cоздание сайта недорого

Барбара Хуланики - создала бренд Biba (Би́ба)

 

altВ начале 1960-х англичанки все еще носили одежду консервативных фасонов, причем в основном серого цвета, а за необычными вещицами модницы ездили в Париж.

 

Текст Анна Коппола.

 

Ситуацию изменила иллюстратор журналов мод Барбара Хуланики. Ее эскиз летнего платья, похожего на то, в котором во второй раз выходила замуж Бриджит Бардо, произвел фурор. Следующим неизбежным шагом стало создание собственного ателье.

 

Магазин готового платья Biba, открытый Барбарой и ее мужем в 1964 г., стал одновременно культовым местом богемы и первым дизайнерским брендом, доступным массовому покупателю. Biba также называют пионером fast fashion - концепции, предполагающей более быстрое, чем обычно, обновление коллекций, рассчитанных к тому же на молодежь. В дальнейшем адептами fast fashion стали Benetton, Zara, American Apparel, Top Shop и десятки других ритейлеров во всем мире

 

Барбара Хуланики была одной из четырех дочерей польского дипломата Витольда Хуланики. Она родилась в Варшаве в 1936 г., однако почти сразу отца назначили генеральным консулом Польши в Палестине, и семья переехала в Иерусалим. Есть версия, что этот перевод связан с непрекращавшимися сплетнями, которые вызвал брак Витольда и Виктории Хуланики в польском высшем обществе (на момент знакомства отец Барбары состоял в браке, а мать была значительно младше своего мужа и происходила из менее состоятельной семьи). В Иерусалиме же мезальянс не бросался в глаза, и детство Барбары и ее сестер было обеспеченным и безоблачным - до определенного момента. Трагедия случилась в феврале 1948 г.: за несколько месяцев до образования Государства Израиль Витольда Хуланики застрелили боевики израильской группировки "Лехи" ("Борцы за свободу Израиля"). Смерть была неожиданной и загадочной, учитывая, что Хуланики водил дружбу с основателем группировки Авраамом Штерном. Семья дипломата оказалась в затруднительном положении, и Виктория Хуланики с дочерьми была вынуждена перебраться в Великобританию к своей сестре, на скудном содержании которой им и пришлось жить несколько лет. Все карманные деньги Барбара тратила на новую одежду или туфли, что вызывало недовольство тетки. Но по большей части сестер Хуланики одевала их мать - у нее будущий дизайнер научилась шить и вышивать.

 

После школы Барбара Хуланики поступила в колледж искусств Брайтона (современный факультет искусств Университета Брайтона), где изучала дизайн одежды. В 1955 г., еще студенткой, Барбара выиграла конкурс по дизайну купальников, проводившийся лондонской газетой Evening Standard. Эта победа открыла девушке дорогу в модные круги Лондона, куда она так стремилась ради того, чтобы наконец вырваться из-под опеки тетки. Свою fashion-карьеру Барбара начала ассистентом в столичной студии дизайна Helen Jardine Artist. За 5 фунтов в неделю она подавала чай и была просто на подхвате у сотрудников. Чуть позже начала самостоятельно решать несложные дизайнерские задачи.

 

 

А-ля Бриджит Бардо

 

В 1960 г. Барбара познакомилась со своим будущим мужем и бизнес-партнером Стивеном Фитц-Саймоном. Фитц, как его называли друзья, сделал себе имя в рекламном бизнесе. Именно он посоветовал Барбаре заняться дизайном одежды самостоятельно. С его подачи девушка начала сотрудничать в качестве внештатного иллюстратора с ведущими глянцевыми журналами, включая Vogue и Tatler. Одновременно пара основала фирму пошива одежды Biba's Postal Boutique (Биба - домашнее прозвище младшей сестры Барбары, Бируты). Барбара рисовала эскизы и публиковала их в разделе мод Daily Express, а затем принимала заказы, отшивала одежду в лондонской квартире в Кенсингтоне и отправляла готовые изделия почтой.

 

Дело шло с переменным успехом. Относительной популярностью пользовались длинные вечерние платья, но первое настоящее признание пришло к модельеру в мае 1964 г., когда она познакомилась с редактором отдела моды Daily Mirror Фелисити Грин. Та задумала материал на тему бюджетной моды и заказала у Хуланики эскиз актуального на тот момент французского шика - приталенного платья из хлопка в розово-белую клетку и косынки из того же материала. Именно в таком простом наряде за несколько лет до этого Бриджит Бардо заключила свой второй официальный брак (с актером Жаком Шарье), сделав тем самым ткань и фасон остро модными во Франции. Наутро после публикации эскиза в Daily Mirror Барбара получила 4000 заказов на это платье, всего же их было продано 17 000. Такая популярность отчасти объяснялась невероятно низкой ценой - всего фунт с четвертью, в то время как большинство готовых платьев в Великобритании продавалось по 25 фунтов. Полученную прибыль супруги вложили в их первый магазин Biba в помещении бывшей аптеки - таком маленьком, что там не нашлось места даже для примерочных.

 

alt

 

Гонка со временем

 

В сентябрьское субботнее утро 1964 г. Барбара готовилась к открытию магазина, прикидывая, что делать с нераспроданными запасами повседневных коричневых платьев в узкую белую полоску. Ткань вызывала у владелицы Biba сентиментальные воспоминания, так как из подобного материала был сшит костюм, в котором 12-летняя Барбара в последний раз видела своего отца, но саму модель покупали неохотно. Барбара включила одну из модных тогда пластинок, и тут в магазин зашли несколько молодых дам, тут же купивших полосатые платья. Сделав музыку громче, Барбара распродала весь запас к полудню. Это было похоже на озарение - именно на таких покупательниц и стала ориентироваться фирма.

 

Молодые англичанки обычно ходили покупать одежду со своими матерями, но благодаря Biba выбор нарядов стал модным времяпрепровождением, и куда интереснее было заниматься этим делом с подругами. Biba look стал униформой целого поколения англичанок: тесные платья и брюки, боа, фетровые платья с большими полями "тетушкиных" цветов (фиолетовые, чернильные, бордовые) или яркий шифон и шелк.

 

alt

 

Biba также была одной из первых фирм в мире, выпустивших на рынок мини-юбки. Появление этой модели Барбара Хуланики назвала случайностью, произошедшей из-за того, что поставщик трикотажа предварительно растянул ткань, дабы выручить больше денег, а портные не дали материалу как следует отвисеться. В результате готовые юбки продолжали сжиматься чуть ли не в руках у покупательниц, что, вопреки ожиданиям владельцев магазина, модниц лишь обрадовало и стало свежим трендом.

 

Но главное, что привлекало в Biba, - это, конечно, скорость появления новинок. Увидев в пятницу вечером по телевизору новое платье, можно было купить аналогичное в магазине Хуланики уже на следующей неделе. Барбара сотрудничала с цехом греческих портных по соседству, и поставки нового товара осуществлялись чуть ли не ежедневно. Каждая модель производилась не более чем в 300 экземплярах, что только подогревало спрос. И наконец, потенциальным покупательницам Biba одежда была по карману. Ценовая политика фирмы строилась в расчете на то, что девушка, в среднем зарабатывающая девять фунтов в неделю, три из них платила за комнату, три тратила на еду, а на оставшиеся три фунта могла приобрести себе платье. Расчет оказался верным, и вскоре Biba стала местом паломничества не только жителей английской столицы, но и молодежи из других стран, приезжавшей в Лондон в 1960-х.

 

 

Второй, после Тауэра

 

Biba удалось сочетать демократичные цены с гламурным имиджем, созданным супругами своему бренду. В витринах никогда ничего не выставлялось для придания дополнительной интриги, и, более того, стекла были затемнены и выделялись лишь ярким черно-золотым логотипом. Внутри царил полумрак, играла музыка, в интерьере сочетались мотивы ар-нуво и модерна, позже появились гигантские психоделические грибы и примерочные в египетском стиле. Biba удалось стать знаменитостью среди магазинов, и знаменитости всегда были неравнодушны к бренду Барбары Хуланики, генерируя для него дополнительную рекламу. Там можно было увидеть Твигги, Мика Джаггера и других "роллингов", Йоко Оно, Дэвида Боуи и фотографа Ричарда Аведона. Марчелло Мастроянни приглашал продавщиц Biba на свидания, актриса Диана Дорс пыталась унести охапку вещей, не заплатив.

 

Растущий поток покупателей заставлял владельцев переезжать каждые несколько лет в более просторные помещения, и наконец, в 1973 г. в бывшем лондонском универмаге Derry -and-Tom на Кенсингтон Хай-стрит открылся 6-этажный магазин Big Biba. Он стал второй по посещаемости достопримечательностью, после лондонского Тауэра: еженедельно в Big Biba заходили около 1 млн человек. Женская одежда занимала теперь всего один этаж, а на других продавали одежду для мужчин и детей, косметику, товары для дома, книги и корма для домашних животных. В универмаге можно было даже купить банку фасоли с черно-золотым логотипом Biba.

 

Однако за изобилием гигантского универмага скрывалась финансовая нестабильность, справиться с которой вдвоем Барбаре и Стивену не удалось. Они были вынуждены привлечь инвесторов, и в результате английская сеть магазинов женской одежды Dorothy Perkins и телеведущий Денис Дэй выкупили 75% Biba Ltd. Эта мера хоть и решила материальные проблемы Biba, но привела к потере фирмы ее основателями. Разногласия с членами совета директоров закончились уходом из компании Барбары Хуланики и ее мужа. А в 1976 г. новые владельцы решили, что здание универмага им дороже бренда, и продали торговую марку, открыв на том же месте совершенно другой магазин. Интерьеры Biba были распроданы на аукционе, а запасы одежды со складов желающим раздали бесплатно.

 

По странному стечению обстоятельств, в 1977 г. бренд Biba достался той самой Бибе - Бируте Хуланики, с которой взрослая Барбара не находила общего языка. Сестра попыталась открыть новый магазин Biba в Уэст-Энде, но ничего не вышло. Попытки возрождения легендарного бренда предпринимались в середине 1990-х, в 2006 г. и 2009 г. разными компаниями, к которым Барбара Хуланики не имела никакого отношения. Они тоже были одинаково безуспешны.

 

После ухода из Biba госпожа Хуланики стала довольно известным дизайнером интерьеров в США и Бразилии. Она также придумывала модели одежды для марок Fiorucci, Cacharel и Minirock. Ненадолго вернуться в модный мейнстрим под своим именем Хуланики удалось в 2009 г., когда она создала собственную коллекцию для марки Top Shop.

 

 

Быстро и дешево

 

Несмотря на то, что Biba опередила многих других в развитии концепции fast fashion, основоположником этой стратегии считается появившаяся позже и более удачливая и известная марка Zara и один из ее основателей Амансио Ортега (владеющую брендом Zara компанию Inditex он основал в свое время вместе с женой Розалией Мерой, которая и после развода с Ортегой в 1986 г. владела 7% акций Inditex. Розалия Мера скончалась в августе 2013 г.). В 1975 г. Ортега, работавший с 14 лет, открыл небольшой магазин в городе Ла-Корунья, где продавал копии моделей известных модных домов по низким ценам. Покупатели это оценили, и за десять лет магазины Zara открылись по всей Испании. Фирма не тратилась на рекламу, но закладывала в бюджет расходы на судебные процессы с владельцами компаний, у которых были позаимствованы модели (эта стратегия в силе до сих пор).

 

Основной проблемой Ортега считал медленное обновление коллекций, и проблему эту он решил. Программист Хосе Мария Кастейяно придумал для Zara новую модель производства и дистрибуции товара, позволившую сократить время от создания эскиза до поступления готового платья в продажу до 10-15 дней против обычных для отрасли шести месяцев.

 

У fast fashion нашлось много последователей, самыми известными из которых остаются H-and-M и Top Shop. В противовес fast fashion с часто невысоким качеством одежды появилась альтернативная экологически ориентированная концепция slow fashion, предполагающая производство более качественных вещей из натуральных тканей, которые носятся дольше и дольше не выбрасываются и, таким образом, меньше засоряют окружающую среду.

 

Источник: http://ko.ru/articles/25090