cоздание сайта недорого

София Коппола - биография режиссера-бунтарки

 

София Коппола (Sofia Coppola), род. 14 мая 1971 — независимый американский кинорежиссёр, сценарист, актриса и кинопродюсер, снявшая пять полнометражных фильмов: «Девственницы-самоубийцы», «Трудности перевода», «Мария-Антуанетта», «Где-то», «Элитное общество». Дочь Френсиса Форда Копполы и Элеоноры Джесси Копполы (урожденной Нил).

 

В коллекции наград Софии – «Оскар», мечта каждого режиссера, и «Золотая малина», вручения которой весь Голливуд боится как огня. В ее гардеробе – вечерние платья от Марка Джейкобса и «тонны» рваных джинсов. А ее любимый «модный аксессуар» – томик Набокова на дне сумочки собственного изготовления. Кто она – взбалмошная дочь знаменитого режиссера или творческая личность, нашедшая свой путь в искусстве?

 

Перед камерой – в пеленках

 

София Кармина Коппола родилась 14 мая 1971 года на Манхэттене. Уже в силу появления на свет в семье культового режиссера Фрэнсиса Форда Копполы и его супруги Элинор, снимавшей документальные фильмы, она была обречена на то, чтобы ее облик запечатлели на кинопленке с юного возраста. О Копполе говорят: он снимает не фильмы, а семейные альбомы – в любой его картине хотя бы на заднем плане да мелькают представители его многочисленного клана. Вот и София начала сниматься раньше, чем ходить и говорить. Помните эпизод с крещением мальчика в «Крестном отце»? Роль младенца сыграла София, которой было несколько месяцев от роду. Судя по всему, девочка не огорчилась, когда, повзрослев, узнала, что в титрах ее имя не значится.

 

Малолетней Софии и старшим братьям, Жан-Карло и Романо, съемочная площадка заменяла площадку для игр. Фрэнсис Форд и по сей день полагает, что съемки – самая интересная игра для ребенка, а Элинор, работавшая с мужем, утверждает, что лучшего способа присмотреть за отпрысками и не придумаешь – дети все время на глазах. София невольно усваивала «уроки режиссуры». Коппола-старший часто пересказывает эпизод семейной «хроники»: как-то они с женой, находясь в автомобиле, спорили о том, куда ехать дальше. Дремавшая на заднем сиденье София, разбуженная громкой «итальянской» сценой, спросонья скомандовала: «Стоп, снято!».

 

Ностальгия по «Апокалипсису»

 

В пять лет София оказалась на Филиппинах со съемочной группой фильма «Апокалипсис сегодня». Ее впечатления напоминают смесь хоррора со второразрядной комедией: то папа-режиссер срывал голос на Дэнниса Хоппера, «позавтракавшего» перед съемками гремучей смесью алкоголя и наркотиков, то метал громы и молнии на Марлона Брандо, позволившего себе располнеть до такой степени, что костюмы на нем трещали по швам, а тот в ответ орал, что похудеет, если ему повысят и без того астрономические гонорары; а в довершение ко всему у Майкла Шина, игравшего одну из главных ролей, случился инфаркт – не то от адской жары, не то от накала рабочих и киношных страстей на площадке. Коппола-старший выплескивал злость на Элинор, та угрожала разводом – всё это на глазах у детей… Впрочем, София, рисовавшая пальмы и пролетающие над ними вертолеты, на которые насмотрелась за дни съемок, чувствовала: отец способен закатить сцену «не по сценарию», но бросить семью не решится.

 

Не развелись супруги во время «апокалиптических» съемок чудом – сработало итальянское чадолюбие: ни Фрэнсис, ни Элинор не представляли, как воспитывать детей в неполной семье. Лишь потом, когда фильм получил в Каннах «Золотую пальмовую ветвь», а документальная хроника Элинор также удостоилась наград, домочадцы, вернувшись в семейную резиденцию в долине Напа, вспоминали о работе над лентой с чувством глубокого облегчения: «Ну, вот и «Апокалипсис» пережили».

 

Актриса поневоле

 

Годы шли, подрастающая София мечтала, что папа наконец бросит «свою дурацкую привычку» давать ей второстепенные роли чуть ли не в каждой его картине. Нет, о главных ролях она и не мечтала: девочка считала себя нефотогеничной, а при виде направленной на нее камеры робела, чувствуя себя «деревянной куклой». Была и другая причина: «Не хочу быть актрисой – не люблю, когда мне приказывают». Но Коппола-старший не привык к возражениям, и до 16 лет София снялась в десятке его фильмов. Другие подростки могли лишь мечтать о таком везении: общаться с кинозвездами, без труда получать роли. Но тихую вдумчивую Софию подобная участь тяготила: ей больше нравилось рисовать, писать рассказы – как говорится, «в стол». От книг ее было не оторвать – Мисимой и Акутагавой она зачитывалась так, что не слышала, когда к ней обращались. «Рассеянная», «не от мира сего» – еще самые лестные эпитеты, которыми ее награждали. Лишь раз Софии понравилось работать с отцом: тот, видя ее эскизы, в 1987 г. попросил ее помочь в работе над костюмами и сценарием «Нью-йоркских историй». Вне объектива девушка чувствовала себя как рыба в воде – вкуса и изобретательности ей было не занимать, а комплексы по поводу незвездной внешности уже не имели значения.

 

Через пару лет Коппола, сам о том не догадываясь, невольно поставил точку в актерской карьере дочери. Планируя съемки третьей части «Крестного отца», на роль Марии Корлеоне он пригласил Вайнону Райдер. Та в последний момент отказалась, сославшись на болезнь. Единственной мало-мальски подходящей кандидатурой, к тому же помнившей роль, оказалась София – ей и пришлось экстренно выручать папу, взвалив непосильную ношу на себя. Критики обрушились на исполнительницу: «Коппола из-за дочери чуть не угробил фильм!», «Эту дилетантку на пушечный выстрел нельзя подпускать к съемочной площадке!», «А внешность! Только посмотрите на ее нос!». Тут подоспела и церемония вручения премии «Золотая малина», присуждаемой никудышным актерам и режиссерам, – Софию не преминули наградить как «худшую начинающую актрису». Впрочем, та почти радовалась: наконец удалось убедить отца в своей «профнепригодности» и отправиться в Калифорнийский колледж искусств изучать живопись и фотографию.

 

Casual с изюминкой

 

Лет шесть киноманы о Софии не слышали. Зато ценители фотографии и модницы заговорили о ней не только как о дочери Копполы. Мало кто узнавал в невысокой шатенке в неизменных вязаных свитерах дочь известного режиссера – а между тем София востребована как фотограф, занимается рекламными проектами и съемками для глянцевых журналов.

 

В 18 лет она подружилась с модельером Марком Джейкобсом, основателем популярного в 90-х стиля гранж. Грубоватые ткани, темные тона, свободный силуэт, продуманная небрежность – то, что нравится Софии: она и сама носит рокерские клетчатые рубашки навыпуск и куртки-пиджаки. Именно Марк подал ей идею разработать свою линию одежды, и София с подругой Стефани Хэймен основали Milk Fed (Коппола занимается моделированием, а Хэймен – делами коммерческими) и открыли сеть магазинов Heaven 27. Неброский повседневный трикотаж в стиле 70-х и 80-х, уместный и в офисе, и на вечеринке: рельефная вязка, одна–две крупные детали вроде воротника или пуговиц, геометрический узор, круглые береты – формула этого стиля узнаваемо проста. Манекены в бутике одеты в стилизованные тигриные маски, но это не единственная его изюминка. Тут найдешь и фотоаппараты Polaroid, и журналы о путешествиях, и книги карманного формата – современную классику вроде Набокова или Мисимы: София считает, что интеллект и серьезность никогда не выйдут из моды. Может, это и casual, но для искушенного покупателя.

 

Самоубийственная идея

 

Кино в жизни Софии отступает на задний план. Она развлечения ради работает над клипами друзей-музыкантов, «для себя» снимает короткометражку «Превзойти звезду». Вердикт критиков: «Вещь чертовски стильная и чертовски странная». Второе и отпугнуло зрителей – популярностью фильм не пользовался. София зарекается: отныне никаких фильмов!

 

Обещания она не сдержала. Прочитав роман малоизвестного автора Джеффри Евгенидеса «Девственницы-самоубийцы», София не могла заснуть несколько ночей – из головы не шел сюжет книги: в 70-е годы сестры-школьницы из американской глубинки, запертые в доме фанатично строгой матерью и безвольным отцом, не находят иного способа выбраться из заточения, кроме организованного самоубийства, а влюбленные в сестер соседские мальчишки собирают «реликвии», напоминающие о девочках: фото, записки, грампластинки… Прошли годы, ребята повзрослели, но загадка гибели сестер все больше волнует их. А тут, как на грех, до Софии дошел слух: некая киностудия планирует экранизировать книгу Евгенидеса, добавив в некассовый сюжет сцены насилия. Коппола решила спасать любимый роман, опередив «конкурентов»: отключила телефон, надела наушники, снова и снова ставя диск любимой группы Air, – и написала сценарий, лирический и «старомодный», как сама книга.

 

Коппола-старший был не в восторге от «каприза» дочери: ретро всем приелось, тинейджерские проблемы оставят взрослых людей равнодушными, и что за причуда – пригласить французских электронщиков Air, известных разве что продвинутой клубной публике, для записи саундтрека? Но София была непреклонна, и отец скрепя сердце согласился продюсировать обреченную, по его мнению, картину, да и с актрисами Кэтлин Тернер и Кирстен Данст договорился. На съемочной площадке «Самоубийц» Фрэнсис появлялся, чтобы поруководить дочерью: «Ты слишком тихо говоришь «Мотор!». Кричи громче!» София в ответ улыбалась: ей-то с детства было известно, что на актеров вопли режиссера производят действие прямо противоположное желаемому. Однажды после ухода Фрэнсиса один из актеров не удержался от замечания: «Впервые работаю с режиссером, не охрипшим от крика».

 

Больше таинственности!

 

Вопреки прогнозам Копполы-старшего, «Самоубийцы» удостоились поощрительной оценки на Каннском фестивале и вошли в десятку лучших фильмов 2000 года. Зрители выстраивались в очередь за билетами, реплики героев разошлись на цитаты, песни Air из саундтрека звучали на каждой вечеринке, а книги Евгенидеса сметали с полок магазинов. Это было еще не признание – фильм сочли противоречивым и слишком камерным, но интерес к Софии он вызвал однозначно.

 

А в таблоидах промелькнула новость: во время съемок София «тихо» вышла замуж за режиссера Спайка Джонса. Знакомы они были лет десять, но, по словам Софии, оставались «просто друзьями». Роднили их интересы: фотография, видеоклипы, грандиозные планы. Представьте себе удивление Марка Джейкобса, когда София позвонила ему и самым будничным тоном попросила… сшить ей свадебное платье! Бракосочетание было более чем скромным: молодожены обменялись кольцами под звуки песни Тома Уэйтса «Вот идет невеста» – и провели медовый месяц на съемочных площадках (Спайк как раз снимал фильм «Быть Джоном Малковичем»).

 

Брак просуществовал до выхода второго фильма Софии «Трудности перевода», снятого в Японии. Для публики формулировка причины развода «непримиримые разногласия» стала такой же неожиданностью, как и свадьба, – не любящая шумихи вокруг собственной персоны София хранила молчание о личной жизни, и журналистам оставалось гадать о причинах расставания по самой картине. Утверждали: герой фильма – трудоголик, помешанный на карьере фотографа и не уделяющий жене времени – списан Софией со Спайка. Джонс не пришел на пресс-конференцию, посвященную выходу фильма, и раскрывать подноготную супружеских отношений тоже не спешил. «Больше таинственности!» – как говорит один из персонажей картины…

 

Служебный роман

 

Дальнейшая история не менее известна, чем сюжет «Трудностей перевода»: София получила «Оскар» за сценарий в 2004 году и перешла из категории многообещающих режиссеров в число признанных. Но и подробности ее личной жизни обсуждали едва ли не больше, чем творческие успехи. Поговаривали, что у Софии завязался на съемках «Трудностей» роман с актером Джованни Рибизи, что и стало причиной развода с Джонсом. Но причина оказалась менее романтичной: Спайк отчаянно критиковал работу Софии, неделями пропадал на студиях, практически не бывая дома, и слышать не хотел о ребенке, а София, выросшая в большой семье, не представляла себе брака «на расстоянии» и без детей. Журналисты видели разведенную Софию с Квентином Тарантино, предполагая, что отношения у них не просто коллегиальные. Застукивали ее с актером Киану Ривзом и певцом Энтони Кидисом. Ей пытались приписать роман даже с Марком Джейкобсом, хотя тот в силу своих наклонностей женщинами интересуется исключительно как моделями и собеседницами. Впрочем, София с подросткового возраста отличалась умением «просто дружить» с представителями сильного пола. В юности она признавалась, что не умеет кокетничать, и в шутку называла себя «профессиональной старой девой».

 

Но служебный роман не обошел ее стороной. София, славившаяся нетривиальными музыкальными предпочтениями, сделала музыкантам французской группы Phoenix «предложение, от которого невозможно отказаться», – записать песню для саундтрека к «Трудностям». Во время этой записи она и пообщалась потеснее с солистом Томасом Марсом, с которым до тех пор была знакома лишь по дискам. Певец и режиссер разговаривали часами – и договорились до близких отношений во всех смыслах этого слова: вскоре они уже жили вместе в Париже, а Phoenix во главе с Томасом по милости Софии Копполы стали… придворными музыкантами Марии-Антуанетты!

 

Горький мармелад

 

Столь необычная участь постигла Томаса так: София, заинтересовавшись биографией королевы Марии-Антуанетты, решила снять о ней картину, где исторические моменты переплетались бы с современными эпизодами, – ей показалось злободневным, что четырнадцатилетней девочке-подростку, какой была выданная замуж за Людовика Мария, приходится принимать непосильные решения. София продумывала каждую мелочь – вплоть до того, что, снимая званый ужин, заказала в кондитерской пирожные и мармелад в тон платьев героинь. К вечеру съемочная группа объелась пирожными так, что мармелад после них казался горьким. Коппола намеренно внесла анахронизмы в фильм, пользуясь методом, придуманным еще королем поп-арта Энди Уорхолом: наряды актеров не столько исторические, сколько стилизованные; в одном из кадров в траве валяется современная туфелька, оброненная одной из актрис и намеренно не убранная по решению Софии, а развлекают юную королеву «придворные рокеры» Phoenix!

 

Съемки «Марии-Антуанетты» проходили в Париже, где, как известно, от людских глаз не скрыться, особенно если ты богат и знаменит. То, что хрупкая София набрала вес и при этом буквально светится от счастья, заметили и на съемочной площадке: «Уж не беременна ли она?» 28 ноября 2006 года у Софии и Томаса родилась дочь Роми – мать назвала ее в честь брата Романо. Регистрировать свои отношения счастливые родители не спешат. А может, просто никак не выкроят время на столь второстепенное занятие?

 

До встречи – где-нибудь!

 

«Ох уж эти киношники – французскую историю перекроили на американский лад!» – сетовали некоторые зрители, посмотревшие вышедшую на экран в 2006 году «Марию-Антуанетту». Но картина получила «Оскара» за лучшие костюмы и была номинирована на «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах.

 

А что же София? Взяв тайм-аут после рождения Роми, она не только бегала по магазинам «за распашонками», хоть и признается, что теперь это ее любимое занятие. Она создавала эскизы одежды и написала сценарий фильма «Где-нибудь», съемки которого в Париже сейчас в самом разгаре. Критики уже внесли его в список долгожданных премьер 2010 года. А посему у Копполы-старшего есть все основания гордиться упрямой и талантливой дочерью, добившейся успеха на всех фронтах.

 

Лет десять назад Софию упоминали как дочь Фрэнсиса Форда Копполы, знаменитого режиссера. Нынешнее поколение воспринимает Копполу-старшего как отца Софии Копполы, иконы стиля, создающей культовые киноленты и бренды. Как говорится, ощутите разницу!

 

«В детстве я хотела скорее подрасти. Мне казалось, что я просто создана для того, чтобы быть сорокалетней, а подростковый возраст мне не идет».

 

«Мне интереснее, когда я смотрю на мир, чем когда мир смотрит на меня».

 

Удобно – значит модно

 

«Я люблю комфорт, ведь я из Калифорнии, наряд не должен быть слишком строгим, чтобы я не чувствовала, что на мне костюм» – вот кредо Софии-модельера. Она признается, что мечтает выглядеть, как героини любимых фильмов ее детства: женственно и чуточку старомодно.

 

Всегда под рукой

 

Первую сумочку София соорудила для себя сама, отчаявшись найти в магазине что-то вмещающее ее неизменные блокноты, но при этом не громоздкое. Теперь сумки от Софии – кожаные, вязаные и даже из прозрачного пластика – часть ассортимента Milk Fed. Отличаются они легкостью и практичностью: и место для зонтика и любимой книги в них найдется, и руку не «отрывают» тяжестью.

 

Пьянящее имя

 

Клан Коппола, владеющий виноградниками в долине Напа, имеет небольшой винный бизнес. Главный продукт – легкое шипучее вино, продающееся в малиновых жестяных баночках с соломинками, как соки. Фрэнсис Форд назвал его в честь дочери – Sofia.

 

Тома Иванова

 

 

Aquarelle - Январь 2010

 

http://www.aquarelle.md