще невелика. Наг, которая еще в годы учебы в Стэнфорде публиковала статьи в самых авторитетных научных журналах, ради своей мечты бросила университет и не жалеет о сделанном выборе: «Наша технология выглядела настолько многообещающе, а я настолько в нее верила, что вопрос выбора даже не стоял. Мне было очевидно, что именно этим я хотела бы заниматься всю жизнь».

Через год после создания Stem Cell Theranostics, была основана компания StartX Med, которая аккумулирует работу медицинских и биотехнологических стартапов. Программа призвана оказать специализированную поддержку медико-технологическим стартапам. Ею могут воспользоваться не только студенты Стенфорда, но и преподаватели, аспиранты, а также выпускники. StartX Med не только позволяет получить финансирование, но и предоставляет ресурсы, такие как лабораторное пространство, оборудование для испытаний, а также возможность попасть в окружение людей, которые делают то же самое, что и вы, что психологически важно для начинающих ученых.

Кроме того, Дивиа Наг начала работу над «спецпроектами» Apple. Она поможет Apple в доработке приложения Healthbook для iOS 8 и наручных смартчасов iWatch, которые, по слухам, обзаведутся целым набором медицинских датчиков.

shewin