cоздание сайта недорого

Тамара Макарова - биография Хозяйки Медной горы

alt

Тамара Фёдоровна Макарова — советская киноактриса, педагог, профессор. Народная артистка СССР (1950).

 

Они с мужем удивительно дополняли друг друга и всюду появлялись вместе: на съёмках, в театрах и во ВГИКе.

 

Первое свидание

 

Родилась Тамара 13 августа 1907 года в Санкт-Петербурге в семье военного врача. С пяти лет она занималась хореографией и готовилась поступить в балетную школу Мариинского театра, однако революция изменила жизненные планы. Погиб отец Макаровой, и беззаботному её детству настал конец. Семья еле сводила концы с концами, но, несмотря на это, девочка продолжала танцевать. В подростковом возрасте Тамара не на шутку заинтересовалась актерством: из соседских ребят она «сколотила» дворовый театр, который с успехом выступал в окрестностях - за это детям давали хлебный паек.

 

Именно тогда Макарова решила, что, когда вырастет, станет актрисой. Это мечта предрешила ее судьбу. Ведь именно в мастерской «Мастафор», где Тамара задорно танцевала в эстрадной миниатюре, ее впервые заприметил Сергей Герасимов — будущий муж и блестящий кинорежиссер. Но, как часто бывает в жизни, первая встреча не стала решающей. Лишь спустя время судьба свела их снова.

 

Однажды Макарова проходила мимо киностудии «Ленфильм», и молодая девушка окликнула ее с заманчивым предложением сняться в кино. Тамара согласилась. На съемках киноленты «Чужой пиджак» она встретилась с Герасимовым снова. В фильме Макарова сыграла роль машинистки, ее героиня была настоящей женщиной-вамп, соблазняющей всех вокруг. Сергей же снялся в роли агента Скальковского. Именно тогда между ними вспыхнула любовь.

 

Первое свидание артистов проходило как в кино. Только режиссировала его Макарова. Она решила проверить своего кавалера на прочность. Сама Тамара жила на Лиговке – самом опасном районе Ленинграда и была знакома со всеми местными хулиганами. По её задумке, на выходе из ресторана, где проходило свидание, Сергея окружила лиговская шпана. При этом Герасимов и не подумал удирать. Тамару это потрясло. Настолько, что через месяц они с Сергеем уже были женаты. В первые годы жили скромно. В их комнатке не было даже занавесок - Макарова о них просто мечтала.

 

Муж всегда видел в Тамаре задатки большой актрисы и посоветовал ей поступить на киноотделение Ленинградского техникума. Тогда же Герасимов попробовал себя в новом деле — режиссуре, его дебютом стала комедия «Двадцать два несчастья». Успешное начало карьеры позволило режиссеру снимать один фильм за другим. В картине «Люблю ли тебя?» он впервые задействовал свою жену. Затем была лента «Семеро смелых» - опять-таки с участием Макаровой. Фильм рассказывал о стойкости и смелости молодых полярников, отправившихся на Крайний Север на поиски олова. Съемочная группа много ездила во время съемок в экспедиции, стремясь воссоздать реальную среду происходящих в фильме событий. В этой картине снимался и Пётр Алейников. Он не на шутку увлёкся Макаровой. Но рядом был «Аполлинариевич» – так Алейников называл Герасимова. «Не судьба», – вздыхал несчастный влюблённый.

 

«Главное – воспитать в актере интеллигента»

 

Когда началась война, Макарова и Герасимов отказались от эвакуации. Режиссер снимал фильм о защитниках Ленинграда, его супруга работала медсестрой в госпитале. В 1943 году всё же пришлось уехать в Ташкент. Там в семье Герасимова и Макаровой появился ребёнок – приёмный сын Артур. Сестру Тамары и её мужа репрессировали, а отдавать племянника в детский дом актриса не захотела. Фамилию Артур взял от приёмной мамы, а отчество – от приёмного отца.

 

В годы войны Герасимов снял еще одну масштабную картину — «Большая земля». А Тамару через несколько лет ждала если не роль всей ее жизни, то, безусловно, одна из самых знаковых в карьере. В киносказке «Каменный цветок», полюбившейся всем советским детям, актриса блестяще сыграла Хозяйку Медной горы. В 1946 году фильм посмотрело 23 миллиона зрителей, и Макарову пригласили сняться в главной роли в экранизации «Анны Карениной» в Голливуде! Вот только с западным кинематографом у нее так и не сложилось. За железный занавес советских актеров не пускали ни под каким предлогом.