cоздание сайта недорого

Лия Ахеджакова - звезда к\ф "Служебный роман", "Гараж"

alt

 

Лия Меджидовна Ахеджакова (9 июля 1938 г.р.) — советская и российская актриса театра и кино. Заслуженная артистка РСФСР (1970). Народная артистка России (1994).

 

… Она многогранная актриса и настоящая волшебница, которой подвластны практически все образы - от элегантной светской красотки до изъеденной временем нищенки, от научного сотрудника и активистки до 11-летнего мальчишки. В своей профессии она прошла долгий путь от периода «куриных ног», сыгранных в ТЮЗе, до головокружительного успеха лучших советских комедий. Ей удалось стать музой культовых российских режиссеров — Эльдара Рязанова и Романа Виктюка. Она — королева эпизода и именно та актриса, которая умеет делать маленькие роли большими и многоплановыми, так, что иногда Ахеджакова — это единственное, что остается в народной памяти от целого фильма или спектакля. Сегодня скромная Лия Ахеджакова может похвастаться более чем 60 киноролями. Две из которых принесли ей премию «Ника» и обе за роли второго плана, эпизодом в оскароносной мелодраме «Москва слезам не верит», а также, конечно, самой первой своей наградой и сразу международного уровня — призом фестиваля в Локарно (Швейцария) за лучший актерский дебют. В 2015 году удостоена почётного приза премии «Ника» в номинации «Честь и достоинство».

 

Детство. Семья

 

Лия Ахеджакова родилась 9 июля 1938 года в городе Днепропетровске (Украинская ССР). Актриса не любит рассказывать историю своего появления на свет. Известно лишь то, что она всю жизнь считала своим отцом, удочерившего ее Меджида Салеховича Ахеджакова, главного режиссера Майкопского русского драматического театра. Мама Лии - актриса Юлия Александровна Ахеджакова.

 

alt

Детство будущей звезды советского экрана прошло в столице Адыгеи - Майкопе и пришлось на послевоенное время, так что она видела все трудности жизни провинциального театра, который играл в продуваемых всеми ветрами клубах. Так работала ее мама — красавица Юлия Александровна. Страдавшая туберкулезом женщина не имела другого выбора — люди, пережившие войну, скучали по театру. Провинциальный театр большую часть времени находился на гастролях — труппа колесила на автобусах, на поездах, на лошадях, а однажды ехали на осле. С пяти лет Лия путешествовала вместе с родителями. Несмотря на голод, одним из самых светлых воспоминаний детства остаются представления, больше напоминающие клоунов Филлини — на сцене сооруженной на живописном лугу собираются зрители, доносится квакание лягушек с речки, где прямо на траве, где на скамьях сидят зрители. Подернутые легким флером воспоминания сменяются другими. Лия видит как маму ведут с очередной поездки всю в грязи — женщина выпала из машины, когда ее тряхнуло на пригорке. Нескольких секунд хватило Юлии Александровне, чтобы подобрав под себя ноги, избежать колес грузовика. Позже Лия много рассказывала о самоотверженности в профессии больной туберкулезом мамы: «... Мою маму, с четырьмя кавернами в легких, затягивали в корсет... Какая же это актерская самоотверженность - в жару, в корсете, в парике, с наклеенными ресницами терзать себе душу в течение двух-трех часов, а потом за кулисами кашлять кровью. Бабушка умерла, а она в этот день играла Сюзанну из "Женитьбы Фигаро": нельзя было отменить спектакль. Когда мама умерла, я тоже играла".

 

Мало кто знает, что 10-летняя девочка спасла сразу несколько своих родственников от смерти. Мать и тетя Лии болели туберкулезом легких. В тяжелое время лекарств не было. Однажды девочка вычитала в газете о новом препарате от туберкулеза. Она поняла, что может помочь близким и написала письмо самому Сталину. Каково же было удивление семейства, когда в ответ на письмо с завода пришла большая упаковка препарата — его хватило на всю семью. В ответ Лия написала Сталину письмо с благодарностью и пообещала окончить школу с золотой медалью. Сказано-сделано, хотя позже Ахеджакова признается, что эта медаль стоила ей здоровья.

 

Покорение столицы: от Цветмета до ГИТИСа

 

После окончания школы в Майкопе Лия Ахеджакова приехала в Москву. "Я выросла в любви и ненависти к каторжному актерскому труду", - вспоминает Ахеджакова. Она попыталась прервать семейную традицию и стать журналистом. Приехала в Москву поступать в университет. Однако на собеседовании от волнения забыла даже собственное имя и в МГУ не попала. Следующим пунктом ее назначения оказался Московский институт цветных металлов и золота, где первым делом студентка записалась в художественную самодеятельность. Через полтора года учебы Лия променяла цветные металлы и золото на учебные мастерские ГИТИСа. Туда ее приняли с распростертыми объятиями, поскольку она отлично вписывалась в редкое амплуа «травести». Актриса не скоро поймет, что это был приговор, а ее истинное амплуа — трагикомическая артистка.