Елена Блаватская: разоблачение (биография) - She-Win

Елена Блаватская: разоблачение (биография)

01.06.2018 КАТЕГОРИЯ: Мы разные

Елена Петровна Блаватская (Helena Blavatsky) — 12.08.1831 г.р. — русский философ, мистик, писательница, оккультист, путешественница. Основала в Нью-Йорке Теософское общество.

Одни считают ее величайшим мистификатором своего времени, а другие находят в ее книгах ключ к истине, тогда как сама Елена Петровна Блаватская считала, что ее миссия — стремиться к международному братству, водворению всеобщего мира и упрочению бескорыстия между людьми.

И сегодня многие факты ее биографии подвергаются сомнению, работы — имеющими ценность только в области искусства и литературы, а не науки. Одним из последних исследований творчества Елены Блаватской стала книга доктора филологических наук, индолога А.Н. Сенкевича «Блаватская» (2010 год), вышедшая в издательстве Молодая гвардия в знаменитой серии «Жизнь замечательных людей».

Что известно о самой загадочной женщине XIX столетия

12 августа 1831 года в Екатеринославе (теперь Днепропетровск) в семье офицера Петра Алексеевича фон Гана и известной русской писательницы Елены Андреевны Ган родилась дочь Елена. По материнской линии ее род восходил к князьям Долгоруким, а по отцу — к обрусевшему немецкому дворянству.

Мать Блаватской умерла, когда девочке было одиннадцать лет, отец — действующий офицер, постоянно находился в гарнизонах. Поэтому Елена воспитывалась в аристократическом доме бабушки и дедушки. Несмотря на раннюю смерть матери, детство девочки было счастливым. Огромная домашняя библиотека, в том числе масонских книг и другой философско-религиозной литературы, гувернантки и прекрасно образованная бабушка, все это дало возможность Елене получить хорошее домашнее образование.

Чудеса сопровождали Блаватскую с ранних лет. Девочка уверяла взрослых, что у нее есть хранитель — индус в белом тюрбане, который направляет и оберегает ее. По свидетельству близких, вокруг нее двигались предметы и звенели невидимые колокольчики, она умела читать нераспечатанные письма и пронзать электрическим разрядом сидящих перед ней людей. С возрастом она подчинила эти явления своей воле и очень редко делала окружающих свидетелями подобных чудес.

Однако исследователь А.Н. Сенкевич утверждает, что из всего этого документально подтверждены лишь телепатические способности. Так, ученый приводит интересный факт биографии Блаватской. Не обладая особой природной красотой, в юности она пользовалась ничем не объяснимой большой популярностью у молодых людей. Такую красоту он называет «магнетической».

Чтобы обрести независимость и избавиться от контроля родных, Елена в 17 лет выходит замуж за генерал-губернатора Ереванской провинции Никифора Владимировича Блаватского. Известно, что позже Елена заявит о том, что супруг был гораздо старше ее.

У автора работы «Блаватская» другая версия событий. Во-первых, замуж она вышла из-за несчастной любви. Именитые родственники Елены не посчитали достаточно родовитым ее избранника и поспешили побыстрее выдать ее за другого — господина Блаватского.

Во- вторых, последний был не так уж и стар. Ему было тридцать восемь. По тем временам это считалось классической разницей в возрасте, ровно настолько отец Елены был старше ее матери.

Как бы то ни было, молодожены Блаватские перебираются в Тифлис. Несмотря на то, что брак так и остался фиктивным, все попытки развестись оказались неудачными. Не прожив с супругом и года, Елена бросает его. Верхом на лошади одна она умчалась из Тифлиса, пересекла русско-турецкую границу и «зайцем» на корабле добралась до Константинополя.

Версия А.Н Сенкевича более оригинальна. По его мнению, в Тифлисе события происходили так. Новоиспеченная жена не стала долго размышлять о своем неудачном браке и быстро нашла утешение в объятиях молодого офицера, служившего там же. На беду молодой человек оказался весьма родовит и послан на Кавказ, чтобы сделать блестящую карьеру, еще бы ведь он был приближен к будущей императрице. Итак, по этой версии Елена была практически депортирована из страны за эту связь. Указывается, что уже тогда без надлежащих документов пересечь границы было не так-то просто, тем более молодой девице, которой не откуда было взять денег. Без помощи влиятельных лиц, желавших, чтобы Елена уехала из страны здесь не обошлось.

Елена добралась до Каира, где из-за отсутствия денег ей пришлось работать наездницей в цирке. Там она встречает оперного певца Миштровича, за которого впоследствии выходит замуж и перебирается в Европу. Эту версию изложил в последующем ее двоюродный брат Сергей Витте (выдающийся русский политик). Но сама Елена Петровна отрицала свое «цирковое» прошлое и брак, заявляя, что Сергей тогда был еще слишком мал, чтобы правильно понять ход событий.

По некоторым данным, Блаватская даже собиралась в последние годы жизни подать в суд на газету «Сан», опубликовавшую эти сведения, и представить доказательства того, что она девственница [1].

Блаватская синтезировала в своих работах философские и религиозные знания запада и востока. Известно, что она долгое время провела работая в библиотеке Британского музея, где на тот момент появились переводы древних текстов, выполненные учеными. Сама Блаватская знала только «живые» европейские языки и работала с доступными ей переведенными первоисточниками. Итак, она смогла адаптировать древние восточные тексты под идеи западного оккультизма, чем дала пищу для творческих людей всего мира. Ее идеи казались чем-то новым, революционным и потрясли Америку и Европу.

Однако современные ученые, в частности владеющие «мертвыми языками», ее труды относят скорее к литературному творчеству, а не к серьезным научным работам [2]. На вопрос, что было в ее книгах такого важного, что заставляло тысячи людей по всему миру идти за ней, например А.Н. Сенкевич отвечает: «другой мир, другая система духовных координат и ценностей, отличная от христианских». Она обратила внимание человечества на особенности человеческой психики, на которые до нее никто не обращал внимание, показала, что человек может многое.

На вопрос «что такое Бог» Блаватская отвечала: «Бог — это таинство космических законов и Бог не может принадлежать только одному народу: Будда, Христос, Мухаммед — великие учителя человечества. Религиозные войны — это тягчайшие преступления против законов космоса и против всех людей. Отпущение грехов невозможно. Их можно искупить только милосердными поступками».

Хотя скептики нашлись и тогда. Так газета «Нью-Йорк Таймс» отказалась рецензировать работу «Разоблаченная Изида» или «Изида без покрова» — двухтомный труд, который Блаватская написала за несколько месяцев.

Однако это не помешало книге иметь ошеломляющий успех. Работа над ней подорвала силы Елены Петровны. В 1878 году врачи констатировали смерть Блаватской. Тело готовили к кремации, но родные получили анонимную телеграмму: «Она не умерла. Ей необходим отдых». На пятый день Блаватская очнулась как ни в чем не бывало.

После своего чудесного пробуждения она вместе с полковником Олькоттом отправляется в Индию, где принимает буддизм. В городе Мадьяре они основывают штаб-квартиру Теософского общества. Но, именно в Индии началась травля Блаватской. Ее развернули христианские миссионеры, которых Елена Петровна не раз критиковала.

Остаток жизни мистик посвятила пропаганде теософии. Ее обвиняли в контактах с дьяволом, в занятиях спиритизмом. Хотя сама Блаватская, отдав много лет увлечению спиритизмом, затем доказывала вредность этих опытов для здоровья.

Елену Петровну обвинили в мошенничестве. Основанием для обвинений послужил вердикт, вынесенный Обществом психических исследований, опубликованный в 1885 году. Лондонское общество психических исследований взялось провести экспертизу сверхъестественных способностей основательницы теософского движения и получило результат: все ее чудеса – мошенничество, обман, ловкость рук! Ей говорили, что ее великие учителя — просто выдумка.

Также Блаватскую обвиняли в шпионаже в пользу России. Основанием для этого послужило ее письмо к российским спецслужбам (некоторые исследователи, впрочем ставят его подлинность под сомнение), где она в 1972 году предлагает свои услуги в качестве осведомителя. Однако руководство III отделения не приняло предложения. Постепенно конфликт был улажен, но честное имя Блаватской так и не было восстановлено еще более ста лет.

Известный писатель того времени Всеволод Соловьев, лично знакомый с Еленой Петровной, назвал ее «ловцом душ» и безжалостно разоблачил в своей книге. В результате его усилий перестал существовать парижский филиал Теософического общества.

Она уехала из Индии в 1884 году — морально уставшая и смертельно больная. Последнее пристанище обрела в Лондоне, где завершила главный труд своей жизни. В январе 1885 года женщина снова на несколько дней впадает в летаргический сон. После пробуждения она пишет книгу «Голос молчания», а затем труд «Тайная доктрина». В последнем было предсказано множество научных открытий.

В 1891 году Елена Блаватская умерла от гриппа, всего три месяца не дожив до своего шестидесятилетия. Ее прах был разделен на три части, которые хранятся в Нью-Йорке, Мадьяре и Лондоне в собственных комнатах Блаватской. Многие события ее жизни не поддаются рациональному объяснению и даже если она была великим мистификатором, то ее деятельность бесспорно сблизила цивилизации запада и востока.

[1]. 100 Великих женщин. И.И. Семашко.

[2]. Криптос. Блаватская: женщина-легенда.

Елена Блаватская: разоблачение (биография)
5 (100%) 1 vote