cоздание сайта недорого

Мэри Пикфорд - самая знаменитая актриса немого кино

 743664_MaryPickford456997 (360x450, 29Kb)

 

Ни одна актриса немого кино не обладала такой славой и не вызывала у кинозрителей всех стран такой любви, как Мэри Пикфорд. Наверное, некоторые исполнительницы очаровывали своей красотой сильнее, чем наша героиня, и потрясали больше, чем она своим талантом, но никто не был так близок, понятен зрителю и так любим, как Мэри. Она была «своей в доску», простая и доступная, ничуть не похожая на «звезду». Голливудская реклама (да и сама Пикфорд) часто подчёркивали, что актриса играет самое себя, роль Золушки, чистой и наивной, пережившей фантастический взлёт от нищеты и безвестности к мировой славе и миллионным доходам. Весь образ существования Мэри в Голливуде был принесён в жертву «розовому» имиджу — Мэри не имела права посещать рестораны, носить эффектные драгоценности, надевать декольтированные платья. Ей, согласно юридическому договору с кинокомпанией «Феймос Плейерс», запрещалось бывать в обществе актрис, исполнявших роли слишком самостоятельных и легкомысленных женщин. Звезда и её образ должны были слиться в единое целое.

Маска Золушки вознесла Пикфорд на вершину славы, но, как в хорошем средневековом романе, она же и погубила её. Ни одна кинознаменитость не утратила своей популярности так бесповоротно и быстро, как Мэри. Всё рухнуло буквально в один момент. 

Мэри Пикфорд, урожденная Глэдис Луиза Смит, родилась 8 апреля 1892 года в Торонто. Ее отец Джон Чарльз Смит был сыном 743664_po01_mp (250x377, 27Kb)методистов, эмигрировавших в Канаду из Великобритании, а мать Шарлотта Хеннесси происходила из семьи ирландских католиков и зарабатывала на жизнь шитьем. У Глэдис были младшие брат и сестра — Джек и Лотти, которые впоследствии взяли фамилию из ее псевдонима и тоже стали актерами. По решению матери, которая хотела угодить родственникам с обеих сторон, Глэдис прошла обряд крещения в двух церквях — методистской и католической. Тогда же ее среднее имя было изменено на Мэри. Отец Мэри был разнорабочим, он много пил и рано умер, оставив семью без средств к существованию.

После смерти мужа Шарлотта, чтобы обеспечить семью, стала держать пансион. По совету одного из постояльцев она ради дополнительного заработка стала играть вместе с детьми в местном театре Princess Theatre. Таким образом, семилетняя Глэдис дебютировала на сцене в постановке "Серебряный король".

Глэдис Смит в пьесе На детей существовал тогда большой спрос в театре, ибо подмостки заполняли «викторианские» семейные мелодрамы. Глэдис Мэри обычно доставались роли доброго наивного ребёнка, который мирит родителей, наставляет на путь истинный грешников. Одновременно девочка училась актёрскому мастерству и проходила тяжёлую житейскую школу.

Условия работы в театре были для ребёнка, мягко говоря, неподходящими. Глэдис часто приходилось ездить на гастроли без матери, жить в грязных, холодных помещениях, на попечении равнодушных, иногда опустившихся людей. Она не знала игр с ребятишками, традиционных кукол, практически не училась в школе. Её мучили постоянные страхи совершить какую-нибудь ошибку и остаться без работы, а ведь она кормила всю семью. Много лет спустя Мэри Пикфорд рассказывала, что её до сих пор терзают ночные кошмары из театрального детства.

Суровое детство закалило характер юной примадонны. Она рано почувствовала свою силу, однажды потребовала у режиссёра главную детскую роль и получила её. Девочка ещё не умела читать и учила все роли со слов матери, но уже умела владеть зрительным залом; если случалось, что зрители шумели и болтали, она гордо поворачивалась к ним спиной и молчала, пока не воцарялась тишина.

На протяжении шести лет семья Смитов играла в водевилях и дешевых мелодрамах. Осенью 1901 года они отправились в Буффало и пять лет гастролировали по Америке, работая на различные театральные компании. В 1907 году пятнадцатилетняя Глэдис добилась аудиенции у продюсера Дэвида Беласко и получила второстепенную роль в пьесе "Уоррены из Вирджинии" с гонораром в 25 долларов в неделю. Именно по настоянию Беласко она изменила свое имя на псевдоним — Мэри Пикфорд.

Теперь она выступает в крупных городах, с известными актёрами, в пьесах хорошего литературного качества и имеет некоторый успех. Но большого заработка престижная работа Мэри не принесла, и мать уговорила девочку попробовать себя в кино. 

 

 Первые годы в кино

Спектакль "Уоррены из Вирджинии", в котором Мэри Пикфорд играла даже на Бродвее, сошел со сцены в октябре 1908 года, выдержав около 380 показов, и Мэри осталась без работы. Она считала кинематограф менее значимым искусством, нежели театр, но, тем не менее, в начале 1909 года обратилась на киностудию Biograph Studios. 

Надо сказать, что «великий немой» на заре своей юности считался весьма неприличным занятием, тем более для актрисы, играющей у самого Беласко. Но в кино хорошо платили, и испуганная Мэри пробиралась к студии, оглядываясь по сторонам — не видит ли её кто-нибудь из знакомых.

Дебют состоялся, можно сказать, молниеносно. Так как Пикфорд была мала ростом, ей дали роль десятилетней девочки в фильме «Её первые бисквиты», который сняли буквально в два дня. Это произошло в марте 1909 года. Кинематограф переживал тогда пору детства. На студиях не принято было репетировать, фильмы состояли из одной части и демонстрировались всего десять минут. Но Мэри повезло. В первой же ленте она столкнулась с будущим великим режиссёром Дэвидом Гриффитом, который нарушал неписаные правила кинопроцесса того времени — он работал с актёрами. Молодая актриса нравилась Гриффиту своей свежестью, пластичностью, профессионализмом, но он требовал предельной правдивости исполнения, особого экранного способа существования. При этом, добиваясь от актёра искренности, режиссёр не считал зазорным закричать или зло пошутить. Однажды, желая выжать из Мэри слезы, Гриффит стал её грубо трясти, приговаривая, что она не актриса, а пень. Оскорблённая Мэри, закалённая в театральных «боях», не заплакала, а укусила режиссёра и убежала со съёмочной площадки, заявив, что уходит из кино. Режиссёр бросился за пятнадцатилетней актрисой и трогательно извинился. Вот тогда она заплакала, Гриффит немедленно велел снимать, получилась великолепнейшая сцена. 

Дэвид Уорк Гриффит	/743664_DWGriffith914902 (284x360, 31Kb)В январе 1910 года Гриффит перевез свою труппу из Нью-Йорка в Лос-Анджелес. Тогда многие кинокомпании проводили зиму на юге западного побережья, так как на северо-восточном светлое время суток становилось короче, и это затрудняло съемочный процесс. Мэри продолжала активно работать, и, хотя в то время на Biograph Studios еще не существовало титров в перечислением актеров, публика запомнила ее, прозвав девочкой с золотыми кудряшками.

С Гриффитом Мэри прошла интересный путь многих открытий в кино. Режиссёр любил импровизации прямо на съёмках, и в ней он нашёл блестящий и смелый талант. Работая над фильмом «Строптивая Пегги», в котором Мэри играла роль девушки, которую мать насильно выдаёт замуж за старика, наша героиня чистосердечно поделилась с Гриффитом, что задала бы такой родительнице хорошую трёпку. Режиссёр предложил попробовать — получилась живая сцена, ставшая одним из лучших эпизодов в фильме. Гриффит ломал и другие рамки, успевшие сложиться в кинематографе. Так, хозяева студии были возмущены, когда он в фильме «Друзья» (1911) показал Мэри крупным планом, что оказалось невиданным новшеством. Бизнесмены заявили: мы слишком много платим актрисе, чтобы показывать её не целиком, а по частям.

В декабре 1910 года Мэри покинула Гриффита и перешла на киностудию Томаса Х. Инса IMP Company, подписав контракт с гонораром в 175 долларов в неделю. Однако качество фильмов (всего более тридцати), снятых на IMP, разочаровало ее, и актриса обратилась в суд с требованием разорвать контракт. Выиграв дело, она стала работать на Majestic Film Corp. с еще большим гонораром в 225 долларов в неделю. В 1912 году актриса вернулась к Гриффиту. К тому времени она стала широко известна. Пресса все чаще упоминала имя маленькой Мэри и анонсировала ленты с ее участием. Пикфорд завоевала любовь публики благодаря тому, что ее игра отличалась интимностью исполнения: актриса выражала эмоции взглядом, а не экспрессивными жестами, и, как писали газеты, вкладывала в игру все сердце и душу.

 Признание


В январе 1913 года Мэри Пикфорд вернулась на сцену, сыграв в спектакле Беласко под названием "Хорошенький дьяволенок". Беласко согласился платить актрисе 250 долларов в неделю, что в 10 раз превышало ее гонорар шестилетней давности. Затем продюсер Альфред Цукор предложил Пикфорд экранизировать пьесу. Она согласилась и подписала контракт с его кинокомпанией Famous Players, на этот раз покинув Гриффита окончательно. В 1914 году вышло семь полнометражных фильмов с участием Пикфорд, и в том числе мелодрама "Тэсс из Страны бурь". Роль дочери сквоттера стала поворотным моментом ее карьеры. Картина спасает фирму от банкротства, а Мэри Пикфорд получает странный, но почётный титул, который был придуман специально для неё — «Возлюбленная Америки».С тех пор кинопоказы фильмов Пикфорд стали сопровождаться такими аншлагами, что газеты советовали зрителям занимать места пораньше, дабы избежать давки.

743664_tess (197x278, 9Kb)Сотрудничество Мэри Пикфорд и Цукора сложилось невероятно успешно. Появившись за четыре года в двух десятках полнометражных фильмов, актриса превратилась в объект фанатичного обожания публики и настоящую кинозвезду — божественную куколку, воспеваемую поклонниками в стихах. Вслед за популярностью росли и гонорары: к 1916 году Мэри получала 2 тысячи долларов в неделю и половину прибыли от проката.

В тот же период окончательно сложилось ее актерское амплуа, в котором она задержалась на долгие годы. Миловидная внешность Мэри Пикфорд — миниатюрное сложение и нежное лицо, обрамленное завитыми локонами — идеально подходила к типажам ее героинь. Преимущественно ими были обездоленные сироты, девочки-подростки бедного происхождения, несправедливо обиженные жизнью девушки. Эти персонажи находили отклик в сердцах публики, вызывая сочувствие и расположение.

В годы славы Мэри была одинакова во всех лентах. «Я всегда играю одну роль, эта роль — я, Мэри Пикфорд», — любила она повторять. Она также заявляла, что, поскольку была лишена детства, её привлекала возможность показать на экране непрожитое ею. Вместе с тем было бы неверным полностью отождествлять образ Золушки с действительным характером Мэри. Она отнюдь не была так наивна, как её героини, так романтична и безвольна. Она имела трезвый, расчётливый ум и если однажды поступила безрассудно, то лишь по молодости. В шестнадцать лет Пикфорд «выскочила» замуж за красавца-киноактёра Оуэна Мура, неудачника и большого любителя выпить. Брак этот вскоре закончился разводом. Но это был единственный опрометчивый поступок в её жизни. 

На вершине славы

За пределами съемочной площадки Пикфорд была не настолько беспомощна, как ее героини, и отличалась незаурядными деловыми качествами. В 1916 году она основала собственную кинокомпанию Mary Pickford Company, которая несколько лет функционировала под патронажем Famous Players, и получила почти исключительные права на свои фильмы. Она могла отбирать для себя роли, выбирать по своему усмотрению режиссеров и актеров второго плана, утверждать рекламные компании своих фильмов и высказывать мнение относительно монтажа.

743664_MaryPickford914916 (538x700, 175Kb) 743664_MaryPickford914915 (455x700, 211Kb) 743664_MaryPickford456998 (356x450, 28Kb)

Эта договоренность позволила Мэри Пикфорд собрать съемочную группу, с которой ей было комфортно работать. В частности она наняла режиссера Маршалла Нилана и оператора Чарльза Рошера, которые были заняты соответственно на восьми и восемнадцати картинах актрисы. Сумма ее гонорара поднялась до 10 тысяч долларов в неделю, плюс Пикфорд сохраняла право на половину прибыли от проката.

Из года в год популярность актрисы продолжала расти. Ее наиболее кассовыми картинами 1917 и 1918 годов были "Гордость клана", "Маленькая принцесса", "Звезда морей", "Ребекка с фермы Саннибрук" и "Бедная маленькая богатая девочка". Автором сценариев последних двух лент была Фрэнсис Марион — открытая Пикфорд, она впоследствии написала около полутора десятков сценариев к картинам актрисы и в 1921 году срежиссировала драму с ее участием под названием "Свет любви". Героинями Мэри по-прежнему становились девочки-подростки, однако в некоторых картинах — например, в антивоенном фильме "Маленькая американка" и комедии "Вербовка Джоанны" — она играла вполне взрослых девушек.

743664_MaryPickford456995 (356x450, 49Kb) 743664_MaryPickford456981 (368x450, 19Kb)



В 1918 году актриса подписала контракт с First National, обязавшись сняться в трех картинах с фиксированным гонораром в 675 тысяч долларов — около 10 миллионов долларов в пересчете по современному курсу. Этими фильмами, производство которых от стадии сценария до финального монтажа она по-прежнему была вправе контролировать, стали "Длинноногий папочка", "Хулиганка" и "Сердце холмов".

В начале 1919 года Мэри Пикфорд, Дуглас Фэрбенкс, Чарли Чаплин и Д. У. Гриффит, объединившись, создали собственную кинокомпанию United Artists, которая занималась исключительно прокатом фильмов. Решение основать собственную компанию - дистрибьютор было обусловлено стремлением сломать бытовавшую в то время в Голливуде вертикальную схему работы — крупные студии не только контролировали производство фильмов, но и распространение, отдавая их в прокат в сети собственных кинотеатров.

743664_The_founders_of_United_Artists__Douglas_Fairbanks_Mary_Pickford_D__W__Griffith_and_Charlie_Chaplin_ (378x284, 60Kb)

Будучи соучредителем United Artists и продюсером своих фильмов, Мэри Пикфорд превратилась в одну из самых влиятельных женщин, когда-либо работавших в киноиндустрии. Первоначально по условиям контракта актриса, равно как и остальные сооснователи, обязалась выпускать по пять фильмов в год. Однако вскоре от этой договоренности пришлось отказаться: производство становилось все более дорогостоящим и длительным процессом. В 1920 году вышло всего две ленты с участием Пикфорд, в 1921 году — три, а затем она окончательно снизила темп и стала выпускать по одному фильму в год.

743664_pickford01 (619x432, 44Kb)


Первым фильмом Мэри Пикфорд по контракту с United Artists стала трагикомедия "Поллианна", снятая по роману Элеоноры Портер. Эта история о кроткой и добродетельной девочке-сироте пользовалась шумным успехом у публики и собрала в мировом прокате более миллиона долларов. Примечательно, что исключительная добросердечность Поллианны угнетала Пикфорд, которая к тому времени уже начинала уставать от светлых, но достаточно однообразных характеров своих героинь. Общество, впрочем, тогда только приветствовало назидательные сюжеты в кинематографе, а реклама "Поллианны" открыто сообщала, что героиня Пикфорд научит любого, как озарить светом свою жизнь и жизни других.

Далее, после трагикомедии "Мыльная пена", где Мэри Пикфорд сыграла мечтательную прачку-замарашку, последовали драма "Свет любви", комедия "С черного хода" и экранизация повести Фрэнсис Барнетт "Маленький лорд Фаунтлерой". Последнему фильму, а его вторым режиссером был брат актрисы Джек Пикфорд, сопутствовали большие сборы в прокате, более того — картина добралась и до послереволюционной России, где была выпущена под названием "Два претендента". В "Маленьком лорде Фаунтлерое" Пикфорд исполнила сразу две роли — юного наследника Седрика Эррола и его матери.

743664_LittleLordFauntleroy1825226 (700x547, 272Kb)


В 1922 году актриса снялась в ремейке собственного хита восьмилетней давности, мелодраме "Тэсс из Страны бурь". Далее она решила рискнуть и реализовать свое давнее желание вырваться из детского амплуа — Мэри Пикфорд достигла тридцатилетнего возраста и устала играть викторианских девочек-подростков, кроме того этот образ постепенно начал выходить из моды. В 1923 году она пригласила к сотрудничеству немецкого режиссера Эрнста Любича и снялась в его первом американском фильме, мелодраме "Розита". Ее героиня, уличная певица Розита, испытавшая на себе бремя любви короля Испании, представляла собой по-настоящему взрослую женщину, но к сожалению, несмотря на роскошные декорации и прекрасную прессу, которая провозгласила картину очередным триумфом актрисы — фильм пользовался меньшим успехом, нежели ее предыдущие работы.

743664_MaryPickford456994 (347x450, 37Kb) 743664_MaryPickford456996 (352x450, 56Kb)

Мировой успех Пикфорд становится поистине грандиозным. Когда осенью 1923 года Мэри прибыла в Англию, школьники потребовали прервать занятия, чтобы её встретить. В стране были отменены все спортивные состязания. Навстречу пароходу, которым она прибывала, был выслан правительственный почётный эскорт самолётов.

Мэри Пикфорд, несомненно, была хорошей актрисой, но не гениальной. Безмерную популярность ей принёс не редкий талант, а банальный образ Золушки, в который она с блеском вписалась. Она стала «героиней своего времени», и ей пришлось расплачиваться за это.

Поняв, что публика отказывается воспринимать ее во взрослом облике, Мэри Пикфорд вернулась к былому амплуа. В выпущенном в 1924 году историческом фильме "Дороти Вернон из Хэддон-Холла" она сыграла молодую девушку, в трагикомедии "Маленькая Анни Руни" — двенадцатилетнюю девочку-сорванца, в драме "Воробушки" — сироту-подростка. Но, тем не менее, в следующем 1927 году актрисе исполнилось 35 лет, и она сыграла взрослую роль в мелодраме "Моя любимая девушка".

743664_dorothy_vernon_of_hadden_hall005 (640x478, 166Kb) 743664_MaryPickford457003 (331x450, 23Kb)

Кадр из фильма "Дороти Вернон из Хэддон-холла"                                             Кадр из фильма "Маленькая Анна Руни"

743664_Sparrows1778804 (647x497, 100Kb) 743664_mybestgirl (700x535, 102Kb)

Кадр из фильма "Воробушки"                                                                    Кадр из фильма "Моя любимая девушка"

В марте 1928 года от рака груди умерла мать Мэри Пикфорд, и актриса тяжело переживала ее смерть. В том же году она решила окончательно порвать с детским имиджем и остригла свои прославленные золотые локоны. При этом событии присутствовали журналисты, и фотографии Пикфорд из парикмахерского салона попали на первые полосы газет.

743664_MaryPickford955079 (550x700, 176Kb) 743664_MaryPickford914914 (382x480, 43Kb)


Закат карьеры

В 1929 году в свои права начинала вступать эпоха звукового кино, и Мэри Пикфорд, разумеется, не могла игнорировать этот факт. Она приобрела права на экранизацию пьесы 1927 года под названием "Кокетка" — это была трагическая история о красавице Норме Безант и ее возлюбленном, которого застрелил ее отец. Оператором фильма должен был стать давний друг актрисы Чарльз Рошер, однако Пикфорд уволила его, когда тот прервал на середине ее сцену. Рошер решил вмешаться в процесс по причине того, что на лицо актрисы легла тень, но, тем не менее, Мэри Пикфорд назначила оператором другого человека. Публика в конечном итоге с восторгом приняла "Кокетку", а Пикфорд получила за роль Нормы своего первого и единственного "Оскара".

743664_Coquette1825073 (567x700, 210Kb) 743664_Coquette1825074 (700x509, 85Kb)

Кадры из фильма "Кокетка"

В том же году Мэри Пикфорд выпустила еще один фильм — комедию "Укрощение строптивой" по одноименному произведению Шекспира, где появилась в паре со своим вторым мужем Дугласом Фэрбенксом. Затем в 1930 году начала производство картины "Твоя навечно", однако из-за пристрастия к алкоголю режиссера Маршалла Нилана заморозила проект и уничтожила отснятые материалы. Следующая картина Мэри Пикфорд, мюзикл "Кики" по мотивам пьесы Беласко, вышла в 1931 году и провалилась в прокате, возместив только половину затраченного бюджета.

743664_TheTamingoftheShrew1825224 (700x508, 106Kb)   743664_Kiki955077 (564x700, 171Kb)

Кадр из фильма "Укрощение строптивой"                                                          Кадр из фильма "Кики"

Ее следующая картина — вестерн 1933 года "Секреты" — тоже не имела кассового успеха. Поэтому Пикфорд решила закончить карьеру и с тех пор более не снималась.

743664_Secrets1720574 (700x539, 90Kb)

Кадр из фильма "Секреты"

Общественная и деловая деятельность


Благодаря безграничному доверию, которым Мэри Пикфорд пользовалась у публики, она неоднократно принимала участие в различных благотворительных акциях. В 1918 году, когда шла Первая мировая война, актриса совместно с Дугласом Фэрбенксом, Чарли Чаплином и Мэри Дресслер посетила с публичными выступлениями несколько городов, призывая граждан покупать облигации военного займа — доход от них шел на финансирование военных нужд.

Когда Мэри Пикфорд выступала на Wall Street, ее аудитория составила около 50 тысяч человек — несмотря на свое канадское происхождение, она превратилась в один из главных символов Америки тех лет, и благодаря ее усилиям в поддержку армии была собрана значительная сумма. Кроме того, совместно с Монти Блю и Джоан Марш она выпустила агитационную короткометражку "Стопроцентные американцы". В то время Пикфорд была очень популярна в армии: в ее честь были названы две пушки, 143-й артиллерийский полк носил неофициальное название "Барашки Мэри", а сама она в феврале 1918 года была возведена в ранг почетного полковника и присутствовала на военных парадах.

В 1921 году Пикфорд совместно с Фэрбенксом, Чаплином и Гриффитом организовала Фонд помощи нуждающимся киноактерам и стала его вице-президентом. Чтобы собрать средства, устроителями проводились благотворительные балы и киносеансы, спортивные мероприятия, показы мод и др. В 1932 году по инициативе Пикфорд фонд обратился к деятелям киноиндустрии, заработок которых превышал 200 долларов в неделю, с просьбой перечислять полпроцента или один процент от своего гонорара в пользу их менее удачливых коллег.

В 1927 году Пикфорд была в составе влиятельных голливудских лиц, основавших Американскую академию киноискусства. Ее соучредителями являлись актеры Дуглас Фэрбенкс и Гарольд Ллойд, режиссеры Фред Нибло и Рауль Уолш, продюсеры Джек Уорнер и Ирвинг Тальберг, а также другие деятели, составлявшие цвет американского кинематографа тех лет.


Затем в 1941 году, уже перестав сниматься в кино, Мэри Пикфорд предприняла вторую попытку ослабить влияние крупных студий (в то время монополия на производство и прокат фильмов почти целиком принадлежала MGM, Paramount Pictures, RKO, Warner Bros. и 20th Century Fox) и совместно с Уолтом Диснеем, Орсоном Уэллсом, Чарли Чаплином и другими основала Объединение независимых кинопродюсеров.

743664_MaryPickford456987 (366x450, 27Kb)


В 1944 году Мэри стала председателем женского отделения основанного Рузвельтом Национального фонда борьбы с полиомиелитом и посещала госпитали, где лежали больные дети. В 1949 году вместе со своим третьим мужем Чарльзом Роджерсом и другом Малкольмом Бойдом она основала телерадиокомпанию Pickford-Rogers-Boyd.


Личная жизнь


Актриса трижды была замужем. 7 января 1911 года восемнадцатилетняя Мэри Пикфорд вышла замуж за Оуэна Мура, актера ирландского происхождения, в дуэте с которым часто снималась. Ее мать, которая на протяжении многих лет имела большое влияние на Мэри, не разделяла симпатию дочери к Муру, поэтому некоторое время супруги скрывали от нее свои отношения. Их брак оказался неудачным из-за алкоголизма Мура и его неприятия популярности супруги. Начиная с 1914 года они жили раздельно, а затем Пикфорд завязала роман с Дугласом Фэрбенксом — в то время он выступал на Бродвее и вскоре стал столь же знаменит в кино, как и Мэри.

743664_OwenMoore914998 (438x556, 48Kb) 743664_DouglasFairbanks336240 (356x450, 33Kb) 743664_CharlesBuddyRogers463369 (347x450, 28Kb)

Оуэн Мур                                                                    Дуглас Фербенкс                                                       Бадди Роджерс

Некоторое время они хранили свою связь в секрете от окружающих. Так как Фэрбенкс был женат, Мэри Пикфорд опасалась, что огласка приведет к скандалу, и не хотела портить свою безупречную репутацию. Однако они появлялись вместе на публике во время благотворительных туров 1918 года. 2 марта 1920 года Пикфорд наконец развелась с Муром, и в прессе начали циркулировать слухи о ее возможном браке с Фэрбенксом. Несмотря на то, что актриса заявила о беспочвенности подобных слухов, 28 марта она все-таки вышла за Фэрбенкса.
743664_sm__im_336236 (170x217, 30Kb)

Церемония прошла в закрытом кругу — не были приглашены даже их близкие друзья, включая Чаплина, — а свидетелями выступили сводный брат жениха Джон Фэрбенкс и актриса Марджори Доу. 19 мая 1920 года молодожены отплыли на пароходе Royal George в Европу и провели там все лето. После медового месяца звездная чета поселились вместе в огромном поместье Фэрбенкса неподалеку от Лос-Анджелеса, которое получило название от слияния их имен — Пикфэр. На протяжении 20-х годов Пикфорд и Фэрбенкс составляли самую известную супружескую пару Голливуда. На проводимых в их поместье приемах собирался цвет артистического, политического и интеллектуального сообществ тех лет. В 1927 году они стали первыми актерами, которые оставили отпечатки своих ладоней на цементной плите перед входом в кинотеатр Grauman's Chinese Theate. Слава сопутствовала актерам по всему миру — и в том числе в СССР.

Летом 1926 года Пикфорд и Фэрбенкс побывали в Советском Союзе, где затем была выпущена книга "Они у нас. Мери Пикфорд и Дуглас Фербенкс в СССР". Также в 1927 году вышел фильм Сергея Комарова "Поцелуй Мэри Пикфорд". Его производство было само по себе курьезом: документальные кадры из хроники пребывания актеров на Украине (в частности эпизод, где Мэри поцеловала одного из поклонников) были смонтированы с отснятым уже после их отъезда материалом. В итоге получилась комедия о простом парне Гоге, которому не везет в любви, но после поцелуя звезды дамы начинают обращать на него внимание. Мэри Пикфорд узнала о существовании этого фильма только в конце жизни.

К сожалению, и этот брак актрисы в итоге распался. Из-за плотного съемочного графика супруги проводили друг с другом немного времени. Помимо этого Фэрбенкс любил путешествовать и, начиная с 1930 года, уезжал в одиночку, оставляя жену дома. В начале 30-х он увлекся британской актрисой леди Сильвией Эшли, и этот роман подвел черту под его браком с Мэри Пикфорд. Они стали жить раздельно и развелись 10 января 1936 года.

В марте 1936 года Фэрбенкс женился на Эшли. Пикфорд тоже недолго оставалась одна. 24 июня 1937 года она вышла замуж за актера и джазового музыканта Чарльза "Бадди" Роджерса (своего партнера в фильме 1927 года "Моя любимая девушка"), но, тем не менее, сохранила привязанность к Фэрбенксу и, когда в 1939 году он скончался от сердечного приступа, глубоко переживала утрату. В 1943 и 1944 годах Пикфорд и Роджерс усыновили соответственно мальчика Рональда Чарльза и девочку Роксанну. Они прожили вместе более сорока лет до самой смерти актрисы в 1979 году.
 

Последние годы жизни

За Мэри Пикфорд долгое время сохранялся статус влиятельного лица в Голливуде — даже после того, как она перестала сниматься. На протяжении 40-х годов она занималась продюсированием фильмов, выпустив, среди прочих, драму "Спи, любовь моя" с Клодет Кольбер и комедию "Счастливая любовь" с братьями Маркс. Ее частная жизнь, между тем, была далека от благополучия. За несколько лет она потеряла одного за другим всех своих близких родственников. В 1928 году умерла ее мать, в 1933 — брат Джек, в 1936 — сестра Лотти. Болезненное расставание с Фэрбенксом тоже способствовало развитию депрессии, и актриса пристрастилась к алкоголю.

Ее приемные дети, повзрослев, рано ушли из дома. Со временем Мэри Пикфорд стала вести очень уединенную жизнь и редко покидала Пикфэр, позволяя навещать себя только Лилиан Гиш, своему пасынку Дугласу Фэрбенксу-младшему и некоторым близким друзьям. В середине 60-х она общалась с внешним миром по телефону, не выходя из спальни. В 1976 году Мэри Пикфорд наградили почетным "Оскаром" за вклад в развитие кинематографа, и съемочная группа, направленная в Пикфэр, запечатлела короткое благодарственное выступление актрисы.

743664_MaryPickford457004 (323x450, 31Kb)


Незадолго до смерти Мэри Пикфорд обратилась к правительству Канады с просьбой восстановить ее гражданство, которое, как она считала, было утеряно после брака с Фэрбенксом, американским гражданином. Канада удовлетворила просьбу знаменитой соотечественницы, и таким образом на закате жизни у нее появилось двойное гражданство. Мэри Пикфорд, любимица Америки, когда-то обожаемая миллионами, скончалась от кровоизлияния в мозг 29 мая 1979 года в возрасте восьмидесяти семи лет. Она была похоронена на кладбище мемориального парка Forest Lawn в Калифорнии на том же участке, где покоились ее мать, брат и сестра.

Актриса входит в сотню самых великих киноактеров всех времен по версии Американского института кино и была удостоена звезды на Голливудской Аллее Славы.

743664_star (300x225, 16Kb)