cоздание сайта недорого

Алиса Бруновна Фрейндлих - биография

 

altАлиса Бруновна Фрейндлих (р. 8 декабря 1934) — советская и российская актриса театра и кино, певица. Народная артистка СССР (1981).

 

Алиса Фрейндлих родилась 8 декабря 1934 года в Ленинграде. Ее отец Бруно Артурович Фрейндлих играл на лучших ленинградских сценах, много снимался в кино. Мама — Ксения Федоровна Федорова в юности актриса.

 

Бабушкина родня - немцы Зейтцы, обосновалась в Петербурге еще в екатерининские времена. Где-то тут, недалеко от Петербурга, затевался фарфорово-стекольный завод, и туда приглашали немецких стеклодувов. Прапрапрадед Алисы Бруновны приехал из Северной Германии, из Мекленбург-Шверина. А дедова сторона — Фрейндлихи тоже перебрались в Россиию из Германии еще в XVIII веке, также были приглашены как мастеровые. Это была знаменитая династия немцев-стеклодувов. Дед Алисы Френдлих — Артур Иванович начинал, как стеклодув, а потом занялся коммерцией и открыл собственный магазин на Мойке «Изящная обувь Фрейндлих». Его сын Бруно Фрейндлих избрал иной путь — он стал актером и положил начало целой актерской династии: и его дочь Алиса (в переводе «всеобщая любимица») стала актрисой и его внучка Варвара, а также правнук Никита сегодня студент театрального училища.

 

Бруно Фрейндлих познакомился со своей будущей женой Ксенией Федоровой, тогда начинающей актрисой, в Театре рабочей молодежи. Пара поженилась, и в декабре 1934 года у них родилась дочь — Алиса. Детство девочки пришлось на Ленинградскую блокаду. Самую тяжелую зиму им помогла пережить бабушка с ее немецкой практичностью, которая четко распределяла хлеб и выдавала по кусочку по часам. Алиса с мамой и бабушкой переживут все 900 дней блокады вместе (их квартиру неподалеку от Исаакиевского собора разбомбило еще зимой 41-го). Девочка навсегда запомнит вкус студня из столярного клея. Спасали их и запасы специй, которые хранила бабушка — педантичная немецкая хозяйка.

 

Позже родственников Алисы Фрейндлих отправили в Сибирь всего лишь потому, что они были немцами. Часть семьи была репрессирована. Мать Алисы - Ксению Фрейндлих спасло, по всей видимости то, что ее муж Бруно Френдлих был тогда в эвакуации вместе со своим театром. «Кстати, к нам отец так и не вернулся – в эвакуации у него появилась новая семья», - расскажет позже в одном из интервью актриса.

 

Коренная ленинградка Алиса Фрейндлих в детстве мечтала стать балериной, потом думала об оперной сцене, поскольку у нее обнаружился редкий голос — высокое меццо-сопрано. Поэтому все, кто знал юную Алису нисколько не удивились ее решению поступать на актерский факультет. В театральном за ее спиной шептали - «ну, конечно, папа постарался», хотя Бруно Фрейндлих никак не участвовал в ее поступлении. Алиса с детства решила, что сможет стать знаменитой актрисой без протекции отца, тем более что у отца и дочери были сложные взаимоотношения. Ксения Федорова воспитывала дочь одна, поэтому из актерской профессии ушла в бухгалтеры. У Бруно Артуровича появится новая семья, где родится дочь Ирина — сводная сестра Алисы Бруновны. Ирина долгое время даже не знала о существовании сестры.

 

Зато в студенческие годы Бруно Артурович станет лучшим другом Алисы. Но его никто не сможет упрекнуть, что его имя помогло дочери пробиться на сцену.

 

В том, что природе не удалось отдохнуть на Алисе Фрейндлих ленинградцы смогли убедиться сразу после того, как девушка окончила театральный институт и вышла на сцену театра имени Комиссаржевской, где проработает с 1957 по 1961 год. В этой сильной труппе работала целая династия Боярских. Миша Боярский был в ту пору всего лишь маленьким зрителем. Появление молодой талантливой актрисы взбудоражило весь театр. Все были заинтригованы, а Миша Боярский просил отца купить шоколадку, чтобы подарить ее Алисе. Вскоре она проявила себя, как потрясающая актриса, на спектаклях которой были постоянные аншлаги.

 

Самой первой ролью Фрейндлих на профессиональной сцене была роль четырнадцатилетнего подростка Гоги в постановке «Человек с портфелем» по одноимённой пьесе Алексея Файко. По сценарию мальчик постоянно говорил на французском языке, а актриса его совершенно не знала (в школе Фрейндлих учила английский), в связи с чем ей пришлось разучивать нужные фразы.

 

После перевоплощения в мальчика, как говорила сама Фрейндлих, была «просто целая цепь разных Оль, Маш, Вер, в общем, целая стайка девочек, довольно досадно похожих друг на друга».

 

Одним из спектаклей, где Алиса Бруновна сыграла второстепенную роль, по злому стечению обстоятельств, стал «Рождены в Ленинграде» режиссёра Ильи Ольшвангера по одноимённой пьесе Ольги Берггольц. Во время постановки Фрейндлих пришлось пережить многие события блокады города. Зрителями, как вспоминала актриса Александра Дельвин, были сплошные блокадники. Премьерные показы проводились в мёртвой тишине, а под конец спектакля некоторые молча стояли, некоторые — плакали навзрыд.

 

Зато первые роли Алисы Фрейндлих в кино останутся почти незамеченными. В основном это небольшие эпизоды. Кинематографисты считали, что она - «некиногенична», ее не утверждали на роли из-за «сложной» внешности. Несмотря на это ее глаза, манера держаться в кадре завораживали зрителя с первых секунд. Камера, в отличии от киночиновников, полюбит ее сразу. Некоторым режиссерам все же удавалось снимать в эпизодах удивительную и не похожую ни на кого актрису.

 

Тем временем на театральной сцене судьба свела Алису Фрейндлих с режиссером Игорем Владимировым. Название их первого совместного спектакля «Время любить» стало знаковым. Владимиров возглавил Театр им. Ленсовета, а вскоре туда перешла и Фрейндлих. В 27 лет она встретила своего режиссера и стала его музой, а затем и женой. Те годы многие вспоминают, как годы самых блистательных успехов театра имени Ленсовета. За 22 года службы в этом театре Алиса Фрейндлих (1961—1983 гг.) сыграет 22 роли. Среди её репертуара была и Селия Пичем из «Трёхгрошовой оперы» Брехта, и Джульетта Капулетти из «Ромео и Джульетты» Шекспира, и Катерина Ивановна из «Преступления и наказания» Достоевского.

 

Почти все спектакли, поставленные в то время Владимировым, были связаны с музыкой, в этом он был одним из первых в отечественной музыкальной режиссуре, но без музыкального таланта Алисы Фрейндлих, такого успеха бы не было. Билеты в театр раскупались за месяц вперед, зрители шли «на Фрейндлих».

 

А ей ради работы в театре часто приходилось отказываться от съемок. Многие роли, попавшие в классику кино, проходили мимо.

 

Игорь Владимиров очень ревностно относился к работе Алисы Фрейндлих с другими режиссерами, даже, если предложение делал сам Андрей Тарковский. Правда однажды ей все-таки повезет. В «Сталкере» она сыграет жену главного героя. Работа займет всего несколько дней, но эту небольшую роль Алисы Фрейндлих невозможно забыть.

 

 alt 

 

Со временем Игоря Владимирова начнут упрекать, что ради жены он поступается интересами театра, что театр Ленсовета — это театр одной актрисы, а не театр режиссера Владимирова. Свои отношения с мужем Алиса Фрейндлих никогда ни с кем не обсуждала. Но спустя 20 лет этот творческий и семейный союз распался. Еще пять лет она продолжала играть в театре имени Ленсовета, несмотря на то, что предложения поступили сразу же.

 

alt

Из киноработ того периода можно отметить следующие. В 1974 году Алиса Фрейндлих снимается в фильме «Анна и командор». Главную роль в фильме должна была исполнить Эдита Пьеха, но муж и композитор Александр Броневицкий из-за ревности запретил ей сниматься. Зато Алиса Фрейндлих была искренне рада тому, что в картину попала именно она, ведь это был фильм о любви мужчины и женщины. В нем не было никаких производственных конфликтов. Так о любви еще не снимали.