cоздание сайта недорого

Наталья Крачковская - биография, мадам Грицацуева из "12 стульев"

   Наталья Леонидовна Крачковская (24 ноября 1938 г.р.) — советская и российская актриса театра и кино, заслуженная артистка России (1998). Детство. ... Невеста великого комбинатора, без пяти минут царица, муза младших научных сотрудников, женщина приятная во всех отношениях актриса Наталья Крачковская родилась 24 ноября 1938 года в семье актрисы Марии Зотовны Фониной и Леонида Белогорцева. Когда началась война Наташе Белогорцевой было четыре года, но она навсегда сохранит в памяти, как пряталась от бомбежек, как в небе мелькали красные факелы бомб. Два маленьких печенья и несколько кусочков сахара, завернутых в бумагу были для нее настоящим праздником. За время войны она всего два раз видела отца, который в первые дни записался добровольцем. Девочка разглядывала каждого военного в ожидании увидеть папу, но Леонид Белогорцев погиб в Германии в ноябре 1945 уже после окончания войны. Маме предстояло растить Наташу с ее младшей сестрой одной. После войны она снималась в кино и играла в театре имени Пушкина, так что с самого детства девочка была погружена в актерскую жизнь. Наталья некоторое время жила у бабушки в Тбилиси. В юности маленькую Наташу увлекала история. Она даже занималась в кружке Историко-архивного института. Несмотря на то, что на занятия нужно было ездить через всю Москву, ее это не остановило. Любовь к истории в сочетании с мальчишеским характером приводила к тому, что Наташа попадала в различные переделки. «Жила я в районе Тимирязевской академии, рядом с шикарным парком и основным корпусом, бывшим имением Разумовских, как раз неподалеку от старинного, невероятной красоты фонтана. Дело было, как сейчас помню, осенью. Прибегает один из уличных приятелей с воплем: «Наташка! Там фонтан провалился!» Какая тут школа? Конечно, портфели забросили в угол, и все побежали смотреть, что творится на месте фонтана. Восторгу нашему не было предела, потому что провал открывал самый настоящий подземный ход — большой, со сводчатым потолком. Мы мигом залезли в подземелье. Ход вел к дворцу и гроту на пруду, вырезанному в форме буквы «Е». В честь, наверное, императрицы Елизаветы. А если есть потайной ход, значит, должен быть клад! И мы занялись простукиванием стен. Вытащили нас на свет божий милиционеры. Как же меня потом «простукивала» бабушка!», - вспоминает Наталья Крачковская. Когда малышка болталась на съемках «Хованщины», которые проходили неподалеку от их дома, она сожалела о том, что не родилась пораньше и не застала время дворцов и кринолинов, фантазировала о том, что живет в эпоху Петра или грезила о годах правления Елизаветы. Она мечтала посвятить себя истории. Вторым детским увлечением Натальи был балет. Три года девочка успешно занималась у станка, пока неожиданно не вывихнула стопу. Вывих оказался хроническим — балет пришлось оставить, несмотря на то что у худенькой от рождения Наташи были все задатки балерины. Кстати, в детстве Наталья Крачковская была настолько худая, что бабушки переживая по этому поводу, всячески старались откормить внучку.  ВГИК После школы девушка отнесла документы во ВГИК (конкурс был 256 человек на место) и "про запас" в историко-архивный институт (абитуриенты во все времена боялись пропустить год и не поступить хоть куда-нибудь). 50-е годы — время миниатюрных блондинок в кино. Полная с густой косой и круглым лицом абитуриентка совсем не подходила под этот стандарт. В тот год во ВГИКе набирал курс Владимир Белокуров. Драматический монолог Варвары из «Грозы» не вдохновил мастера. Он уже был готов попрощаться, когда Наталья неожиданно сказала: «Ершов — Конек-Горбунок — монолог Иванушки-дурачка». Полная девица, изображающая сказочного героя была так органична и так нелепа, что до слез рассмешила комиссию. Конечно же, она поступила во ВГИК! Мама Натальи очень правильно подготовила дочку к актерской судьбе, честно заявив, что роль Джульетты ей не видать: «Наташка, они просто не найдут Ромео, чтобы решился встать под балконом, на который выйдет такая Джульетта». Все понимали, что полнота была изюминкой Натальи, которая несмотря на свой вес чудесно двигалась, танцевала, легко могла сесть на шпагат. Путь Натальи не был усыпан розами, не успев окончить первый курс, девушка была отчислена из института. Она попала под машину и долгое время восстанавливалась (шесть переломов и полная слепота): врачи запретили не то, чтобы учиться, репетировать, – просто на яркий свет смотреть. Кроме того, во время вынужденной полугодовой неподвижности Наталья набрала 20 килограммов. Она даже не рискнула еще раз попытать счастье в театральном, пошла работать обычной лаборанткой. С 1961 по 1967 год работала лаборанткой в Институте металлургии СССР, а с 1967 по 1970 год - на кафедре геологии МГУ. Но расстаться с мечтой о кино оказалось не просто. Каждые выходные Наташа бегала на Мосфильм, где снималась в массовках и крохотных эпизодах. В тайне девушка надеялась, что кто-нибудь из кинематографической братии ее оценит. И ее действительно заметили и ни кто-нибудь, а великая Любовь Орлова. Ассистент режиссера Григория Александрова, супруга Орловой, приметил Наталью в массовке и пригласил попробоваться в одной из сцене с самой Любовью Орловой. Для сцены требовалась «очаровательная толстушка». Мало того, сама Орлова напророчила юной девушке небывалый успех в кинематографе и заявила, что «она совсем не толстая, а очень женственная». Так Наталья получила хоть небольшую, но первую настоящую роль в картине «Русский сувенир». Судьбоносная встреча На съемках фильма "Половодье" Наталья познакомилась со своим будущим мужем – одним из лучших звукорежиссеров Мосфильма Владимиром Крачковским. Ему было около сорока и он никогда не был женат, но как мальчишка влюбился в смешливую живую Наташу. В «Половодье» начинающая актриса играла совсем небольшую роль. Но это не помешало Владимиру отметить девушку еще в Москве, когда режиссер представлял актерский состав съемочной группе. Группа уезжала на съемки в Тарусу. На эпизод с участием Натальи отводилось всего три дня. Время поджимало, и Крачковский решил действовать наверняка. Он правильно заметил, что не сможет завоевать Наташу стихами при луне и стал носить ей по утрам под дверь комнаты, где жили актрисы, творог и булки. Воспитанная мамой и бабушкой, она впервые за долгие годы почувствовала мужскую заботу, крепкое плечо и чувство защищенности. Хотя сама Крачковская признается, что будущий супруг покорил ее прежде всего своим характером - «на все мои шалости и дурацкие выходки муж попросту не реагировал. Другой убил бы давно». Кстати муж Натальи Крачковской был старше ее на пятнадцать лет, но это делало их союз лишь крепче. В 1962 году фильм «Половодье» вышел на экран. В том же году Наталья и Владимир поженились. Авторитет Крачковского в семье был непререкаемым. Даже став знаменитой свои роли Наталья сначала обсуждала с Владимиром, а потом шла к режиссерам. Гайдаевская актриса Она и в большое кино вошла как жена Крачковского. В тот момент Наталья было уже поставила крест на актерской профессии, ведь до встречи с мужем она сыграла всего несколько эпизодических ролей. Женщина уже почти смирилась с тем, что будет просто женой и мамой (через год после свадьбы у супругов родился сын Василий) и с удовольствием погрузилась в семейные хлопоты, каждый день носила мужу на Мосфильм горячие обеды. Наталью Крачковскую в киногруппе знали все. Слова «жена Крачковского идет» означали перерыв на обед. Владимир же тогда работал с культовым режиссером Леонидом Гайдем, который как раз начинал съемки картины «Двенадцать стульев». Гайдай долго не мог найти актрису на роль мадам Грицацуевой. На роль пробовались Нона Мордюкова и Галина Волчек. Но они не устроили Гайдая. В представлении Леонида Гайдая и по замыслу Ильфа и Петрова это должна была быть пышнотелая актриса - «дама необъятных размеров с арбузными грудями». «Такая как жена Крачковского!», - сокрушался Гайдай. Владимир случайно услышал этот разговор и предложил: моя жена – актриса, ее и снимайте. Он взял экземпляр сценария, чтобы показать супруге. Но, к удивлению мужа, Наталья обиделась, прочитав про «даму необъятных размеров с арбузными грудями» и отказалась участвовать в фильме. Тогда Крачковский просил ее хотя бы помочь в отборе актера на роль Остапа — Наталья должна была просто подкидывать реплики актерам. Поначалу она просто терялась, увидев очередного партнера, среди которых были одни звезды — Олег Басилашвилли, Олег Миронов, Владимир Басов, Владимир Высоцкий - всего восемнадцать. Незаметно для себя Крачковская так вжилась в роль бриллиантовой вдовы, что сама была уверена в том, что мадам Грицацуева просто создана для нее. Так появилась "знойная женщина, мечта поэта" и если можно спорить о том, какой Остап лучше в разных экранизациях "12 стульев", то идеальная мадам Грицацуева – одна. Это было открытие, новый типаж великолепной толстушки. Съемки в картине дались Наталье не легко. Несколько недель ассистент по актерам искала дублершу мадам Грицацуевой, но среди каскадеров женщин с комплекцией Натальи не нашлось, поэтому ей пришлось самой и летать по лестнице и падать вниз головой. Гайдай отдал должное атлетическому дарованию новой актрисы и не раз потом воспользовался ее самоотверженностью. На утро после выхода фильма Наталья Крачковская проснулась знаменитой и с удивлением обнаружила, что разговоры о Грицацуевой так же масштабны, как, к примеру, об «Анне на шее» Аллы Ларионовой. На премьере вокруг Гомиашвили и Сергея Филиппова творилось вавилонское столпотворение из журналистов и желающих получить автограф. Оно и понятно — главные роли. После премьеры вся толпа журналистов «свиньей» двинулась на Крачковскую. Гайдай смеялся: «Получай свое!» Когда съемки «Двенадцати стульев» закончились Гайдай так и сказал: «Наталья Леонидовна, не морочьте себе голову. Катерину вам не играть, народ со смеху помрет на фразе: «Почему люди не летают?» А отличная комедийная актриса из вас уже получилась. Вот дорожка, на которой равных вам еще поискать надо. Внешний вид, если хотите пройти по ней с успехом, не меняйте». Во всю мощь развернулась Наталья Крачковская в фильме "Иван Васильевич меняет профессию" в роли жены управдома Бунши. Некоторые из реплик актриса придумала сама – их не было в сценарии, так удачно вжилась она в образ. Очередная забавная история произошла с Крачковской во время съемок «Ивана Васильевича...». Во время съемок фильма Наталья Крачковская заболела и похудела на 20 килограммов. Когда она, гордая новыми формами, вернулась к съемкам, первое что услышала было: «Не годится. В кадр вошла одна, из кадра — другая. Так не бывает». Гайдай разозлился не на шутку и «прописал» актрисе калорийную диету — на завтрак манная каша, на обед — макароны, на ужин — оладьи с медом. Крачковская должна была восполнить вес всего за две недели. После успеха комедий Гайдая предложения посыпались на актрису: в основном она играла комедийные роли и можно смело сказать, что одним своим появлением добавляла изюминку любой картине. Наталья Крачковская не боялась быть смешной, некрасивой, образы ее подкупают своей естественностью. Свои роскошные размеры актриса носила с достоинством, но если по сюжету героине надо было подпрыгнуть, пробежаться – она подпрыгивала и бежала без малейшего стеснения или смущения. Это ведь игра, и надо играть в со всей душой, не отвлекаясь на такие мелочи, как особенности телосложения. Наверное, самым плодотворным периодом творчества актрисы было время сотрудничества с Леонидом Гайдаем. В его комедиях Наталья Крачковская создала целую плеяду характерных женских образов. После смерти Гайдая талантливая актриса украсила ленты Юрия Беленького, Михаила Кокшенова и других. Наталья Крачковская – востребованная театральная актриса. Зрители ее любят, ей восхищаются, а любовь зрителей - это то, что дает актеру энергию и волю к новым свершениям. Начало 80-х — самые счастливые годы в карьере Натальи Крачковской — съемки, гастроли, выступления.  Среди работ того периода с участием актрисы фильмы «Эта веселая планета», «Нейлон 100%», «Царевич Проша», «Кыш и Двапортфеля», «Мама», «Место встречи изменить нельзя», «Будьте моим мужем», «Берегите мужчин», «Покровские ворота», «После дождичка в четверг», «Человек с бульвара Капуцинов», «Раз, два – горе не беда!» и многие другие. Также часто снималась в популярных киножурналах «Фитиль» и «Ералаш». Тихое семейное счастье остается в прошлом. Заботы о доме и воспитании сына почти полностью легли на Владимира. С любимым мужем Наталья Крачковская прожила вместе 26 лет. Наверное, во многом благодаря ему, любящему и любимому, актриса стала той самой Крачковской. «Я даже показания счетчика электроэнергии снимать не умею, этим всегда занимался только Володя. Я понятия не имела, где он находил тот самый свежайший творог. Не тревожилась по финансовым вопросам: ведь есть Володя, он всегда знает, где взять денег. Я сидела и думала, что по сути всю жизнь смертельно боялась остаться одна, потому что не приспособлена. За Крачковским я жила как за каменной стеной. И вот он меня оставил…», - вспоминает актриса грустный 1988 год, когда не стало ее Володи и ее мир рухнул. Утешение актриса находила в работе. Среди фильмов этого периода с ее участием – «Однажды в Одессе, или Как уехать из СССР», «Чокнутые», «Ка-ка-ду», «Русский бизнес», «Сыскное бюро «Феликс», «Мастер и Маргарита», «Московские каникулы», «Кафе «Клубничка», «Дети понедельника» и другие. В новом веке реже появляется на экране. Среди работ после 2000 года – роли в фильмах и сериалах «Лифт уходит по расписанию», «Юбилей прокурора», «Секрет Фараона», «Феномен» и т.д. За более чем 50 лет кинокарьеры актриса снялась в 100 с лишним фильмах. В последние годы стала выступать на театральной сцене. Играла в спектаклях «Ставлю на любовь!» и «Любовники и круглая кровать» (Независимая антреприза Людмилы Живитченко), а также в постановке «Безумства любви» (Театр Киноактера).  В настоящее время занята в спектаклях «Невеста для банкира» (Содружества актеров Таганки), «Безумства любви» (Независимая антреприза Людмилы Живитченко) и «Моя бабушка моложе меня» («Антреприза»).Наталья Леонидовна Крачковская (24 ноября 1938 г.р.) — советская и российская актриса театра и кино, заслуженная артистка России (1998).

 

alt

 

Детство.

 

... Невеста великого комбинатора, без пяти минут царица, муза младших научных сотрудников, женщина приятная во всех отношениях актриса Наталья Крачковская родилась 24 ноября 1938 года в семье актрисы Марии Зотовны Фониной и Леонида Белогорцева. Когда началась война Наташе Белогорцевой было четыре года, но она навсегда сохранит в памяти, как пряталась от бомбежек, как в небе мелькали красные факелы бомб. Два маленьких печенья и несколько кусочков сахара, завернутых в бумагу были для нее настоящим праздником.

 

За время войны она всего два раз видела отца, который в первые дни записался добровольцем. Девочка разглядывала каждого военного в ожидании увидеть папу, но Леонид Белогорцев погиб в Германии в ноябре 1945 уже после окончания войны.

 

Маме предстояло растить Наташу с ее младшей сестрой одной. После войны она снималась в кино и играла в театре имени Пушкина, так что с самого детства девочка была погружена в актерскую жизнь. Наталья некоторое время жила у бабушки в Тбилиси.

 

В юности маленькую Наташу увлекала история. Она даже занималась в кружке Историко-архивного института. Несмотря на то, что на занятия нужно было ездить через всю Москву, ее это не остановило. Любовь к истории в сочетании с мальчишеским характером приводила к тому, что Наташа попадала в различные переделки.

 

«Жила я в районе Тимирязевской академии, рядом с шикарным парком и основным корпусом, бывшим имением Разумовских, как раз неподалеку от старинного, невероятной красоты фонтана. Дело было, как сейчас помню, осенью. Прибегает один из уличных приятелей с воплем: «Наташка! Там фонтан провалился!» Какая тут школа? Конечно, портфели забросили в угол, и все побежали смотреть, что творится на месте фонтана. Восторгу нашему не было предела, потому что провал открывал самый настоящий подземный ход — большой, со сводчатым потолком. Мы мигом залезли в подземелье. Ход вел к дворцу и гроту на пруду, вырезанному в форме буквы «Е». В честь, наверное, императрицы Елизаветы. А если есть потайной ход, значит, должен быть клад! И мы занялись простукиванием стен. Вытащили нас на свет божий милиционеры. Как же меня потом «простукивала» бабушка!», - вспоминает Наталья Крачковская.

 

Когда малышка болталась на съемках «Хованщины», которые проходили неподалеку от их дома, она сожалела о том, что не родилась пораньше и не застала время дворцов и кринолинов, фантазировала о том, что живет в эпоху Петра или грезила о годах правления Елизаветы. Она мечтала посвятить себя истории.

 

Вторым детским увлечением Натальи был балет. Три года девочка успешно занималась у станка, пока неожиданно не вывихнула стопу. Вывих оказался хроническим — балет пришлось оставить, несмотря на то что у худенькой от рождения Наташи были все задатки балерины. Кстати, в детстве Наталья Крачковская была настолько худая, что бабушки переживая по этому поводу, всячески старались откормить внучку.

 

 

ВГИК

 

После школы девушка отнесла документы во ВГИК (конкурс был 256 человек на место) и "про запас" в историко-архивный институт (абитуриенты во все времена боялись пропустить год и не поступить хоть куда-нибудь). 50-е годы — время миниатюрных блондинок в кино. Полная с густой косой и круглым лицом абитуриентка совсем не подходила под этот стандарт. В тот год во ВГИКе набирал курс Владимир Белокуров. Драматический монолог Варвары из «Грозы» не вдохновил мастера. Он уже был готов попрощаться, когда Наталья неожиданно сказала: «Ершов — Конек-Горбунок — монолог Иванушки-дурачка». Полная девица, изображающая сказочного героя была так органична и так нелепа, что до слез рассмешила комиссию. Конечно же, она поступила во ВГИК!