cоздание сайта недорого

Иоанна Хмелевская - придумала жанр иронического детектива

 

altИоанна Хмелевская

(2 апреля 1932 — 7 октября 2013) была известной польской писательницей. Именно она познакомила русскоговорящих читателей с жанром женского иронического детектива, чем породила массу своих подражателей. Архитектор по образованию, Иоанна выпустила свой первый роман «Клин» в 32 года. С тех пор основная героиня писательницы Иоанна переживает множество приключений и стареет вместе с автором.

 

Иоанну с детства воспитывали в основном женщины — мама, бабушка и тетушки, одна из которых, Люцина, особенно повлияла на писательницу. В 4 года маленькая Ирена Барбара Иоанна Беккер научилась читать, и после этого кроме книг ее не интересовали ни игрушки, ни другие детские забавы. Он читала все книги, которые попадались под руку, особенно книги из школьной программы.

 

В 1939 году Иоанна вынуждено бросила школу из-за немецкой оккупации. В 1943 будущая писательница приступила к учебе в интернате при монастыре, а по его окончании поступила в Архитектурную академию. Иоанна проработала несколько лет по специальности в государственном проектном бюро. Но учреждение обанкротилось, и с тех пор Иоанна стала зарабатывать на жизнь своим писательским талантом.

 

Романная героиня Хмелевской — пани Иоанна, как и все положительные герои писательницы, происходит не из высшего общества. Герои Хмелевской — простые люди, бедняки, правдолюбцы и эксцентрики. Все они стали отрицанием рассудочных основ общества, в котором царит развитый социализм.

 

Только к середине 90-х годов произведения Хмелевской были переведены на русский язык. В том числе была переведена и автобиография писательницы, из которой читатели узнали, что все герои ее романов — реальные люди, пережившие реальные события. Иоанна вообще любила людей и писала именно про людей, а не про политические страсти.

 

Хмелевскую чаще других знаменитостей на родине осаждала пресса. Возможно, из-за ее азартности и любви к казино и лошадиным бегам. Причем ее азартность приносила ей пользу, однажды она выиграла более 150 тыс. злотых на бегах, а в казино за один день выиграла два автомобиля Fiat. Как любила шутить писательница, она научилась играть в карты раньше, чем говорить. Кроме бегов и игры в бридж Иоанна также увлекалась коллекционированием янтаря, марок, любила изготавливать украшения из ракушек и составлять композиции из сухих трав.

 

Хмелевская признается, что в абсурдные ситуации попадает не нарочно, но весьма профессионально. Надо заметить, что творчество автора озарено таким чудесным юмором, что все случившееся тут же входит в моду. Именно ее книги породили повсеместный спрос на “роковых блондинов”, именно она воспела образ очаровательной истерички, одновременно обыгрывающей знакомых в бридж, закладывающей лихие повороты на чужом авто, делающей ставки на бегах и копающей вязальным крючком подкоп из темницы старинного замка. Именно она первой подробно описала туалетные комнаты всех стран, в которых удосужилась побывать, научно доказав, что, посетив общественную уборную, можно однозначно установить настоящий уровень развития государства.

 

Еще в СССРовские времена Хмелевской несколько раз довелось бывать на нашей территории. Наши “яйцами и пальцами в соль не лазить”, “пиво холодное, а напитки свежие”, “пепел от не затушенной сигареты может оказаться вашим” послужили отличным поводом для вдохновения, а увиденная без прикрас маразматичность быта – поводом для серьезных размышлений и гневных пассажей в автобиографии. В этом вся Хмелевская. За смешными и, на первый взгляд, безобидными сентенциями, кроются резкие и глубокие мысли, способные и задеть, и опечалить и заставить переосмыслить.

 

Влияние реальной жизни на свое творчество пани Иоанна никогда не скрывала. Большинство персонажей списаны с живых людей, чаще всего уже даже не обижающихся на приятельницу, вечно втравливающую их в какие-то авантюры на страницах книг. Но границы, а точнее, безграничность этого влияния были установлены лишь недавно. Переезд пани Иоанне — обычной женщине стоил таких нервов и сил, что в процессе написания нового романа пани Иоанна-писательница дважды убила одного персонажа. И заметили ее кровожадность почему-то уже после верстки…

 

В ответ на витиеватые рассуждения о том, что столь знаменитой писательнице и столь издаваемому автору впору немного изменить направленность и заняться освещением каких-то серьезных, социально значимых аспектов бытия, Хмелевская всегда отмахивалась, говорила: “Чихала я на исторические деяния. С тех пор как человек слез с дерева, у него возникла потребность смеяться. И я хочу эту его потребность удовлетворять”.. и при этом умудрялась быть первым писателем из соцлагеря открыто высмеивающим окружающий строй и нахваливающим запрещенные романы Солженицина.

 

Хмелевская – автор более 60 детективных романов и книг публицистического характера. Среди них – "Роман века" (Romans wszechczasów, 1975), "Дом с приведениями" (Nawiedzony dom, 1979), "Особые заслуги" (Wielkie zasługi, 1981), "Сокровища" (Skarby, 1988), "Стечение обстоятельств" (Zbieg okoliczności, 1993), "Как выжить с современной женщиной" (Jak wytrzymać ze współczesną kobietą, 1996), "Азарт" (Hazard, 1997), "Бабский мотив" (Babski motyw, 2003), "Зажигалка" (Zapalniczka, 2007). Иоанна Хмелевская написала автобиографию в семи томах. Последний том вышел в 2008 году.

 

Хмелевская выступала в роли автора сценария к таким фильмам, как "Лекарство от любви" (Lekarstwo na miłość, 1965), "Похищенная коллекция" (Skradziona kolekcja, 1979), "Одним небом" (Samo niebo, 2001). В 1996 году вышел документальный фильм об Иоанне Хмелевской. Многие романы Хмелевской экранизированы. В России самым известным фильмом по произведениям Хмелевской считается картина "Что сказал покойник".

 

Хмелевская получила ряд литературных премий, среди них — Премия Председателя Совета Министров за творчество для детей и юношества (1989). Книги Иоанны Хмелевской переведены на русский, чешский, словацкий и шведский языки. Общий тираж романов в Польше превысил 6 миллионов экземпляров, а в России – 8 миллионов.

 

Иоанна была замужем. Есть два сына.

 

alt