cоздание сайта недорого

Александра Давид-Неэль - жизнь за познание мира

 

altАлександра Давид-Неэль (фр. Alexandra David-Néel, имя, данное при рождении: Луиз Эжени Александрин Мари Давид) 24 октября 1868 — 8 сентября 1969) — французская оперная певица, поэтесса и композитор, более известная как путешественница, писательница и исследовательница Тибета. Знаменита тем, что достигла столицы Тибета — Лхасы в 1924 г., и рядом книг о Тибете.

 

"Бабушка-Будда" Александра Давид-Неэль

(журнал "Биография" №4, апрель 2007)

Автор: Вадим Эрлихман

 

ФРАНЦУЗСКАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬНИЦА ТИБЕТА АЛЕКСАНДРА ДАВИД-НЕЭЛЬ БЫЛА ОБЪЯВЛЕНА ЕЕ МНОГОЧИСЛЕННЫМИ ПОКЛОННИКАМИ «ТУЛКУ», ЖИВЫМ ВОПЛОЩЕНИЕМ БУДДЫ. ОДНАКО БУДДИЙСКИМ СПОКОЙСТВИЕМ АЛЕКСАНДРА НЕ ОБЛАДАЛА - ЕЕ С ДЕТСТВА ГНАЛА ВПЕРЕД НЕУТОЛИМАЯ СТРАСТЬ К ПУТЕШЕСТВИЯМ.

 

Все начиналось так же. как у многих великих странников - с томиков Жюля Верна и Эмара. тайком извлеченных из родительского книжного шкафа. Книг в доме было много: глава семьи Луи Давид преподавал словесность в парижском лицее. В молодости он отдал дань радикализму, сражался на баррикадах и с приходом к власти Наполеона III несколько лет провел в изгнании. Там и женился на дочери бельгийского купца Александре Боргманс, сумевшей превратить мужа в почтенного буржуа, довольного жизнью.

Первый сын супругов Жюль Луи прожил недолго, и весь их воспитательный пыл оказался обращен на дочь, родившуюся 24 октяб-ря 1868 года. Александре запрещали все, что она любила, - читать книги о путешествиях (вредное чтение, питающее в ребенке ненужные фантазии), играть с соседскими мальчишками, а главное, отлучаться из дома. Уже в два года, едва научившись ходить, малютка вышла за калитку и бесстрашно отправилась в путешествие по парижскому пригороду Сен-Манде. Беглянку вернули домой, но в шесть лет она ушла гораздо дальше, и ее искали с полицией. Нашедший девочку в Винсенском лесу сержант был нещадно исцарапан - очень уж ей не хотелось возвращаться под семейный кров. Рассерженные родители заперли дочь в католический пансион, откуда убежать было не так просто.

 

С ранних лет Александра живо интересовалась всем необычным, выходившим за рамки обыденности. В этом ее поддерживал друг семьи, знаменитый географ Элизе Реклю. Приходя в гости. этот великан с львиной шевелюрой рассказывал об удивительных местах. где он побывал. Его речи укрепили в девочке любовь к путешествиям, а заодно заразили ее анархизмом и атеизмом. с которыми причудливо сочетались и ее оккультные увлечения. В пятнадцать лет Александра написала письмо в лондонский журнал «Верховный разум» и предложила напечатать свое исследование о вызывании духов. А потом сбежала из дома и отправилась в Лондон, к редактору журнала Элизабет Морган. Результатом снова стали поиски с полицией и семейный скандал. Но юная беглянка не образумилась - в 17 лет она бросила родителей во время отпуска в Альпах и пешком преодолела занесенный снегом перевал Сен-Готард. С собой в рюкзаке у нее были пара булочек и книга - «Размышления» Эпиктета. Нашли Александру только в Милане. Через год. не сказав ни слова родным, она отправилась на велосипеде в Испанию, но «по дороге» практически повторила маршрут современного «тур де Франс». Тихую размеренную жизнь Александра называла «бессмысленнейшим убийством времени». «Сколько раз в юности я буквально рыдала от глубочайшего ощущения того. что мои дни проходят в пустоте, без всякого смысла и радости. что я растрачиваю время, которое нельзя вернуть, и жизнь, каждый час которой мог быть интересным».

 

Супруги Давид решили направить энергию дочери на мирные цели и отдали ее учиться в Брюссельскую консерваторию - она с детства прекрасно пела и подавала надежды как пианистка. Александра на время забыла о прежних увлечениях и целиком отдалась музыке, став к двадцати годам первой ученицей консерватории. Для повышения квалификации ее отправили в Лондон, где Александра имела неосторожность навестить свою старую знакомую миссис Морган. Та представила ее знаменитой русской основательнице Теософского общества Елене Блаватс-кой, которая недавно вернулась с Востока. Одутловатая женщина с проникающим в самую душу взглядом голубых глаз поразила Александру рассказами о Тибете - стране богов и мудрецов, не-доступной для европейцев. Блаватская честно призналась, что даже ей не удалось побывать в этой загадочной стране. Она рассказала гостье и о Шамбале - скрытом от людских глаз высокогорном царстве, где обитают бессмертные махатмы, учителя человечества.

 

Скоро учеба закончилась, и Александра отправилась в Париж, где ее ждало место в театре «Опера комик». Началась двойная, даже тройная жизнь.

По вечерам под гром аплодисментов она выходила на сцену, очаровывая публику ариями Периколы и Маргариты. Пела она и в операх собственного сочинения - она подписывала их псевдонимом Александра Мириаль. По четвергам ее ждали заседания у местных теософов, которые относились к «сестре Мириаль» с обожанием - ведь она была знакома с великой Блаватской и регулярно получала от нее письма. По выходным девушка спешила на сходки анархистов, всерьез готовящих мировую революцию. В своей съемной комнатке на рю Гренель она хранила под половицей револьвер и патроны. А вскоре разразилась (правда, под псевдонимом) свирепым антирелигиозным трактатом «Во имя жизни». Трактат был переведен на множество языков, включая русский. Попутно Александра вступила в масонскую ложу, добившись почти невозможной для женщин 30-й степени посвящения.