cоздание сайта недорого

Матлюба Алимова - биография звезды "Будулая"

alt

 

Страстная Лаура из «Маленьких трагедий», коварная Ирина - царица византийская из «Василия Буслаева», гордая и дикая Настя из всеми любимого «Цыгана» - именно по этим ролям ее запомнили зрители.

 

«Володя порой не знал, как вести себя со мной»

 

Матлюба Алимова родилась 12 августа 1954 года в Андижане. Узбечка она только по папе. В маминой же крови намешано столько! И грузины, и русские, и поляки, и немцы. Но воспитывали девушку всё же по восточным традициям. Сама же Матлюба всегда хотела быть актрисой, в 1978 году она окончила актерский факультет ВГИКа. Там училась у выдающегося актера Алексея Баталова. Об этом человеке Алимова всегда высказывалась только с глубочайшим уважением: «Баталов до сих пор остается для меня эталоном личности. А знаете, как он нас выпускал на сцену? Вот стоишь, волнуешься перед выходом и только соберешься выйти в нужный момент, как он берет за плечи и шепчет: “Стой, стой, стой…”, а потом тихонько подтолкнет ладонями: “Пошла!” После этого, поверьте, уже ничто не страшно».

 

На параллельном курсе на режиссера учился Мурат Ахметов, Матлюба влюбилась в него – это была взаимная и сумасшедшая страсть. Сыграли свадьбу, однако брак долго не продлился - муж изводил молодую актрису ревностью: «Он меня серьезно обидел, а потому после развода мы не общаемся».

 

Сразу же после окончания ВГИКа состоялся дебют Алимовой в кино. Ее первой ролью стала Лаура в ленте «Маленькие трагедии», поставленной Михаилом Швейцером по произведениям Пушкина. Так что в первой же своей картине Матлюбе посчастливилось играть вместе с грандами советского кино. «О, “Маленькие трагедии” – это почти как обморок. Но не от страха, а от восторга, - признавалась Алимова. - Ведь какой состав: Смоктуновский, Бурляев, Белохвостикова! Ну и, конечно, Владимир Высоцкий».

 

С ним Матлюба познакомилась немного раньше - в 1978 году, еще перед съемками. «То, что сразу возникло между мной и Володей, можно назвать лишь особенным духовным родством, - рассказывала актриса. - Нам не было дискомфортно друг с другом. Напротив. Я была настолько непосредственной девочкой, что, не задумываясь, сразу стала называть его по имени и на ты. Весь “Мосфильм” тогда был в шоке. Чуть позже я поняла, почему. Его все, за исключением лишь Швейцера и Софьи Абрамовны Милькиной (жены и сорежиссера М. Швейцера), называли по имени-отчеству, а когда он входил в павильон, все разговоры моментально замолкали. При нем все разговаривали шепотом. Это было уважение, доходящее до какого-то трепета. Несмотря на свой невысокий рост, Володя всегда казался мощным, громадным существом. Это вообще была какая-то громадная, непонятная силища».

 

С Матлюбой Высоцкий всегда в общении был джентльменом в высшем понимании этого слова. Но Алимова была девушка непредсказуемая: «Если есть в жизни какие-то стандарты, то у меня их до сего дня нет. И даже Володя порой не знал, как вести себя со мной. Терялся. Мог, например, любя сказать: “Ну, тебя надо немного откормить”». Ходили слухи и об «особых» отношениях артистов, особенно после того, как Владимир заехал за Матлюбой перед концертом на своем знаменитом «Мерседесе». Тогда вся гостиница на уши встала в надежде узнать, кто же новая избранница Высоцкого. «Даже после его смерти, когда меня где-либо встречали, все спрашивали: “Ну, как? Ты хоть спала с ним?” И, услышав отрицательный ответ, говорили: “Ну и дура!” - рассказывает Алимова. - Признаюсь, для меня он до сих пор не умер».

 

«Настя – это мое второе имя!»

 

Вслед за «Маленькими трагедиями» артистку пригласили на роль гордой Насти в сериал «Цыган»: «У нас была таборная жизнь, таборные взаимоотношения. А когда на съемки приезжал настоящий табор – был табор вдвойне! Поверьте, забыть такое трудно», - говорит она. После выхода фильма ходили слухи, что Михаил Волонтир - очень сложный человек, что были всякого рода проблемы на съемках. Но Матлюба это отрицает: «Мы с ним дружили. А как актер он вообще молодец. Знаете, он мог одеться в свой костюм и уйти на съемочную площадку. Так он вбирал в себя цыганский дух, дух дороги, странствия, свободы. Как же он продумывал каждый нюанс! Особенно мучился со сценой у костра, и поэтому мы снимали ее в последний съемочный день, когда он, наконец, смог себе объяснить, почему Будулай отказывается от Насти. Он ведь нормальный мужик, рассуждал Волонтир, а перед ним такая девочка пляшет!»