cоздание сайта недорого

Алла Тарасова - лучшая Анна Каренина на театральной сцене

alt

Алла Константиновна Тарасова (25 января (6 февраля) 1898 — 5 апреля 1973) — советская актриса театра и кино, педагог; народная артистка СССР (1937), лауреат пяти Сталинских премий. Звезда Московского Художественного театра. Лучшая исполнительница роли Анны Карениной в истории мирового театра.

 

Алла стала непревзойденной Карениной. Своим исполнением она покорила не только сердца властной элиты, которая простила ей и дворянское происхождение и брак с белым офицером, но и простого зрителя. Ей рукоплескал Париж, а именитые режиссеры заявляли «увидев такое исполнение, не страшно и умереть». К сожалению, в наше время мало, кто помнит об этой актрисе, когда-то считавшейся первой официальной артисткой страны, актрисе, обласканной властью и народной любовью. Её наследие — несколько черно-белых фильмов, один из которых мхатовский фильм-спектакль «Анна Каренина» (1953). Он, однако, откровенно неудачен и не дает возможности судить о таланте Тарасовой. С момента премьеры прошло шестнадцать лет, «спектакль развалился и одряхлел», исполнительнице главной роли было уже 55 лет. Мхатовцы, увидев свою культовую постановку со стороны, просили никогда ее не показывать. «Сейчас, спустя пятьдесят лет, это начали показывать дискредитируя имя великой русской актрисы», - заявлял Виталий Вульф.

 

Алла Константиновна одна из тех актрис, на которую шли, простаивая ночами у театральных касс в ожидании счастливого билета. Тогда «театр начинался с вешалки» - еще в гардеробе зрителю советовали взять бинокль, «потому что сегодня играет Алла Тарасова».

 

Будущая актриса родилась в Киеве в семье профессора киевского университета Константина Прокофьевича Тарасова, когда-то служившего военным врачом и потомственной дворянки Леониллы Николаевны. Семья была большой и необыкновенно дружной, дети вместе играли, катались по Днепру, а вечерами пели. Послушать Аллу Тарасову собирались все соседи.

 

Бабушка Аллы была польской княгиней, впрочем об этом актриса некогда не писала в официальных анкетах. Здесь Тарасова указывала двух сестер и брата. Позже будут найдены фото из семейного альбома, на которых изображены все пятеро детей Тарасовых. Еще бы, первая официальная актриса СССР не могла писать о брате, который служил в армии Деникина начальником контрразведки. О любимой сестре Елене Алла упоминала кратко: «Живет во Франции. Связи с ней не имею». Елена была женой князя Святополка-Мирского, возглавлявшего известную «Дикую дивизию» Николая II.

 

Будучи девочкой, Алла была покорена игрой мхатовцев, которые давали спектакли в Киеве. С тех пор она загорелась мечтой о сцене. Как только наступило совершеннолетие, девушка перебралась в Москву, чтобы поступить в МХТ.

 

Она дебютировала на театральной сцене в 1916 году в постановке «Зеленое кольцо» по пьесе Зинаиды Гиппиус в роли Финочки. 18-летняя Аллочка с первого шага на сцене покорила зрителя. Буквально за одни сутки она стала любимицей Москвы. Алла оправдала доверие режиссера, не без сомнения отдавшего главную роль угловатой и неопытной актрисе, которую во второй студии МХТ считали «не красивой, лишенной женского обаяния», пленявшей однако «творческой гибкостью, вдумчивостью и чуткостью к партнеру — удивительное в такой юной актрисе». Она была очень худа, плечиста, с большими нескладными руками и ногами.

 

На утро после премьеры газеты пестрили заголовками, называя Тарасову «чудом в Милютинском переулке» (именно здесь находилась вторая студия МХТ). Театральная Москва в буквальном смысле ломилась на спектакль, чтобы увидеть восходящую звезду, силой и мощью дарования напоминавшую знаменитую актрису Веру Комиссаржевскую. Талант Тарасовой быстро возвел ее в ранг музы Станиславского.